Учет психолого-педагогических особенностей в обучении детей с ОВЗ
консультация

Зайцева Марина Александровна

Материал содержит информацию о понятиях "Ограниченные возможности здоровья", "Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", "Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ", а также  методическую литературу для составления коррекционно-развивающих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-ped._podhody_obucheniya_detey_s_ovz.pptx196.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические подходы к обучению детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения Учитель-дефектолог : Зайцева М.А.

Слайд 3

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) –любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Слайд 4

Глухие (вариант 1.1 – 1.4) Слабослышащие, позднооглохшие (вариант 2.1 – 2.3) Слепые (вариант 3.1 – 3.4) Слабовидящие (вариант 4.1 – 4.3) С тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1 – 5.2) С нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1 – 6.4) С задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1 – 7.2) С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . Вариант 1. Вариант 2. С расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1 – 8.4) Дети с ОВЗ

Слайд 5

это синдром временного отставания развития психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых), замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма Причины неуспеваемости учащихся: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность соматическая ослабленность ребёнка в результате длительных заболеваний в дошкольный период дефекты речи, неисправленные в дошкольный период недостатки зрения и слуха умственная отсталость задержка психического развития – 60 % Задержка психического развития

Слайд 6

Этиология (причины) Биологические Социально-психологические Негрубая патология беременности (травма матери и плода, тяжёлый токсикоз, резус-конфликт); Недоношенность; Асфиксия, как следствие родовой травмы; Истощающие хронические заболевания в период раннего детства (тонзиллиты, пороки внутренних органов, бронхиальная астма) Психическая депривация - выраженное ущемление (недостаток) жизненно важных психических потребностей; Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности; Бедность микросреды, как сенсорной, так и социальной, препятствующей своевременному созреванию структур головного мозга; Искажённые условия воспитания ребёнка в семье.

Слайд 7

Критерии сравнения Норма Задержка психического развития Умственная отсталость 1. Внимание Эмоционально окрашено, достаточно развиты основные свойства внимания. Страдают основные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость. Грубо нарушены основные свойства внимания, чаще проявляется непроизвольное внимание. 2. Память Достаточно развиты процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки разнообразной информации. Преобладает кратковременное механическое запоминание Отсутствует установка на запоминание, поиск приемов запоминания. При воспроизведении материала ребенок не пытается проявить дополнительных усилий, чтобы воспроизвести материал более качественно. На этапе запоминания необходимы различные наглядные опоры. На этапе запоминания, воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные виды опор. Самостоятельно использовать приемы запоминания не могут, необходима помощь.

Слайд 8

Критерии сравнения Норма Задержка психического развития Умственная отсталость 3. Речь Отсутствуют нарушения импрессивной и экспрессивной речи. Недостатки речеслухового восприятия, дефекты звукопроизношения, аграмматизмы , снижение речевой активности. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Пассивный словарь преобладает над активным. Трудности в построении фразы. 4.Эмоциональ-ная сфера Отсутствуют нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Более выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы: недоразвитие механизмов произвольности, волевой регуляции; незрелость личности; сохранность критичности. Грубое развитие личности ребенка в целом: некритичность ; несформирован-ность образа «Я»; бедность эмоций.

Слайд 9

Критерии сравнения Норма Задержка психического развития Умственная отсталость 5. Учебные навыки Сформированы в полном объеме. Снижены по одному или нескольким предметам школьного курса. У детей сохраняется интерес к внешней стороне учебной деятельности, само содержание ускальзывает. При выполнении заданий учебного характера дети подменяют учебную задачу игровой. Характерна недостаточная ориентировка в условиях задания, часто не выслушивают задание до конца, действуют наугад . Крайне низкий уровень сформированности учебных навыков, обучение по про-грамме массовой школы невозможно. 6. Способность переноса усвоенного навыка в новую ситуацию Высокая. Средняя. Низкая.

Слайд 10

Критерии сравнения Норма Задержка психического развития Умственная отсталость 7. Принятие помощи Принимают помощь в полном объеме. Легко принимают помощь. С трудом принимают помощь. 8. Способность к плодотворному сотрудничеству Высокий уровень. Достаточно высокий уровень. Низкий уровень. 9. Характер испытываемых трудностей Отсутствуют выраженные трудности. Трудности, связанные с нарушением внимания, общей неорганизованностью, импульсивностью, несобранностью. Смысловой характер трудностей. 10. Общая реакция ребенка на ситуацию обследования Ребенок достаточно быстро втягивается в процесс обследования, с интересом принимает предъявляемые задания. Детям свойственно смущение, ребенок постепенно втягивается в процесс обследования. Чрезмерная решительность. 11. Потенциаль - ные возможности Очень высокие. Высокие. Низкие.

Слайд 11

Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.) Формирование учебной мотивации Особые образовательные потребности детей с ЗПР

Слайд 12

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.) Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников Организация благоприятной социальной среды Особые образовательные потребности детей с ЗПР

Слайд 13

Стимуляция у учащихся развития самостоятельности при решении поставленных задач Формирование умения пользоваться имеющимися знаниями Четкая структура и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий Содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала Акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов Достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала Требования к методам обучения

Слайд 14

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. — М.: Школьная Пресса, 2005. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. — М.: Школьная Пресса, 2008. Программа обучения детей с ЗПР должна быть адаптирована в соответствии с требованиями Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида (Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (1-4 классы). - М.: Издательство Парадигма, 2010). Учебно-методические материалы

Слайд 15

Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Учебник-тетрадь. — Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? (в трех частях). Учебник-тетрадь для подготовки детей к обучению грамоте. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации для ознакомления детей с окружающем миром и развития речи. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Шевченко С.Г Природа и мы. Тетрадь с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Учебно-методические материалы

Слайд 16

Шевченко С.Г Природа и мы. Тетрадь с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000. Информация о работе с детьми с ЗПР систематически публикуется в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Учебно-методические материалы

Слайд 17

Теория о структуре дефекта Л.С. Выготского дефект ребенка с отклонениями психофизического развития имеет сложную структуру выделяются две группы симптомов – первичные нарушения, которые в своей основе содержат недостаточность, повреждения анатомо-физиологических систем организма (диффузное поражение ЦНС при олигофрении, нарушение деятельности органов чувств при недостаточности зрения и слуха и др.) и вторничные нарушения, формирующиеся на основе первичных в результате приспособления индивида с морфофункциональными повреждениями к условиям социальной среды вторичные нарушения, в свою очередь, имеют иерархическое строение и находятся в определенном отношении, как с первичным нарушением, так и с рядом других вторичных нарушений

Слайд 18

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Любое усваиваемое ребенком действие имеет первоначально развернутую форму и осуществляется в плане предметных действий и при прямой помощи взрослого По мере того как ребенок научается выполнять его самостоятельно, действие приобретает все более обобщенный характер, сокращается и переходит в умственный план. На этом этапе можно квалифицировать это действие как интериоризированное, а значит усвоенное Теория является основой для принципа коррекционной работы– принципа поэтапного формирования умственной деятельности и позволяет говорить о трех общеинтеллектуальных умениях, составляющих иерархическую структуру любой познавательной деятельности: перцептивной, мнемической, мыслительной , которые следует формировать в процессе коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями К этим действиям относится ориентировка в задании, планирование и контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...

Статья "Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения детей с ОВЗ"

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченны...

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении

Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей  обучения леворуких детей в ОУ....

Психолого-педагогические подходы к проблеме обучения детей с РАС

Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра. Рассмотрим некоторые из них: Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификацию расстройст...

Психолого-педагогические особенности в обучении детей с РАС

Аутизм - расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга, которое характеризуется отклонениями в поведении и социальном взаимодействии. В среднем еще недавно аутизм встречался у 1 и...