Открытое занятие в сенсорной комнате "Здравствуй, Волшебная комната!"
план-конспект на тему

Ефтифеева Наталья Григорьевна

Конспект открытого занятия с использованием интерактивного оборудования  тёмной сенсорной комнаты "Здравствуй, Волшебная комната!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  «Здравствуй, Волшебная комната»

Цели: знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям, установление доверия между психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Задачи:

 

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального фона;

3) развитие  коммуникативных умений;

4) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

5) развитие памяти, речи, оригинальности мышления.

       Используемое оборудование: сухой душ, сенсорная тропа, пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, массажные мячики, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование, висящая система «Мелодичный звон», панно «Звёздное небо».

Ход занятия.

Вводный этап занятия

  1. 1.Приветствие. Знакомство.

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место. На каждом занятии нас ждет увлекательное путешествие в необычные миры. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся необычными и волшебными».

Упражнение  «Давайте поздороваемся»

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, формирование мотивации к общению.

      Психолог: «Ребята,  прежде чем отправится в путешествие по волшебной стране, давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро».

Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты, который будет всегда нам помогать. Далее ведущий представляет игрушку-хранителя мира сенсорной комнаты: «Ребята, это домовёнок Шуня, он знает все, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок, домовёнок Шуня будет нас встречать и провожать на каждом занятии. Давайте поздороваемся с Шуней».

Дети рассматривают домовёнка Шуню, гладят его, знакомятся с ним.

      Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

Цель: оценка эмоционального состояния в начале занятия.  

Психолог: «Ребята на каждом занятии в начале и в его конце мы будем заполнять Дневник настроения. У каждого из вас он свой.

Психолог: «Из трёх представленных эмоций вам нужно выбрать ту, которая отражает ваше настроение сейчас, в начале нашего путешествия, и приклеить её в свой дневник настроения». (заполнение Дневников настроения)

Красный цвет  Я ДОВОЛЕН, НАСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЕ.

Зелёный цвет  НАСТРОЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ, МНЕ ВСЁ РАВНО

Синий цвет  МНЕ ГРУСТНО, НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ

2. Коррекционно-развивающий этап занятия.

Ритуал входа.

       Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

Цель: стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

       Ведущий говорит ребятам о том, что Шуня покажет им, какие чудеса живут в Волшебной комнате, и показывает веселую дорожку (сенсорная тропа), которая не даст заблудиться в этом путешествии. Но вам нужно произнести волшебные слова:

Психолог:

Друг за другом мы пойдем,

Ощущенья назовем,

В комнату чудес войдем.

(Дети называют каждый по три ощущения, которые испытывают ножки).

Психолог: «Ребята, для того чтобы попасть в волшебную комнату, нужно открыть, что, как вы думаете»? Ответы детей.

Психолог: «Верно, нужно открыть дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек. К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?»

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей, тренировка силы вдоха и выдоха.

Психолог: «Правильно! Молодцы! Надо на него подуть. Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой. Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть — медленно делаем выдох через рот. Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот». 

Дети выполняют.

Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

    Психолог: «А теперь ребята вам предлагается представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания».

     Психолог: Наш друг домовёнок Шуня очень рад, что мы пришли к нему в гости и просит нас пройти дальше. Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. Пока мы шли в комнату, мы устали. И Шуня предлагает нам отдохнуть и отправиться в морское путешествие. Для этого нужно лечь на пуфики и внимательно посмотрим ролик.

Визуализация «Морское путешествие»

Цель: общая релаксация, выработка положительного настроя.

Детям предлагается лечь на мягкие напольные пуфы и показывается релаксационный ролик «Морское путешествие»…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

- Пошевелите руками, ногами, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно встаньте. 

Анализ:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Удалось ли расслабиться?
  3. Что вас впечатлило в увиденном?

Пальчиковая гимнастика («Осьминог», «Дельфин»).

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Психолог: «Ребята, посмотрите, что вы видите? Верно, это бассейн, но это необычный бассейн. В этом бассейне живут морские обитатели.. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны.   Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?  (Осьминог).

 Психолог: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию).

Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Психолог: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога -  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски

Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

     (Дети изображают осьминогов)

Посмотрите, на горизонте появился следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?( Дельфин).

Психолог:  Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей). Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами».  Ребята, давайте изобразим дельфинов. Сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Упражнение «Волшебные мячики» (с использованием сухого бассейна и массажных мячей).

Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие  на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

Психолог: Кто ещё нас ожидает на морском дне?

Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком,
А вот рыбки - лихо.
(Морской еж).

Давайте их найдём в нашем бассейне.

«Ребята, а сейчас давайте найдём в нашем бассейне морских ежей. Возьмите каждый по – волшебному шарику. Это и есть морской ёж.

Ёжик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)

А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)  Дети выполняют.

А теперь я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Дети выполняют. 

Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в бассейн. Ребята, давайте помашем морским обитателям и продолжим наше путешествие.  Дети кладут мячики обратно.

Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

Психолог: «Ребята, вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный, как все предметы находящиеся в этой комнате, он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен». Я называю цвет и как только в аквариуме загорится названный цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Дети выполняют. 

Психолог: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды? Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную ночь. 

Релаксация «Чудесная ночь» (с использованием пано «Звездное небо»).

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши ручки отдыхают

Ножки тоже отдыхают,

Глазки тоже отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно.

Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Обсуждение:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Удалось ли расслабиться?

Упражнение «Пожелания»

Цель: развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Психолог: «Ребята, я предлагаю вам всем вместе написать на нашем песочном столе пожелания для хозяина волшебной комнаты домовёнка Шуни. Что бы вы хотели ему пожелать?» Дети выполняют. 

Ритуал выхода: дети выходят по сенсорной тропе.

3.Заключительный этап занятия.

  1. Рефлексия занятия. (Получение обратной связи от участников группы).

  • Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?
  • Понравилось занятие или нет?
  • Какие упражнения вам понравились больше всего?

Психолог: «Путешествие подошло к концу. Возвращаться мы будем  по нашей волшебной тропинке» (прохождение по сенсорной тропе).

Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

Цель: оценка эмоционального состояния в конце занятия.  

Психолог: «Ребята, сейчас, в конце нашего занятия, мы вновь вернёмся к нашим дневникам и заполним их»  (заполнение Дневников настроения)

Ритуал прощания. Дети становятся в круг и берутся за руки. Произносятся слова: “До новых встреч”. Детей прощаются с игрушкой-хранителем таинственной комнаты Домовёнком Шуней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие в сенсорной комнате

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 2 класс УМК «Школа России»

Данное занятие посвящено Дню матери и проводилось на внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" во 2 классе....

Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"

Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...

Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и друг...

Занятие в сенсорной комнате

Сенсорная комната. Комната психоэмоциональной разгрузки.Основные  цели  и  задачи  работы  в  сенсорной  комнате: Развитие  и  гармонизация  эмоционал...

Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...

Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Радостный мир»

Данную программу можно применять при наличии специального оборудования...