Мир моих чувств
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Попова Галина Александровна
  1. Занятие направлено на  развитие эмоционального интеллекта.  От степени эмоционального интеллекта зависит  общее благополучие ребенка – его успехи  в школьной жизни, удовлетворенность отношениями с другими ребятами. Мы заботимся в основном, чтобы дети учились и правильно себя вели. Но для действительного  освоения этого мира детям нужно живое общение друг с другом, причем общение особенное  - такое, где на первый план выступает эмоциональная сторона жизни – переживания, рассказы  о них, выслушивание их, обмен ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_moih_chuvstv.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район село Великовечное

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА:

«МИР МОИХ ЧУВСТВ»

Педагог-психолог МБОУ СОШ 23

МО Белореченский район

с.Великовечного

Попова Галина Александровна

galina.popova1976@yandex.ru

8-918-392-38-71

2018 год

Цели:  учить осознавать и понимать свои эмоции; соразмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению, уметь их конструктивно выражать. Учить распознавать чувства другого.

Образовательные задачи:

- сформировать мотивацию справляться с раздражением и плохим настроением;

-обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения;

- обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

Коррекционно-развивающие задачи:

- коррекция и  развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (умения выражать свои чувства);

- развитие связной речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в парах;
-воспитывать нравственные качества (умение сопереживать).

1.Настрой «Прочистка мозгов».

             Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа.

             Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, руки держите примерно на 20 см от головы. Представьте себе, что держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тяните эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг  - вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы все тянули нить в едином ритме.

        Если кто-нибудь заглянет к нам, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги начищены до блеска, мы готовы к новым приключения.

2.Штушти-Кутушти (сказка)

             Сегодня я расскажу вам историю о Штушти-Кутушти. А, вы не знаете, кто это такой? Штушти-Кутушти - страшный зверь, который живет в лесу. Так считают все другие звери. И у них есть на это свои причины. Однажды Штушти-Кутушти подкрался к павлину, отдыхавшему после обеда, и выдрал ему из хвоста самые длинные перья. А в другой раз он больно укусил за лапу тигренка. А как-то раз подрался со слоненком . И вообще Штушти-Кутушти любил царапаться и кусаться. Поэтому звери не дружили с Штушти-Кутушти и боялись его.

          И вот в один прекрасный день Штушти-Кутушти сидел под большим деревом и размышлял о своей жизни. Сегодня он уже успел до слез обидеть нескольких обитателей леса, но это его почему-то не радовало. И вдруг он услышал сверху чей-то голос: «Почему ты грустишь, о Штушти-Кутушти?»

Штушти-Кутушти огляделся по сторонам и увидел, что над ним устроился огромный старый Удав. Все в лесу знали его мудрость и силу, и поэтому Штушти-Кутушти не осмелился нагрубить ему. «Что-то не так в моей жизни...» - проворчал он. «А чего бы тебе хотелось?» - спросил Удав. «Меня никто не любит! - признался Штушти-Кутушти.-И от этого мне плохо». «А что ты можешь сделать для того, чтобы тебя любили?» - снова спросил Удав. «Я не знаю,» - задумался Штушти-Кутушти. И вдруг он подумал, что действительно не знает, что нужно сделать, чтобы тебя любили. Он умел кусаться и больно царапаться, дразниться и обманывать, но это совсем не то, что нужно делать, чтобы тебя любили.

             «Когда я был совсем маленьким, - сказал Удав, - мой дедушка говорил мне: «Делай другим то, что ты хочешь получить от них». «Значит, если я хочу, чтобы на меня обращали внимание, я могу улыбнуться или дать что-нибудь, что у меня есть?» - догадался Штушти-Кутушти. «Да, и это непросто, поделиться с другим или помочь ему, а иногда просто улыбнуться», - сказал Удав.

            Честно говоря, Штушти-Кутушти пришлось нелегко. Ведь звери боялись его. Но теперь он понимал, что нужно делать, чтобы на тебя сначала обратили внимание, а потом полюбили. И не сразу удалось ему добиться того, чего он хотел. И вот как-то раз он пришел к старому Удаву и сказал: «Все, чего я хочу, - это просто сказать спасибо тебе и твоему дедушке. И другие звери относятся ко мне так, как я отношусь к ним.

       Вопросы для обсуждения.

Что изменилось в отношении Штушти-Кутушти  к зверям после встречи с Удавом?

Легко ли пришлось Штушти-Кутушти? Почему?

Что делал Штушти-Кутушти для того, чтобы подружиться со зверями?

 А что ты делаешь для того, чтобы подружиться?

3.Упражнение "Лесоруб"

           Ребята, расскажите,  пожалуйста,  были у вас ситуации, когда вы злились, были недовольны, сильно устали или  не хотели что-либо делать. А что делаете, чтобы избавиться от негативных эмоций.

        Я хочу вам предложить упражнение для избавления от злости или других негативных эмоций.

Оксана Баженова - Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум

Дети стоят прямо, ноги на ширине плеч. Руки сцеплены, как будто они держат перед собой топор и собираются рубить дрова.

На вдохе дети высоко поднимают сцепленные руки и заводят назад за голову так далеко, как только могут.

На выдохе резко и энергично наклоняются вперед, словно хотят разрубить полено. При этом руки опускают к полу и проводят между ногами. Одновременно с полным выдохом громко, четко и коротко кричат: "Ха!" Далее дети расслабляют руки, голову, плечи и держат их опущенными некоторое время. Затем снова сделают вдох и повторяют серию движений.

Упражнение делают несколько раз, по желанию детей. Во время пауз дети не должны разговаривать или смеяться.

4. «Нет худа, без добра».

          Нужно в каждом событии найти положительные и отрицательные  стороны. Предложить детям вспомнить неприятные события из своей жизни и найти в них другую сторону. Обсуждение пословицы «Нет худа без добра».

       Предлагаем ребенку оценить, пользуясь категорией «Нет  худа без добра», что может быть хорошего в следующих ситуациях  следующие события, которые могли бы случиться в его жизни:

  1. Тебе наступили на ногу;
  2. Твое платье обляпали мороженым;
  3. Та получил двойку по математике;
  4. Ты подрался со своими одноклассниками;
  5. Ты дала своей лучшей подруге любимые джинсы, а она вернула их порванными.
  6. Ты вместе со взрослыми идешь на аттракцион.

5.Упражнение «Муха в квадрате».

 

          Давайте побудем немного дрессировщиками. Мы будем дрессировать муху. Муха летает на одну клеточку вверх, вниз, вправо, влево. Дрессируем с закрытыми глазами.

         Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и не будет знать местоположение мухи.

6.Упражнение «Поговорим о чувствах».

          Ребята, ваша задача вспомнить и назвать максимальное количество слов, обозначающих различные чувства и эмоций.

А теперь вспомните, какие чувства вы испытывали в различных ситуациях. Например:

  • когда пишите контрольную работу по математике;
  • при посещении стоматолога;
  • когда родители приходят вечером домой;
  • когда друг пригласил  в кино;
  • когда смотрите интересный фильм;
  • твой друг (подруга) уехал;
  • ты слышал, что родители заработали денег и вы отправитесь в великолепное путешествие;
  • у тебя совесть нечиста. Ты разбил вазу, когда играл в комнате в мяч;
  • ты отравился чем-то, и у тебя болит живот;
  • день великолепный, и ты лежишь на траве, точно в постели;
  • у тебя уже десятый день каникул, ты занимался спортом, хорошо питался и всласть высыпался.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вспомнить слова, относящиеся к чувствам и  эмоциям человека?

Насколько легко определить  те чувства, которые ты испытывал в разных ситуациях?

  1. Упражнение «Спасибо, что ты есть».

            Рассчитайтесь на первый, второй.
           Первые номера образуют  внутренний круг, а вторые -  внешний,  и поворачиваются лицом друг к другу.
         Задача участников — посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть» и пожать руку.
           Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем — из внутреннего.  Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.
          Если кто-то из участников не имел возможности сказать слова благодарности другому участнику, так как находился в одной подгруппе с ним, но имеет желание это сделать, он может поблагодарить его в общем кругу.

Рефлексия:

  • Трудно ли было выполнять упражнения?
  • Какие переживания возникли в ходе выполнения упражнений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Традициии, обычаи моего села, моего рода

История и традиция семьи Шамыкаевых...

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....

Внеурочное занятие по теме "Мир моих чувств"

Внеурочное занятие по теме "Мир моих чувств" (классный час) можно применять по соответствующей теме в курсе "Жизненные навыки"...