Познавательные процессы младшего школьника
статья

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. На границе дошкольного и школьного возраста ребёнок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat_protsessy.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные процессы младшего школьника

Подготовила учитель начальных классов МБОУ Дячкинской СОШ

Афанасьева Наталья Николаевна

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. На границе дошкольного и школьного возраста ребёнок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребёнок перерос ту систему отношений, в которую он включён.  Теперь ребёнок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребёнка. Как считает Л.И.Божович , кризис 7 лет – это период рождения социального «я» ребёнка.

Маленький школьник с увлечением играет, но игра перестаёт быть основным содержанием его жизни. В кризисный период происходят глубокие изменения эмоциональной сферы ребёнка, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учёбе, общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых учеником, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса  - чувства неполноценности, унижения, оскорблённого самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода.

С поступлением ребёнка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Компоненты учебной деятельности

Первый компонент – мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности – как, какими способами решаются учебные задачи.

Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных  задач, сами стихийно открывают для  себя общий способ их решения.

Третий компонент – учебные операции. Они входят в состав способа действий. Операции  и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребёнок, решая частные задачи.

Четвёртый компонент – контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать её сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развёртывание учебной деятельности.

Пятый компонент структуры учебной деятельности – оценка. Ребёнок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно её оценивать. При этом недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет ,какие операции ещё не отработаны.

Становление учебных мотивов оказывает влияние на развитие игровой деятельности. Дети в возрасте 5-7 лет получают удовольствие не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигрыша. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения.

В играх по правилам, характерных для младшего школьного возраста, выигрывает тот, кто лучше освоил игру.

Познавательное развитие

Воображение

У детей 7-8-летнего возраста появляются продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Восприятие

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Ребёнок может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются наиболее яркие, «бросающиеся в глаза», свойства – в основном, цвет, форма и величина.

К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, у учеников  появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект даёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Память

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. С каждым годом всё в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идёт через осмысливание учебного материала. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

Внимание

Младшие школьники способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, в учебной деятельности развивается произвольное внимание ребёнка, однако, всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Для учащихся начальной школы внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.

Внимание детей этого возраста отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

Мышление

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления.

В конце младшего школьного возраста появляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане; «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия; и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается равновесие между разными видами мышления.

Состояние развития различных форм мышления у младших школьников.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Прежде, чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним или неполным, и многосторонним или более полным; разных уровней – поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним, это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Особенности мышления младших школьников

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлечённо мыслить.

Вопрос об умственных способностях младших школьников в разное время решался по-разному.

В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребёнка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.

Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Мышление есть опосредованное познание, познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того, чтобы выявить эти связи человек прибегает  к мыслительным операциям – сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

И, наконец, мышление есть обобщённое познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств, предметов и явлений. И этот процесс вполне доступен детям.

Формы мышления

В психологической науке различают такие формы мышления, как:

  • понятия,
  • суждения,
  • умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства и признаки можно разделить на две категории – существенные и несущественные.

Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения «ученик знает урок». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых  отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков: «это слово не глагол».

Первый школьный возраст характеризуется обычно сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности.

Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребёнка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений. В них значительное место занимают, говоря языком диалектической логики, «суждения наличного бытия» и «суждения рефлексий».

Сами доказательства, к которым прибегает ребёнок, сводятся сплошь и рядом к ссылке на пример. Ссылка на пример и аналогия являются типичными примерами, «методами» доказательства маленького школьника. Для ребёнка характерна лёгкость, с которой он устанавливает связи и принимает любые совпадения как объяснения.

По данным ряда исследований, у младших школьников наблюдается значительное развитие в способности умозаключения.

В первом школьном возрасте формируются индуктивные  и дедуктивные умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи. Но и в этом периоде умозаключения ограничены преимущественно предпосылками, данными в наблюдении.

Умозаключения, поскольку они объективны, совершаются в соответствии с определёнными принципами или правилами. Поскольку логическая необходимость умозаключения не осознана, весь путь рассуждения большей частью недоступен ещё пониманию. Вместе с тем школьники обнаруживают и границы этой новой ступени мышления: мысль ещё с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов.

Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов, мышление ребёнка подготовляется таким образом к осознанию самих понятий в их свойствах и взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у ребёнка по мере того, как в ходе обучения он овладевает системой теоретического знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...

Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Методическое пособие «Развиваем познавательные процессы младших школьников»

Цель данного методического пособия:  помочь педагогам в  развитии у младших школьников психических познавательных процессов.Методическое пособие содержит описание различных  заданий и у...

Развитие познавательных процессов младших школьников ( статья)

Познавательные прцессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Поэтому одной из главной целей воспитательной ра...