Коррекционно-развивающее занятие "Развитие внимания и памяти" для младших школьников
план-конспект

Османова Альбина
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
-формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx402.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад для детей с ОВЗ»

Коррекционно-развивающее занятие

"Развитие внимания и памяти" для младших школьников

        Составила

педагог-психолог

Османова А.М.

Актуальность:

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

-формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

 

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

-  Развитие мелкой моторики;                                                        

-  Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти;

-  Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания,  

    мышления;

-  Развитие речи и мышления.

Образовательные:

-  Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

-  Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

-  Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

-  Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

    окружающим.

     

Этапы занятия:

1. Организационная часть.

2. Работа по теме занятия.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение работы по теме занятия.

5. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Упражнение «Подари улыбку» Поприветствуем друг друга улыбкой. Молодцы!

2. Основной этап.

Задание 1.  «Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур.После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

C:\Users\136\Desktop\10(146).jpg

Задание 2.  «Кораблик» графический диктант (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги.)

Ребята!  Скажите: Что получилось?

А теперь мы с вами поиграем.

Игра называется: «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

Играющие сидят на стульях. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все кладут свои руки на стол, если слово «вода» - все вытягивают руки вперед, слово «воздух» - поднимают руки вверх, слово «огонь» - производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.

Молодцы, ребята!

Задание 2. «Овощи и фрукты» (зрительная память)

Ребята! В течении 30 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

(арбуз, груша, яблоко красное, ).

         Молодцы, ребята!

C:\Users\Психолог\Desktop\image.jpg

 Динамическая пауза.

Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».

Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..

Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте…пожалуйста сядьте…пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опустите руки…пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте…пожалуйста, подпрыгните на месте один раз…сядьте на место…пожалуйста, сядьте…

Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 2)

Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…

Молодцы, ребята!

C:\Users\Психолог\Desktop\05.jpg

А сейчас, ребята, выполним гимнастику для глаз:

Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазками моргают,

Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазки ладонями своими закрывают.

Девочки и мальчики тихо отдыхают, глазки свои зажмуривают,

а потом их открывают.

Глазки отдыхают, веки закрывают,

Пальчики их гладят и ласкают.

Задание 5.

Учимся логически мыслить:

1.Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки?

2.Сколько ушей у 3 мышей? А лапок? А хвостиков?

3.А что нужно сделать колобку, чтобы его не съела лиса?        

Молодцы, ребята!

5. Итог занятия.

Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.

Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?

А, что больше всего понравилось вам?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

         Молодцы. Спасибо вам, ребята.

Список литературы:

  1. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.
  3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развиающие занятия в подготовительной группе», 2005г.
  4. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.
  5. Тукачёва С. «Коррекционно-развиающие занятия 3-4 класс», 2004г.
  6. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развиающие занятия в старшей группе», 2005г.

Интернет-ресурсы:

  1. Газета "Школьный психолог"
  2. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  3. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  5. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития внимания

При проведении программы  учитывались следующие принципы:Принцип возрастания сложности заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Урове...

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения у младших школьников

Данная статья посвящена коррекционно-развивающей работе на уроках чтения у младших школьников. В ней рассматриваются причины нарушения чтения и приводятся упражнения для обучения чтению. Статья направ...

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...

Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие « Развиваем внимание!» для детей с легкой умственной отсталостью, возраст 10-11 лет

Цель: Развитие свойств внимания – устойчивость, концентрация, объем.Задачи:Обучающие:Формировать представление о внимании как способности человека.Активизировать самостоятельную познаватель...