"Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта
методическая разработка (1 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому, необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в нарушениями интеллекта становится приоритетной и актуальной на первоначальном этапе обучения.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

  • Развитие умения производить точные движения пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебные пальчики»

занятия с учащимися 1 классов

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому, необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в нарушениями интеллекта становится приоритетной и актуальной на первоначальном этапе обучения.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

  • Развитие умения производить точные движения пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Занятие №1.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры/ упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1.Организ.

Приветствие, подготовка рабочего места.

2.Основная часть

1. Разминка- реб. предлагается доставать палочки из стакана указательными пальцами обеих рук, затем средними пальцами обеих рук и т. д. (по одной)

2.Упр. «Играем в геометрию» - выкладывание  на столе геометрических фигур ( и не только)из палочек (превращения- из одних фигур делать другие)

3.Лепка объемных фигур из пластилина и счетных палочек (человек, еж, дерево)

 

Развивать  мелкую моторику

Развивать  мелкую моторику, мышление, воображение

Первые несколько палочек можно вынуть руками ребенка

Показать, как из счетных палочек можно выложить, например, квадрат

Реб. должен передвигать палочки не отрывая от стола, одним пальцем

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №2.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ

Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

1.Упр «Повтори движение»-реб. должен повторить движения пальцев педагога, который сидя напротив выполняет какую- либо фигуру

2.Аппликация «волшебная геометрия» - предложить детям  вырезать геометрические фигуры, наклеить их в произвольном порядке. Затем дорисовать к приклеенным фигурам необходимые детали, превратив их в какого- либо животного или предмет.

Развивать внимание, мелкую моторику

Развивать мелкую моторику, воображение, память

По ходу выполнения спрашивать у детей какую фигуру они наклеивают, и что бывает такой формы

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №3.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ

Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

Педагог: «отгадай загадку: эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы в маминой шкатулке…» (бусы)

1.«Давай разогреем наши пальчики»- упр. «Колечко»« Теперь возьми самую большую бусину и покатай между ладошками»

2.Сортировка бусин- предложить реб. отобрать разные по форме и цвету бусины и разложить их в разные емкости.

3.Нанизывание- задание реб.: нанизать бусы по заданному рисунку.

Развивать моторику рук

Развивать мелкую моторику, мышление, внимание

Указать на отличия бусин

По ходу выполнения спрашивать у реб. какой формы бусина, какого она цвета.

Материалы: образец бус,   бусины, леска для нанизывания

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №4.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ

Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

«Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?» (Вода)

1.«Достань сокровища»- предложить ребенку доставать из воды цветные пуговицы, бусины разными способами: двумя пальцами, ложкой.

2.«Мочалка»- предложить ребенку наполнить емкость водой с помощью поролоновой губки, набирая ею воду и отжимая в миску.

3.«Сказочный кораблик» - задание: построить «кораблик» из одноразовой тарелки и цветных прищепок.

Развивать мелкую моторику, память

Развивать мелкую моторику, внимательность

Развивать мелкую моторику, воображение

Показать рукой ребенка как действовать ложкой.

Наглядная демонстрация.

Показать рукой ребенка как крепятся прищепки к краю тарелки.

 

спросить у ребенка какого цвета «сокровища», какой формы

Предложить раскрасить фломастерами дно «кораблика»

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №5.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ

 Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

Психолог: «Склеить корабль, солдата, паровоз, машину, шпагу, а поможет вам, ребята, разноцветная…» (бумага)

«Что делают из бумаги?»

«Какая она -бумага?»  (тонкая, цветная)

1.Гимнастика для рук- смять лист бумаги одной рукой.

2.Задание: распрямить, разгладить смятый лист. «Лист такой же красивый, каким был раньше?»

3.«Плетение» -плетение из бумажных полос разного цвета.

Развивать память, воображение, мышление

Расширять словарный запас

Развивать моторику рук

Развивать моторику рук, мышление

Сказать несколько определений

Наглядная демонстра-ция

Выполнить несколько «шагов» плетения на образце ребенка

Материалы: заранее изготовленный образец полотна; нарезанные полоски из цветной бумаги

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №6.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры/ упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1.Организ.

Приветствие, подгот. рабочего места.

2.Основная часть

1.Упр. «кулак- ребро- ладонь»

2. Рисование по точкам. Реб. предлагается соединить по порядку точки, чтобы получился рисунок.

3.Психолог: «теперь давай раскрасим наш рисунок цветными карандашами»

Развивать мелкую моторику

Развивать внимание, усидчи-вость, мелкую моторику

Предложить  ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Соединить рукой ребенка первые 2-3 точки

Проба выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя вместе.

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №7.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ.

Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

Загадать реб. загадки: «Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь: солнце, горы, море, пляж. Что же это?» (карандаш)

«Палочка волшебная есть у меня, друзья! Палочкою этой могу построить я башню, дом и самолет, и большущий пароход!» (карандаш)  

1.Массаж- вращение карандаша ладонями обеих рук, пальцами.

Психолог: «Из чего делают карандаши?» «Какие деревья ты знаешь?»

2."Каждому листочку – свое место" – закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

3.«Раскрась картинку» -предложить реб. раскрасить цветными  карандашами готовый рисунок.

Развивать память

Развивать мелкую моторику

Развивать мышление, мелкую моторику, память

Развивать мелкую моторику, аккуратность, воображение

Наглядная демонстрация

Указать на сходство листочков с их контурным изображением

Материалы: карточки с контурами листочков березы, клена, дуба; отдельно листочки этих деревьев (картонные, бумажные).

Несложное контурное изображение (бабочка, цветок, сказочный персонаж и т. д.)

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №8.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ

Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

Психолог: «отгадайте загадку: Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, грызет корки.»  (Мышка)

Вспомните и скажите, в каких сказках живет мышка?(Репка, Теремок. Рукавичка, Под грибом, Сказка о глупом мышонке)

1.Упр. «Дорисуй мышку» -воспроизведение рисунка относительно оси симметрии

2.«Заготовь корм для мышки»- сортировка семян

3.«Еще наша мышка любит бублики, но они рассыпались, давайте соберем их на нитку»

4.Пальчиковая игра:

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Развивать память

Развивать память, мышление, мелкую моторику.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Предложить воспроизвести рисунок на бумаге в клетку, или приложить зеркало к оси, чтобы реб. увидел какой должна быть вторая половина рисунка

Наглядная демонстрация

Разделить по баночкам семена подсолнечника, горох, фасоль и др.

Понадобятся сушки и нитка для нанизывания.

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №9.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ. часть

Приветствие, подготовка рабочего места

2.Основная часть

1.Упр. "Как живешь?" – пальчиковая игра. Как живешь?
- Вот так!
(кулак сжать, палец большой вверх)
А плывешь?
- Вот так!
(руками разводим)
Как бежишь?
- Вот так!
(руки в локтях согнуты)
В даль глядишь?
- Вот так!
(ладошку приставить ко лбу)
Ждешь обед?
- Вот так!
(рука согнута в локте и кулачком под щеку)
Машешь вслед?
- Вот так!
(машем рукой)
Утром спишь?
- Вот так!
А шалишь?
- Вот так!
(ладошки трем о щеки)

2.Упр. "Дорога для машины" – рисование кисточкой.

3.Упр. «Веселые дорожки»

Помоги машине  доехать до школы: прошагай пальчиками правой и левой руки.

4."Собери колеса для машины" – игра-шнуровка

- развивать мелкую моторику пальцев

- развивать мелкую моторику, аккуратность

-развивать мелкую моторику пальцев

развивать мелкую моторику, вниматель-ность

Наглядная демонстра-ция

Наглядная демонстра-ция

Указать на размер машин и колес

Материалы: листы с изображением машин разных цветов, гуашь по цвету машин, кисточки.

Использовать картинку, нарисованную в предыдущем упражнении

Материалы: 4 «колеса»-2 больших и 2 маленьких,2 машины из картона разного размера, шнурок.

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №10.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ.

Приветствие, подготовка рабочего места

2 Основная часть

1.Упр. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц

2.Упр. "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы из трех частей

3.Упр."Лебединое озеро" – рисование ладошками

-развивать мелкую моторику пальцев.

- учить составлять целое (птицу) из трех частей; развивать воображение, память.

-познакомить с нетрадиционными приемами рисования – ладошками; учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.

Показать картинку с такой же птицей

Вначале показать (сделать первый отпечаток) рукой ребенка

Материал: птица на картинке; птица, состоящая из 3-х частей

Материал: лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки.

3.Заключит. этап

Подведение итогов.

Занятие №11.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1 Организ

Приветствие, подготовка рабочего места

2Основная часть

1.Упр. "Это птичка – обведи и нарисуй" – обводка трафарета

«Теперь, давай заготовим корм для нашей птички»  2.Упр. «Угощение для птиц" Сортировка семян

3."Домик для птицы" – выкладывание домика из геометрических фигур.

развивать мелкую моторику пальцев, внимание, аккуратность

-развивать мелкую моторику пальцев, внимательность

-учить составлять из геометрических фигур домик для птицы; развивать моторику пальцев, развивать внимание

Помочь удерживать трафарет на одном месте

Найти отличия между семенами

Показать карточку со схематическим изображением домика

Предметы и материалы: карандаш, фломастер, трафарет

Материал: семена тыквы, подсолнечника (Можно лепить из пластилина воображаемые семена)

Материалы: геометрии-ческие фигуры,  карточка с изображением домика из геометрических фигур.

Можно предложить ребенку украсить домик с помощью аппликации или своими рисунками.

3.Заключит. этап

Подведение итогов

Занятие №12.

Этап занятия

Содержательные компоненты занятия (игры/ упражнения)

Цель занятия

Характер помощи в ситуации затруднения

Примечания

1.Организ

Приветствие, подгот. рабочего места.

2.Основная часть

1.Пальчиковая гимнастика «Птичка зернышки клюет»

Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка песенку поет, поет.

2. Упр. «графический диктант»

3. Упр. «Дорожки»

 

Развитие внимания, моторики рук, ориентации на листе

Развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности

Напомнить значение понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»

Реб. должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по дорожке. Начинать надо с простых, потом предложить извилистую, более узкую дорожку.

3.Заключит. этап

Подведение итогов

автор:

педагог-психолог

Белоусова Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «Работа с цветными камешками» и ее значение для развития мелкой моторики у учащихся младших классов "

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости поз...

Развитие мелкой моторики у учащихся начальных классов.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую мот...

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.

занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Тяжелые нарушения общей и мелкой моторики, в частности зрительно – двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно - практической деятельности...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста

В презентации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения...