Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов
учебно-методический материал

Копылова Татьяна

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования глухих детей, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2), Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 2.3.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Цель программы-создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с нарушением слуха и их социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_2018-2019_uch.g.docx60.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по ВВВР

КОУ «Сургутская школа – детский сад»

_______________________В.А. Гулина

 «___» _________2018 г.  

УТВЕРЖДЕНА

приказом КОУ «Сургутская школа –  

детский сад»

Приказ от «___» _________20___ г. № _____ Директор______________Л.Х. Хайруллина

                                                        

                         

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха

для 1 - 5 классов

срок реализации 1 год

Копыловой Т.В.

педагога-психолога  

Рассмотрена на заседании

методического объединения

службы ППМС сопровождения

Протокол от «____»________ 20____ года №___

Председатель МО____________________ Копылова Т.В.

Сургут, 2018


  1. Пояснительная записка.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования глухих детей, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2), Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 2.3.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Дети с патологией слухового анализатора имеют целый комплекс особых образовательных потребностей. В связи с этим, требуется осуществление коррекционной работы, обеспечивающее социализацию, развитие, на должном уровне, познавательной сферы, формирование положительных качеств личности и жизненных установок у детей с нарушением слуха.

Цель: создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с нарушением слуха и их социальной адаптации.

Задачи:

  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
  • помощь (содействие) ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся с нарушением слуха, родителей и педагогов;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
  • разработка творческих программ психологического сопровождения учащихся с нарушением слуха 1-5х классов
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися с нарушением слуха 1-5х классов в рамках реализации ФГОС;
  • изучение и систематизация опыта педагогов, методических объединений и др.

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей с нарушением слуха, посещающих школьное образовательное учреждение.

  1. Содержание программы

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-психолого-педагогическая диагностика;

-коррекционно – развивающая работа;

-психологическое просвещение и профилактика;

-психологическое консультирование;

-организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, предназначенные для выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам, требованиям общества с учетом особенностей развития (список диагностического инструментария прилагается).

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий у обучающихся.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

  1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
  3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование;  прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка;  волевая саморегуляция.
  4. Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) - адаптация к обучению ребенка в школе. В рамках данного этапа предполагается: проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации (1 класс – октябрь).

II этап диагностической работы – диагностика особенностей познавательной, эмоционально-волевой сферы, диагностика уровня школьной тревожности, диагностика уровня учебной мотивации и особенностей мотивационно-личностной сферы учащихся, а также выявление основных факторов, влияющих на формирование мотивации к обучению (2- 5 классы).

III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме этого, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению психофизиологических особенностей учащихся, с целью оптимального выстраивания процесса обучения, диагностика по выявлению детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу).

Коррекционно – развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С учащимися 1 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе, проводится групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятной адаптации ребенка к школе.

 2. С учащимися 2-5 классов в течение учебного года проводятся групповые занятия по профилактике переутомлений и возможных трудностей обучения, социализации.

3. С учащимися 2-5 классов в течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные арт - терапевтические занятия, с целью профилактики школьной тревожности, эмоциональной разгрузки.

4. Учащиеся 1-5 классов включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие интеллектуальных и творческих возможностей.

5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих, максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия направленные на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я» (тематическое планирование прилагается).

Психологическое просвещение и профилактика. Данный блок составляют три направления:

1. Работа с учащимися - включает в себя: проведение занятий с элементами тренинга, дискуссий, круглых столов, лекций-бесед; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога. Данный вид деятельности  направлен на: формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения, формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию.

2. Работа с родителями заключается в: проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога. Данный вид деятельности  направлен на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

3. Работа с учителями включает в себя: выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений. Данный вид деятельности   направлен на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания (тематическое планирование прилагается).

Психологическое консультирование. Данный блок так же составляют три направления:

1. Работа с учащимися, которая включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

 - индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния);

- групповые консультации проводятся в течение года, с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к итоговым контрольным работам).

2. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка;

 - индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

3. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения и развития ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок);

- групповые консультации проводятся в течение года, с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

 Организационно-методическая работа.

  1. Оформление документации:

- пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий;

- обновление и пополнение базы диагностического инструментария;

- разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, классных часов, занятий с классными руководителями, учителями;

- разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий;

- разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных;

- разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического-медико-педагогического сопровождения;

 - составление выводов, рекомендаций, характеристик;

- участие в работе МО педагогов-психологов, посещение семинаров, круглых столов;

- проведение "дня психического здоровья";

- анализ научной и практической литературы;

- работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета: приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ; изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала оформление уголка психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях; проведение открытых занятий, участие в школьном и центральном ПМПк.

 

  1. Прогнозируемые результаты.

Психолого-педагогическая диагностика:

  • успешная адаптация, принятие статуса школьника;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  •  базовые способности к самопознанию и познанию других;
  •  способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
  • формирование адекватной самооценки, положительного образа своего «Я»;
  •  формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
  • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
  • положительные отношения со сверстниками и учителями;
  •  развитие самоконтроля, самодисциплины;
  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
  • стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию.

Психологическое просвещение и профилактика.

Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Коррекционно – развивающая работа. 

Информирование учителей и родителей о возрастных, специфических и индивидуальных особенностях детей. Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Организационно-методическая работа. 

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения. Учебно-методическое обеспечение кабинета.

  1. Тематическое планирование.

Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с учащимися с нарушением слуха 1-5х классов, а также включает работу с родителями и педагогами.

Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с маршрутом индивидуального сопровождения, продолжительностью 40 минут.

Групповая работа:

Класс

Количество детей

Продолжительность  занятия

Количество занятий в неделю

1 класс

3

40 минут

1

3 класс

5

40 минут

1

5 класс

4

40 минут

1

Групповая работа по формированию эмоциональной стабильности и повышению школьной мотивации учащихся с нарушением слуха 1-5х классов:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития эмоционально-волевой сферы

Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-волевого развития обучающихся

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен., методика «Лесенка»

Коррекция самооценки

«Мое имя»

1

Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники, танцевально-двигательная терапия, релаксационные упражнения, психологические игры

«Я – это я»

2

«Волшебный сон»

1

«Мое радужное настроение»

1

Коррекция поведения

«Удивительный мир эмоций и чувств»

1

Тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, игры с метафорическими картами

«Доверие»

1

«Наши чувства»

1

«Хорошие и плохие чувства»

1

«Волшебный скульптор»

1

«Я работаю в группе»

1

«Коллаж мечты»

1

«Чудесное оригами»

1

«Яркие впечатления»

1

«Подарок на память»

1

Выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сфере

Диагностическое занятие

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры, дискуссии

Итого

17

Групповая работа по развитию познавательных процессов учащихся с нарушением слуха 1-5х классов:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов

Диагностическое занятие на определение уровня развития познавательных процессов

1

Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия), «Матрицы Равена», Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене

Развитие внимания

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей

1

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания

1

Развитие памяти

Упражнения на развитие памяти

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие ассоциативной памяти

1

Упражнения на развитие зрительной памяти

1

Развитие мышления

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

1

Упражнения на классификацию различным способом

1

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации

1

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1

Упражнения на развитие межпонятийных связей

1

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

1

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

Выявление динамики в развитии познавательных процессов

Диагностическое занятие

1

Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. Методика исследования слухоречевой памяти - «10 слов» (А.Р. Лурия), «Матрицы Равена», Методика «Кодирование» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), «Методика изучения развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене

Итого

19

Работа с родителями:

  • индивидуальное консультирование – по запросу;
  • беседы на темы: «Права детей», «Ритуалы семьи», «Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе»;
  • семинар - практикум «Развитие семейных традиций – залог активного участия родителей в образовательном процессе», «Дети и творчество»;
  • круглый стол «Характеристика физиологических особенностей младшего школьника», «Семья и ее значение для ребенка. Конфликты с ребенком и пути их разрешения»;
  • оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений «Полезные подсказки для взрослых», «Профилактика агрессии», «Компьютерная зависимость»;
  • акция ко Дню психического здоровья «Азбука родительской любви»;
  • общешкольное собрание для родителей на тему «Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка», «Эстетическое воспитание детей в семье».

Работа с педагогами:

  • мастер-класс «Работа с негативными эмоциями средствами арт-терапии «Волшебный сосуд»;
  • психологическая игра «Я – это я»;
  • тренинг «Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления, правильная посадка, предупреждение развития близорукости»
  • оформление стенда «Особенности психического развития детей»;
  • час психолога «Проблемы дисциплины на уроках «Практикум по решению педагогических ситуаций.

  1. Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение.

Литература:

  1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. - СПб.: Феникс. - 2007. - С.583.
  2. Арефьева Т.А,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей.М.: «Психотерапия»,2009 г.
  3. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  4. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Институт практической психологии, 1998 г.
  5. Баева И.А. Тренинги Психологической безопасности в школе. – СПб: Речь, 2002.
  6. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т. Г. Богданова - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2005.
  8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.:Владос-пресс.2005 г.
  9. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Игры на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Академия развития, 2002 г.
  10. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. - М.: Сфера. - 2008. - С.677.
  11. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
  12. Дзятковская Е.Н.Образование и …или здоровье. М.: Центр «Образование и экология»2007 г.
  13. Залеская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для практических психологов.- М.: Школьная пресса, 2005/Серия «В помощь специалисту».
  14. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. С-Пб.: «Речь», 2007 г.
  15. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. М.:«Айрис- пресс»,2014 г.
  16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2001 г
  17. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. Психологические занятия с детьми. С-Пб, «Речь» 2007 г.
  18. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось», 2006.
  19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. С-Пб.: «Речь», 2003 г.
  20. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. С-Пб.: «Образование – культура», 2002 г.
  21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2006.
  22. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность. СПб.: Речь, 2007.
  23. Некрасова Е.А. Краткий справочник по психотерапии/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  24. Немов Р.С. Психология. (3 кн). М.: ВЛАДОС, 2001 г.
  25. Нефедова Е.А. Готовимся к школе. М.:ООО «Издательство АСТ» 2000
  26. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: «Лист»1998 г.
  27. Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов: Пособие по работе с Книгой для размышления «Я в мире других». – СПб: Специальная Литература, 2003.
  28. Николаева Е.И. Я в мире других: Книга для размышления / Е.И. Николаева. – СПб.: Специальная литература, 2003.
  29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2004 г
  30. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
  31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос.1995 г.
  33. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2007.
  34. Сакович Н.А. Технология игры в песок. СПб: Речь,2008 г.
  35. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2004.
  36. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. и перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016.
  37. Симонова Л.Ф. Память дети 5-7 лет. Ярославль. Академия развития.2001 г.
  38. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. ТЦ Сфера.2002 г.
  39. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  40. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс», 2003 г.
  41. Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения 5-10 лет. Ярославль. Академия развития.2001 г.
  42. Тихомирова Л.Ф. Логика дети 7-10 лет. Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  43. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей 10-14 лет М.: Рольф, 2001 г.
  44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  45. Филиппова Ю.В. Общение дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития.2002 г.
  46. Холодова О.А. Юным умникам и умницам.(1-4 класс) М.: Рост, 2011 г.
  47. Хухлаева О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М.: Академический Проект, 2008 г.
  48. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – М.: «Генезис», 2006.
  49. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008 г.
  50. Черемокина Л. В. Память дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития.2002 г.
  51. Языканова Е.В. Развивающие задания.(1-4 класс) М.: «экзамен» 2016 г.

Материально-технические условия:

Наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана.

Наличие оборудованной сенсорной комнаты.

Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

Материалы для занятий: тетради, цветные карандаши, краски, бумага для акварели, пластилин, клей, ручки шариковые, бумага писчая и т.д. и т.п.

  1. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования глухих детей, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2), Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 2.3.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.

Учитывая  специфику  профессиональной  деятельности  педагога-психолога  КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    Содержание  рабочей  программы  реализуется  с  учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.

Программа рассчитана на 36 часов.

Целью программы является создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, успешному освоению адаптированной основной общеобразовательной программы учащимися с нарушением слуха и их социальной адаптации.

Достижение цели предполагается через реализацию задач:

•        предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;

•        помощь (содействие) ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

•        консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся с нарушением слуха, родителей и педагогов;

•        развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

•        разработка творческих программ психологического сопровождения учащихся с нарушением слуха 1-5х классов;

•        разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися с нарушением слуха 1-5х классов в рамках реализации ФГОС;

•        изучение и систематизация опыта педагогов, методических объединений и др.

В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии

Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"  В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...

Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

      Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательн...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов

Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год...