Проведение дня открытых дверей для родителей будущих обучающихся
материал на тему

Копылова Татьяна

Материал содержит информацию о методах и формах работы педагога-психолога в казенном образовательном учреждении для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_otkrytyh_dverey.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение дня открытых дверей для родителей будущих обучающихся

  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

Цель: Ознакомление родителей будущих обучающихся казенного образовательного учреждения с методами и технологиями работы педагога-психолога.

Задачи:

  1. Представить метод Арт-терапии, его возможности, цели и техники.
  2. Рассказать об использовании компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающих занятий.
  3. Дать рекомендации родителям.

Ход проведения мероприятия:

Знакомство с методом «Арт-терапия»:

Арт-терапия - это метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством». Данный метод используется при работе с детьми всех возрастов, применим как в индивидуальной, так и в групповой работе, позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память, помогает развить социальные навыки.

Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека. Не каждый человек может стать великим актёром, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.

Здесь представлены некоторые техники данного метода:

  • Монотипия - считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Монотипия снимет напряжение, поможет развить воображение и творческое мышление, гармонизировать эмоциональный фон. Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали.
  • Крупотерапия – снимает эмоциональное напряжение, стимулирует развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт.

В своей практике я применяю такие приемы этого метода, как:

- рисование на крупе;

- пересыпание крупы в различные емкости с помощью ложки, рук и других подручных средств;

- игра «Золушка» - детям предлагается отделить горох от фасоли (правой рукой фасоль, левой горох и т.п.);

- «сухой бассейн» - это небольшие глубокие пластмассовые контейнеры заполненные крупой, в котором можно массировать руки, прятать и находить игрушки и т.д..

  • Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций  с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т.д. (развивается пространственное восприятие). При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути, театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный  ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.

  • Кукла Би-Ба-Бо – это кукла-перчатка, которая надевается на руку. Голова имеет отверстие для указательного пальца, а руки игрушки двигаются при помощи большого и среднего пальцев кукловода.

Участвуя в играх с куклами «Би-Ба-Бо», дети развивают мелкую моторику, которая очень необходима для развития речи, мышления, улучшится координация движений, она станет увереннее и точнее. Маленькие актеры принимают участие в выступлениях, при этом они фантазируют, читают стихи, импровизируют, что очень важно для развития речи, она становится красивой и грамотной.
Дети учатся перевоплощаться, учатся произвольности, развивают свое творческое воображение, учатся выступать перед публикой, тем самым улучшается общение друг с другом, дети становятся мудрее и добрее.

  • Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, (дословно - песочная игра),  увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс.

Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов и т.д. Почему именно песок? Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во- вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Использование ИКТ (информационные-компьютерные-технологии).

Сенсорный стол-экран.

К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). 

Рекомендации:

  1. Использование методов и техник Арт-терапии в домашних условиях.
  2. Компьютерные игры, развивающие познавательные процессы: «Баба-Яга. Поди туда…», «Несерьезные уроки. Логика и внимание», «Следопыт», «Маленький искатель» и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День открытых дверей" Встреча с будущими первоклассниками.

Разработка праздника для будущих первоклассников....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Формы проведения "Дня открытых дверей для будущих первоклассников"

Данное пособие содержит разработки форм  проведения "Дня открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей"...

План проведения Дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников в 2014-15 учебном году

План проведения Дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников в 2014-15 учебном году...

Урок обучения грамоте 1 класс В рамках проведения Дня открытых дверей Тема: «Мягкий знак»

Цель: Познакомить с  написанием буквы «мягкий знак»;Задачи:·        сформировать у детей четкий зрительно-двигательный образ буквы ь;·...

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

Презентация для родителей ,знакомство со школой и программой....

Приказ №1207-О от 07.11.2022 "О проведении Дня открытых дверей"

Приказ №1207-О от 07.11.2022 "О проведении Дня открытых дверей"...