Статья "Профилактика профессионального выгорания педагогов. Практическое решение."
статья

Левагина Оксана Борисовна

В статье рассматриваются понятия: профессиональное выгорание педагогов, причины, стадии профессионального выгорания. Предлагается практическое решение для профилактики профессионального выгораия педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для педагогов49 КБ

Предварительный просмотр:

Корнилова Виктория Викторовна

Левагина Оксана Борисовна

ГБОУ СОШ № 29 Василеостровского района

ГБОУ школа-интернат № 576 Василеостровского района, СПб АППО

г. Санкт-Петербург

Профилактика профессионального выгорания педагогов. Практическое решение.

Всвязи с введением ФГОС современная школа выдвигает более значительные требования ко многим аспектам деятельности педагога: уровню его знаний, психолого-педагогических умений и навыков, профессиональной компетентности, а также личностным особенностям [3], так как на сегодняшний момент развитие личности субъектов образовательного процесса является одним из главных аспектов. Ведь самый эффективный «рабочий инструмент» педагога - это его личность, открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя.

Параллельно расширяются сферы деятельности педагогов, возрастает сложность их работы. Сейчас уже очевидно, что с переходом на ФГОС современный педагог должен осваивать новые виды деятельности: методиста, консультанта, модератора, тьютора, менеджера, социального работника. По сути, педагог должен обладать:

- навыками консультанта, чтобы объяснять родителям особенности нового образования.

- профессиональными навыками психолога, для проведения тестирования и грамотной интерпретации результатов, выявления образовательных запросов родителей и детей…

В деятельности педагогов часто возникают напряженные ситуации, приводящие к возникновению стресса. Также для их деятельности характерен ряд факторов таких как: эмоциональное напряжение на работе, высокий уровень ответственности, необходимость одновременного выполнения нескольких видов работ, взаимоотношения с коллегами по работе, переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплату, которые приводят к проявлениям профессионального стресса. Накапливаясь изо дня в день, стресс из кратковременного переходит в длительный со всеми вытекающими последствиями, и в итоге приводит к синдрому профессионального выгорания. [3]

Профессиональное выгорание - это синдром, возникающий на фоне стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание - это дистресс или стадия истощения (по Г. Селье). [2]

К явным причинам профессионального выгорания относятся: монотонность работы, фактор срочности, высокая умственная нагрузка, тесное взаимодействие с людьми, напряженность и конфликты в коллективе, нехватка условий для самовыражения, подавление инициативы, работа без возможности дальнейшего продвижения.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) [1]

Первая стадия:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая стадия:

• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. [1]

Полное истощение нервных и личностных ресурсов.

Понятно, что такой педагог не может работать и становится профессионально непригоден.

Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются большинство педагогов - это их личностные особенности, являющиеся в тоже время профессионально значимыми. Например, эмпатия, постоянно беспокоясь и сопереживая другим людям они забывают о себе и, даже если знают об опасностях профессионального выгорания, всегда стремятся помочь, отложив свои потребности (например, на отдыхе) на потом. Для них помощь другому человеку всегда важнее личных приоритетов.

И, как следствие, все больше переходя из пространства транслирования информации в сферу помогающих отношений, педагог часто забывает о себе, не воспринимает свое психологическое здоровье как ценность и, в итоге, сам нуждается в поддержке и помощи.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что профилактика профессионального выгорания педагогов является одной из важнейших задач современного образования.

Ведь профессиональное выгорание является тем самым подвохом, которого педагог никак не ожидает. Но в какой-то момент человек готов бросить работу и бежать туда, куда глаза глядят. Однако правда заключается в том, что от себя не убежишь. Профессиональное выгорание - это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать.

Мы считаем - важно помочь каждому педагогу найти адекватные пути решения его проблем.

Для помощи педагогам мы и предлагаем программу, которая прошла апробацию на базе ППМСЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга и направлена на профилактику профессионального выгорания. Данная программа отличается тем, что в ней нет многочасовых тестирований, педагог сам в процессе занятий осознает свои трудности и тут же их прорабатывает, при этом повышается уровень самосознания, находятся новые ресурсы, проясняются личные цели.

Приняли участие в апробации программы 15 педагогов-психологов ОУ Василеостровского района, из них постоянно посещали занятия 6 человек.

Занятия проходили в специально оборудованных кабинетах, предоставленных сотрудниками ГБОУ ППМСЦ Василеостровского района (кабинет психологической разгрузки, лекционный кабинет).

Цель программы: профилактика профессионального выгорания педагогов

Задачи:

  1. Снятие эмоциональной напряженности
  2. Развитие самосознания
  3. Развитие позитивных установок на профессиональный вид деятельности.
  4. Развитие рефлексии: понимания и уважения себя и окружающих.
  5. Формирование межличностного общения

Программа рассчитана на шесть занятий. В структуре занятий выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы:

  • Ритуал приветствия. Ритуал, как правило, придумывается группой на первом занятии. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
  • Разминка
  • Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение и обсуждение, благодаря которому участники тренинга могут обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
  • Ритуал завершения занятия.

Основные методы, используемые в программе - это техники арт-терапии, песочной терапии, методы групповой дискуссии, работа с образами.

На каждом занятии проводилась психологическая диагностика участников с помощью перечисленных ниже методик:

  • Анкета по профвыгоранию. Анкета предлагается участникам тренинга на первом и последнем занятии.
  • Методика «Экспресс-оценка состояния». Методика предлагается участникам тренинга на первом и на последнем занятии. Цель: изучение изменения самооценки своих состояний.
  • Самодиагностика участников тренинга в начале занятия и по завершению занятия: методика «Шкала самонаблюдения». Цель: сбор информации об изменении самочувствия в процессе занятия.
  • Анкета. Цель: получение обратной связи. Анкета предлагается участникам тренинга на последнем занятии, анализ анкеты.

На первичной диагностике присутствовало 15 человек, из них по результатам диагностики, у 60 % участников наблюдался высокий уровень профессионального выгорания по всем компонентам (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений).

По результатам проведенной итоговой психологической диагностики, можно сделать вывод, что цель и задачи программы были достигнуты, 83 % участников, посещающих занятия, показали положительную динамику в снижении уровня профессионального выгорания.

По результатам анализа анкеты получения обратной связи можно сделать вывод, что программа по профилактике профессионального выгорания педагогов является востребованной и актуальной. 100 % участников планируют использовать в своей практике различные упражнения, игры, арт-терапевтические приемы из данной программы.    17 % участников планируют использовать полностью данную программу в своей практической деятельности. 50 % участников понравилась атмосфера на занятиях, они отметили уютную, доверительную обстановку. 50 % участников понравилось продуманность содержания занятий, баланс активных и спокойных упражнений. 67 % участников положительно оценили стиль ведения программы ведущими. К отрицательным моментам 17 % участников отнесли небольшой состав группы, а также 17 % участников высказали пожелание увеличить длительность занятий по времени. В целом, участники положительно оценили программу по профилактике профессионального выгорания, отметили улучшение своего самочувствия после прохождения программы, отметили, что программа помогает вспомнить о себе, помогает снять эмоциональное напряжение, накопленное на работе, окунуться в свой внутренний мир, вспомнить о своих чувствах и желаниях, избавиться от внутренней неудовлетворенности, настроиться на позитивное течение жизни, да и просто расслабиться, отдохнуть после рабочего дня.

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://psy.1september.ru
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. – Изд-во «Прогресс», 2012.
  3. Шингаев С.М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профессиональное выгорание педагогов"

В статье рассматриваются стадии и формы развития профвыгорания, причины его возникновения, а также способы его профилактики....

Круглый стол "Профессиональное выгорание педагогов и его профилактика.Через ... лет педагогический труд надоедает."

Рассматриваются причины возникновения СЭВ /синдрома эмоционального выгорания/, ситуации, влияющие на возникновение СЭВ, стадии и симптомы профессионального выгорания, предлагаются рекомендации по ...

Клуб Родник" Презентация. Психологический практикум "Профессиональное выгорание педагогов ДОУ"

.Цель. Оценка синдрома эмоционального выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и развитие способности регуляции эмоционального состояния; освоение приемов антистрессовой защиты....

Профессиональное выгорание педагога

Профессиональное выгорание-состояние физического, эмоционального и умственного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях....

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика. Через ... лет педагогический труд надоедает

Круглый стол  Профессиональное выгорание педагога и его профилактика. Через  ...  лет педагогический труд надоедает. 30 апреля  2013 года ...