Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы
рабочая программа на тему

Османова Альбина

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.

Учитывая специфику профессиональной деятельности  педагога-психолога  КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с  учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_18-19.docx63.82 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНА                                                 УТВЕРЖДЕНА

Заместителем директора по ВВВР                                        приказом КОУ «Сургутская школа –

________________ В. А. Гулина                                 детский сад»

«___» _________2018 г.                                                  Приказ от «___» _______2018г. № _____                                                                      Директор__________ Л. Х. Хайруллина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Психолого-педагогическая для детей с тяжелыми нарушениями речи

(вариант 5.2.)

1-4-ые классы

срок реализации 1 год

Педагоги-психологи:

Османова А.М.,

Карелина С. Г.

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол от «____» ________ 20____ года №___

Председатель МО______________ (____________________________)

Сургут, 2018


Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с тяжелыми нарушениями речи и их социальной адаптации.

 Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  • профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  • повышение мотивации обучения у учащихся;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с детьми категории «одаренные»;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1- 4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение. 

Условия реализации программы

Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с учащимися 1-4-е классы, а также включает работу с родителями и педагогами.

Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с маршрутом индивидуального сопровождения, продолжительностью 40 минут.

Групповая работа:

Класс

Количество детей

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

1 классы

24 (по 12 человек)

40 минут

1

2 классы

21 (9 и 12 человек)

40 минут

1

4 классы

16 (7 и 9 человек)

40 минут

1

Содержание работы

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-Психолого-педагогическая диагностика,

-Коррекционно – развивающая работа,

-Психологическое просвещение и профилактика,

-Психологическое консультирование,

-Организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика

Включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 - 4 классы) – поступление ребенка в школу. Диагностическое обследование познавательной и личностной сфер учеников.  В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго) – 1 класс, сентябрь.

2. Проведение диагностики по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, учащихся на начало года (1 – 4 классы, сентябрь - октябрь).

3. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II этап диагностической работы (1 классы) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).

III этап диагностической работы (1 – 4 классы) - Констатирующая диагностика.

1. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению (1 классы, апрель – май).

2. Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении.

3. Проводится диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (1 - 4 классы, апрель – май).

Коррекционно – развивающая работа

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

2. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

3. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

С 1 - 4 классы проводятся занятия, направленные на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; занятия, направленные на развитие познавательной сферы.

Консультирование и просвещение

Составляют три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе).

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

Учебно-методическое направление

1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:
  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • занятий с классными руководителями, учителями.

4. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.

5. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

6. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1- 4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

7. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.

8. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.

9. Анализ научной и практической литературы.

10. Работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
  • оформление уголка психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.

 Основные виды работ:

-работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с обучающимися

Педагог - психолог образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

В рамках данной программы проводится следующая работа:

1.Работа по адаптации в 1 классах, а также с новичками в школе.

2.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено.

3.Работа с одаренными детьми.

4.Работа с родителями.

5.Работа с неблагополучными семьями.

6.Работа с детьми «группы риска».

Планируемые результаты

Диагностическая и коррекционно – развивающая работа

Учащиеся (7-10 лет):

• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

• повышение уровня учебной мотивации;

• базовые способности к самопознанию и познанию других;

 • способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

• формирование положительного образа своего «Я»;

• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

• положительные отношения со сверстниками и учителями.

Консультирование

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просвещение

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методическая и аналитическая работа

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Тематическое планирование

Групповая работа, психопрофилактические занятия с учащимися 1-го класса (программа И.В. Дубровиной и О.В. Хухлаевой):

Тема

Занятие

Количество занятий

Формы работы

Я -школьник

Знакомство. Введение в миро психологии.

1

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

Я – первоклассник.

1

Правила школьной жизни.

1

Правила и права

1

Моя школьная жизнь

1

Школа моей мечты

1

Мир эмоций

Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций.

1

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

Город радости и веселья

1

В городе радости только добрые слова

1

Остров страха и его обитатели.

1

Смешные жители Острова Страха.

1

Все бывают на Острове Страха.

1

Мы умеем побеждать страх.

1

Пещера гнева.

1

Откуда берется гнев?

1

Может ли гнев быть полезным?

1

Обиженная Деревня.

1

Прощение растворяет обиды!

1

Гора Стыда.

1

Мы владеем разными эмоциями!

1

Мир качеств

Мешок хороших качеств.

1

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

«Темные» и «светлые» качества.

1

Умение видеть «светлые» качества.

1

У кого какие качества?

1

Салют качеств.

1

Итого

25

Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся 1-го класса (курс «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодова):

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Развитие внимания

Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания

1

Логически-поисковые задания, упражнения, игры,  тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания)

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания

1

Игры и упражнения на развитие произвольности внимания

1

Развитие памяти

Игры и упражнения на развитие точности запоминания

1

Логически-поисковые задания, упражнения, игры,  тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания)

Игры и упражнения на использование приемов запоминания

1

Развитие разных типов памяти

1

Развитие мышления

Развитие мышления и мелкой моторики (графический диктант)

1

Логически-поисковые задания, упражнения, игры,  тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания)

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

1

Игры и упражнения на нахождение сходства и различия

1

Развитие воображения

Лепим сказку

1

Арт-терапевтические техники: сказкатерапия, песочная терапия, монотипия, изотерапия, крупотерапия, пальчиковый театр.

Игра «Строители»

1

Игра «Кляксы»

1

Итого

12

Групповая работа по формированию эмоциональной стабильности и повышению школьной мотивации учащихся 2-х классов:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Коррекция настроения

Какое у тебя настроение

2

Психологические игры, дискуссии, проективные методы диагностики эмоциональной сферы

Как управлять своим настроением

2

Мои эмоции

4

Коррекция        поведения

Преодоление агрессии

4

Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники

Преодоление страхов

4

Учимся дружить

2

Развитие коммуникативных навыков

4

Формирование у детей чувства единения, сплочение группы

2

Коррекция гиперактивности.

4

Коррекция самооценки

«Формула успеха»

2

Релаксационные упражнения, игры с метафорическими картами, изо-  и куклатерапия, чтение терапевтических сказок.

«Я умею владеть собой»

4

Повышение уверенности в своих силах.

2

Итого

36

Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся 2-х классов:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Развитие внимания

Игры и упражнения на развитие объема внимания

2

Игры и упражнения (Мамайчук И.И. развивающие задания)

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания

4

Игры и упражнения на развитие произвольности внимания

4

Развитие памяти

Игры и упражнения на развитие точности запоминания

2

Игры и упражнения (Мамайчук И.И. развивающие задания)

Игры и упражнения на использование приемов запоминания

4

Развитие разных типов памяти

2

Развитие мышления

Развитие мышления и мелкой моторики (графический диктант)

2

Игры и упражнения (Холодова О.А. развивающие задания)

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

4

Игры и упражнения на нахождение сходства и различия

2

Развитие воображения

Лепим сказку

4

Арт-терапевтические техники: сказкатерапия, песочная терапия, монотипия, изотерапия, крупотерапия, пальчиковый театр

Игра «Строители»

4

Игра «Кляксы»

2

Итого

36

Групповая работа, психопрофилактические занятия с учащимися учащихся 4-х классов (программа И.В. Дубровиной и О.В. Хухлаевой):

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Я взрослею

Я – четвероклассник!

2

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

Я стал взрослее – новые грани моего «я».

2

Мое детство.

2

Однажды, когда я был маленьким...

2

Встреча с детством.

2

Мои изменения.

2

Трудности взросления.

2

Я рассуждаю, как взрослый!

2

Критерии взрослости.

2

Моя самостоятельность

Мои новые возможности.

2

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

Моя ответственность.

2

Я самостоятелен!

2

Сила моего слова.

2

Сила моего «Я».

2

Проверка на самостоятельность.

2

Мои права и обязанности

Что такое права?

2

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

Что такое обязанности?

2

Моя свобода – мои права.

2

Мои обязанности.

2

Билль о правах и обязанностях четвероклассника.

2

Мое будущее

Моя будущая жизнь.

2

Ролевые и коммуникативные игры, терапевтические метафоры, упражнения формирующие эмоциональный интеллект детей, групповые дискуссии, арттерапевтические техники, упражнения развивающие исследовательскую деятельность детей, релаксация.

На распутье дорог.

2

Я ставлю цели.

2

Моя мечта.

2

Я перехожу в 5-й класс!

2

Итого

50

Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся 4-х классов (курс «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодова):

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Развитие внимания

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания

2

Логически-поисковые задания, упражнения, игры,  тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания)

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания

2

Игры и упражнения на развитие произвольности внимания

2

Развитие памяти

Игры и упражнения на развитие точности запоминания

2

Логически-поисковые задания, упражнения, игры,  тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания)

Игры и упражнения на использование приемов запоминания

2

Развитие разных типов памяти

2

Развитие мышления

Развитие мышления и мелкой моторики (графический диктант)

2

Логически-поисковые задания, упражнения, игры,  тренировка психических механизмов, «мозговая гимнастика», графический диктант. (Холодова О.А. развивающие задания)

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

2

Игры и упражнения на нахождение сходства и различия

2

Развитие воображения

Лепим сказку

2

Арт-терапевтические техники: сказкатерапия, песочная терапия, монотипия, изотерапия, крупотерапия, пальчиковый театр

Игра «Строители»

2

Игра «Кляксы»

2

Итого

24

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.1 Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.:

Методики исследования познавательной деятельности, еѐ отдельных компонентов:

  • Методика Когана
  • Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия)
  • Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
  • Методика Кооса
  • Прогрессивные Матрицы Дж. Равена
  • Методика Выготского-Сахарова
  • Предметная классификация (вариант для детей от 3 до 8 лет)
  • Предметная классификация (вариант для детей от 8 до 12-14 лет)
  • Исключение предметов (4-й лишний)
  • Установление последовательности событий
  • «Узнавание фигур»
  • Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман)
  • «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене
  • «Последовательность событий»

Методики исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений:

  • Тест Рука
  • Контурный САТ - Н
  • Исследование субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР)
  • Цветовой тест отношений (ЦТО)
  • Методика «Эмоциональные лица»
  • «Уровень учебной мотивации младших школьников» (Р.В. Овчарова), Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
  • «Тест тревожности»
  • В.Г. Щур «Лесенка»
  • Проективная методика «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»

1.2 Оборудование сенсорной комнаты, песочница с набором игрушек, интерактивный стол с развивающими играми, настольно-печатные игры, канцелярские принадлежности (кисти, краски, карандаши, альбомы и т.д.), столы и стулья.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
  13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
  15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
  18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
  33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования, осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
  44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
  49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
  51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
  57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
  58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.

Учитывая специфику профессиональной деятельности  педагога-психолога  КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с  учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.

Программа рассчитана на 36 часов.

Целью программы является создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с тяжелыми нарушениями речи и их социальной адаптации.

Достижение цели предполагается через реализацию задач:

  • раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  • профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  • повышение мотивации обучения у учащихся;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с детьми категории «одаренные»;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1- 4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»

Статья на тему  «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ГБОУ СОШ  №153"...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Календарно-тематическое планирование по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи по математике 1-4 классов. УМК "Перспектива"

Календарно- тематическое планирование по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи по математике 1-4  классов. УМК "Перспектива"....

Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»...

Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

ldquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...