Проявление школьной тревожности у учащихся начальных классов.
статья на тему

Губар Марина Александровна

Проявление школьной тревожности у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявление школьной тревожности у учащихся начальных классов.

В последнее время все чаще на передний план выходят психологические аспекты современной системы образования. Учителя стараются найти личностный подход к каждому ученику, раскрыть в нем новые качества и развить навыки. Школьные годы играют весомую роль в жизни детей. В этот период происходит формирование личности. Изменения, которые происходят в обществе и системе образования, сильно влияют на эмоциональный фон детей и подростков. В такой атмосфере дети младшего школьного возраста начинают испытывать дискомфорт, и в их поведении проявляется тревожность.

Проблема тревожности детей начального уровня образования является достаточно актуальной в современном обществе и главным объектом для исследования таких ученных как: А.М. Прихожан, Е.М. Волкова, Е.А. Савинова и др. По данным исследований в течение последних лет  отмечает устойчивый рост тревожности и страхов у детей. Школьная тревожность является ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет не только на учебную деятельность, но и на повседневную жизнедеятельность. Достаточно долгое нахождение в состоянии тревоги способствует закреплению акцентуации. Именно этим и определяется актуальность проблемы.

Первоначально у детей возникают переживания, которые связаны с угрозой для человека, как социального субъекта, когда опасности подвергаются все ценности, представления о себе, положение в обществе. Такое переживание называется «тревога». Оно характеризуется внутренним напряжением и связано с активацией вегетативной нервной системы, проявляется у человека в ситуации неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

Чувство тревоги имеет свойство трансформироваться в состояние тревожности. Это стадия является достаточно сложной, чтобы ребенок смог с ней справиться самостоятельно. Он нуждается в психологической поддержке, внимательном отношении и помощи.

Школьная тревожность – это обширное понятие, которое включает в себя различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она является специфическим видом тревожности, характерным для определенного класса ситуаций, а именно в ситуации взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Существует немало методик исследования тревожности. Одним из распространенных методов является тестирование. Примером служит опросник школьной тревожности Филипса. Он относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Такой тест содержит 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить «Да» или «Нет». Такие тесты достаточно распространены.

При обработке результатов выделяются вопросы; ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Если в ключе стоит «-», а ребенок дал ответ «Да» - это проявление тревожности. При обработке теста подсчитывается количество общих несовпадений по всему тесту с ключом, число совпадений. После этого подсчитываются результаты, выявляется уровень тревожности и дается характеристика каждого синдрома.

Еще одна разновидность теста – тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом. Такой тест проводится на гендерном разделении, т.е. разделение на мальчиков и девочек. Обследование проводится на основе 14 рисунков, которые представляют модели ситуаций, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.

Проведенные исследования на базе общеобразовательного класса и классакомпенсирующего вида за 2011 – 2012 год  указывают на то, что показатель «Общей тревожности» является повышенным у учащихся. Некоторые дети склонны к эмоциональным переживаниям, связанные с различными школьными ситуациями, переживают это с разной степенью интенсивности, возможно, не совсем закончен период адаптации в школе. Школа и школьные требования, трудности еще являются для этих учащихся эмоционально тревожным фоном, условия  для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений  создаются с трудом. Но большинство детей успешно адаптированы к школе, включены в школьную жизнь, нашли свое место в социуме, их эмоциональное состояние благоприятно.

Чаще всего родители и педагоги стараются не обращать внимания на отклонения в поведении ребенка в школьные годы, они оправдывают его, говоря «очень ранимый», «мнителен» или «боится всего». Но отклонения в поведении ребенка являются серьезной проблемой, так как порождают тревожность. Один из высоких уровней школьной тревожности наблюдается у детей в период поступления в школу, которому характерно значительно выраженное падение самооценки.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка критической точки, после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Социально-психологические факторы или факторы образовательных программ напрямую связаны с возникновением школьной тревожности. Можно выделить несколько факторов, влияние которых способствует ее формированию и закреплению:

 - учебные перегрузки;

- неспособность учащегося справиться со школьной программой;

 - неадекватные ожидания со стороны родителей;

- неблагоприятные отношения с педагогами;

 - регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации;

 -смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность может проявляться в виде  целого ряда симптомов:

  • снижение сопротивляемости к соматическим заболеваниям;
  • ухудшение соматического здоровья учащегося;
  • нежелание ходить в школу;
  • излишняя старательность при выполнении заданий;
  • отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
  • раздражительность и агрессивные проявления;
  • рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках;
  • потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях;
  • тревога, связанная с опозданием в школу;
  • тревога за свои принадлежности;
  • резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.

Таким образом, школьная тревожность проявляется в целом комплексе разнообразных симптомов, которые проявляются как в зависимости от особенностей школьной ситуации, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

В младшем школьном возрасте тревожность ребенка несколько возрастает, что обусловлено объективной социальной ситуацией развития, связанной с поступлением в школу. При этом основы неадекватной тревожности закладываются в семье при условии дисгармоничных отношений с родителями. Тревожность ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в сфере учебной деятельности, взаимодействии с взрослыми и сверстниками и может носить как явный и даже культивируемый характер, так и быть скрытой, подавляемой ребенком.

В первую очередь на отклонения в поведении ребенка, должны обращать внимание родители и вместе с педагогом искать пути их решения.

        Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор¬рекция. — СПб.: Речь, 2004.

Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//       Психологическая наука и образование 1998, №2.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей М.: «Знание», 1994

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – Спб: Иматон, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя

Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к  учебной нагрузке. Облегч...

Проявление дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В данном материале рассказывается о проблеме усвоения письма младшими школьниками...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...