Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Шилкина Раиса Михайловна

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения  - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_s_ovz.docx58.25 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28

Рекомендована

МО учителей НО школы

Рук. МО_______Г.А. Кемаева

Протокол №__________

от  29. 08. 2018 г.

Согласовано

зам. дир. по УВР

__________Т.А. Федина

29.08. 2018г.

Утверждаю

директор школы

__________С.М. Хвощевская

приказ №______________

от «___»_________20___г.

Коррекционно-развивающая программа

 психологического сопровождения

 обучающихся с ОВЗ

( 1-4 классов)

срок реализации программы 2018-2019 уч. год

Разработчик: педагог - психолог

Шилкина Раиса Михайловна

Киселевский городской округ,

2018г.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения  - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Нормативно-правовое обеспечение.

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008–2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Проект концепции федерального образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • - Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Распоряжение правительства РФ от 22.11.2012г. № 21/48)
  • - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ).
  • - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175.
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц;
  • Декларация о правах инвалидов;
  • - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ  28».
  • - Положение об организации психолого-педагогическом сопровождении образования детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • -Приказы директора школы:
  • об утверждении учебных планов;
  • об индивидуальных маршрутах обучения детей общеобразовательных классах, по рекомендации ПМПК;
  • о назначении педагогов для работы с  детьми с ОВЗ.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В 2018-2019 г в МБОУ «СОШ № 28» по адаптированной программе обучается  6 детей:

1 ступень – 6 уч-ся

Учащиеся обучаются интегрировано:

 

1 класс – 1 ученик,

2 класс – 2 ученика,

3 класс – 3 ученика.

Ограниченные возможности здоровья  являются следствием

  • проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга,
  • функциональная незрелость центральной нервной системы,
  • незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма,
  • соматическая ослабленность,
  • церебрастенические состояния, а также
  • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка.

Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как

  • недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и
  • недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи,  нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений,  двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрировано обучающегося в школе является

 формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии  в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Принципы программы

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей .

Направления работы

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность

 Планируемые образовательные  результаты

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций.

 Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие    любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

                Метапредметные результаты: 

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
  • Уметь работать в паре, группе;
  • Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
  • Сформированность мотивации достижения результата;
  • Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
  • Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма ,концентрации внимания, мышления).

Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.

Диагностика развития внимания

Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашколь-ной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание

на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

2. 3—4 — средний уровень внимания.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания

Диагностика развития памяти

 Методика «Запомни пару» Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемым 10 пар слов (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания: результаты опыта записываются в таблицу:

Объём логической памяти

Объём механической памяти

Количество слов перво- го ряда (А1)

Количество запомнив- шихся слов (В1)

Коэффиц. смысловой памяти (С1=В1:А1)

Количест- во слов второго ряда (А2)

Количест- во запом- нившихся слов (В2)

Коэффиц. механич. памяти (С2=В2:А2)

 Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, можно делать вывод, что смысловая память развита удовлетворительно.

Первый ряд    

Второй ряд

кукла – играть                

жук – кресло

курица – яйцо                    

компас – клей

ножницы – резать                

колокольчик – стрела

лошадь – сани              

синица – сестра

книга – учитель

лейка – трамвай

бабочка – муха

ботинки – самовар

щётка – зубы

спичка – графин

барабан – мальчик

шляпа – пчела

снег – зима

рыба – пожар

корова – молоко

пила – яичница

Диагностика развития мышления 

Для определения уровня умственного развития младших школьников используется тест, предложенный Э.Ф.Замбицявичене. Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.

Субтест 1 – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

Субтест 2 – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. Субтест 3 – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между

Субтест 4 – выявление умения обобщать.

КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК

Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, овладение  рациональными способами деятельности.

Планируемые результаты коррекционной работы:

 Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:

-умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья;

-умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена.

Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

-проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

-проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.

Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

-обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

-планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

-анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребенка по их достижению;

-управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ «СОШ №28. В школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

 Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Объём программы рассчитан на 8 занятий. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут. Количество детей в группе варьируется в зависимости от тяжести дефекта- 2 - 6 человек.

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:

1. психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.

 2. правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.

3. сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.

4. упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.

 5. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии.

 6. рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.

 7. релакс-пауза – этот этап включает в себя слушание релакс-музыки, инсценированных сказок.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА

№ за- нятия

структура занятия

стимульный материал

оборудование

№ упр.

этап

1

1

Психологический настрой

формулировки для психологического настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня- тия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №1

тетрадь у каждого ребёнка

5

Развитие логического мышления

упр. «Найди лишнее слово»; упр. «Составь поезд»

карточки-«вагоны» у каждого ребёнка

6

Психогимнастика

этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный» (выражение интереса)

7

Развитие логического мышления

упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

8

Рефлексия занятия

9

Релакс-пауза

музыкальное сопровождение «Антистресс»

аудиозапись «Антистресс»

2

1

Психологический настрой

формулировки для психологи- ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня- тия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №1

тетрадь у каждого ребёнка

5

Тренировка зрительно- пространственного восприятия

упр. «Сломалась печатная машинка»

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Развитие мышления, внимания

упр. «Деление сплошного текста» та на предложения» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

7

Психогимнастика

этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)

8

Развитие воображения, связной речи

упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

9

Развитие слуховой памяти

текст для запоминания

10

Рефлексия занятия

11

Релакс-пауза

музыкальное сопровождение «Антистресс»

аудиозапись «Антистресс»

3

1

Психологический настрой

формулировки для психологического настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели занятия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №1

тетрадь у каждого ребёнка

5

Тренировка зрительно- пространственного восприятия

упр. «Сломалась печатная машинка»; упр. «Непонятные строчки»; упр. «Письмо из Зазеркалья»

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Развитие мышления, внимания

упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

7

Психогимнастика

Этюд «Уходи, злость, уходи!»

8

Развитие воображения, связной речи

упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №2

бланки с заданием у каждого ребёнка

9

Рефлексия занятия

10

Релакс-пауза

музыкальное сопровождение «Антистресс»

аудиозапись «Антистресс»

4

1

Психологический настрой

формулировки для психологического настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели занятия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №2

тетрадь у каждого ребёнка

5

Развитие мышления, связной речи

упр. «Составления связного текста по вопросам» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Психогимнастика

этюд «Игра с камешками»

7

Тренировка зрительно-пространственного восприятия

текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; упр. «Допиши элемент – узнаешь букву»

бланки с заданием у каждого ребёнка

8

Развитие мышления, внимания

упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1

бланки с заданием у каждого

9

Рефлексия занятия

10

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

аудиозапись сказки

5

1

Психологический настрой

формулировки для психологи- ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели занятия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №2

тетрадь у каждого ребёнка

5

Развитие мышления, внимания

упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Развитие слуховой памяти

текст для прослушивания

7

Психогимнастика

этюд «Что там происходит?»

8

Развитие мышления, внимания

упр. «Деление сплошного текста на предложения» набор №2

бланки с заданием у каждого ребёнка

9

Тренировка зрительно- пространственного восприятия

упр. «Письмо из Зазеркалья»

бланки с заданием у каждого ребёнка

10

Развитие мышления, внимания

кроссворд «Двенадцать месяцев»

бланки с заданием у каждого ребёнка

11

Рефлексия занятия

12

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиозапись сказки

6

1

Психологический настрой

формулировки для психологи- ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели занятия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №2

тетрадь у каждого ребёнка

5

Развитие мышления, внимания

упр. «Деление сплошного текста на предложения» набор №3

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Развитие слуховой памяти

текст для прослушивания

7

Психогимнастика

этюд «Котята»

8

Развитие мышления, внимания

упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №2

бланки с заданием у каждого ребёнка

9

Развитие мышления, внимания

кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»

бланки с заданием у каждого ребёнка

10

Рефлексия занятия

11

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

аудиозапись сказки

7

1

Психологический настрой

формулировки для психологи- ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели занятия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №3

тетрадь у каждого ребёнка

5

Развитие мышления, внимания

упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №2

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Тренировка зрительно- пространственного восприятия

упр. «Письмо наоборот»

бланки с заданием у каждого ребёнка

7

Развитие слуховой памяти

пары слов для запоминания

8

Психогимнастика

этюд «Что слышно?» (игра на внимание)

9

Развитие мышления

упр. «Составление связного текста из данных предложений» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

10

Рефлексия занятия

11

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

аудиозапись сказки

8

1

Психологический настрой

формулировки для психологического настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели занятия

4

Развитие оперативной зрительной памяти

тексты Федоренко:набор №3

тетрадь у каждого ребёнка

5

Тренировка зрительно- пространственного восприятия

упр. «Сломалась печатная машинка»

бланки с заданием у каждого ребёнка

6

Развитие мышления, речи

упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №1

бланки с заданием у каждого ребёнка

7

Психогимнастика

этюд «Факиры» (психомышечная тренировка)

8

Развитие мышления, внимания

упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3

бланки с заданием у каждого

9

Развитие мышления, внимания

кроссворд «Что на свете зелёного цвета?»

бланки с заданием у каждого ребёнка

10

Рефлексия занятия

11

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

аудиозапись сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся начальных классов

Программа занятий рассчитана на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и способствует развитию пространственных и геометрических представлений, благоприятствует...

Коррекционно-развивающее занятие ко Дню толерантности "Доброта" для учащихся 1 класса

Коррекционно-развивающее занятие направлено на расширение знаний детей о доброте, толерантности; на развитие зрительного восприятия, слухового внимания. Занятие проведено ко Дню толерантности....

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Рабочая   программа   по   курсу    коррекционно-развивающих   занятий      с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 1-4 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с ЗПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год

      Рабочая  программа  является  нормативно-правовым  документом, определяющим  организацию  логопедического  коррекционно-образовательного ...