Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
рабочая программа

Сат Уран Шожаевна

Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya_detey-invalidov_i_s_ovz.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Инвалидность у детей определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями". Инвалиды, как социальная категория людей, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью сопровождения. Ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. Цель: Помочь учащимся адаптироваться к условиям и требования современного общества, содействовать саморазвитию личности, способной к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.

Задачи:

 - формирование у ребенка знаний и умений, способствующий социальной и психологической адаптации;

 - помощь учащимся в овладении навыков конструктивного общения среди сверстников и в обществе в целом;

 - формировать навыки психологической подготовки учащихся с самостоятельной жизни;

 - помощь учащимся в овладении нормами правильного поведения в обществе.

 - обучение учащихся пониманию себя, умению «быть в мире собой»

      Предлагаемая программа создана с целью помочь учащимся сформировать в себе качества, необходимые для адекватной социализации и реализации потенциальных возможностей. Целью сопровождения является всестороннее развитие личности ребенка, в первую очередь социально значимых умений и навыков. Оптимальное развитие интеллектуальной сферы, эмоционально- волевых качеств и свойств личности ребенка с ограниченными возможностями, улучшающих его социальную адаптацию.

       Коррекционно-развивающая программа сопровождения предназначена для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-4классов. 

      Проблема оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями помощи актуальна во всем мире, и у нас в стране считается значимой, о чем говорят следующие статистические данные. За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидолизирующими заболеваниями.

       Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных стартовых возможностей здоровья.

     Именно социальная адаптация и должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития.  

      Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб. У детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Успешность адаптации, социализации, интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения (прежде всего в той образовательной среде, в которой он обучается). Учителя обычных школ проявляют зачастую негативное отношение к детям с ограниченными возможностями, это свидетельствует о необходимости, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения, направленного на изменение участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению детям с проблемами.

        Положительное отношение, понимание и принятие ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников к имеющим ограниченные возможности в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их успешной социализации.

 Показания и противопоказания к применению.

     Показания к применению (дети-инвалиды, имеющие легкие физические отклонения, незрелость эмоциональной – волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, учащиеся с диагнозом ЗПР, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

    Противопоказания: не подлежат к приему в группу дети, имеющие ограничения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Нежелательно направления в данные группы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойко выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью,)

Способы взаимодействия специалистов

      Организация коррекционно-развивающей работы предполагает обязательную комплексную помощь и сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля (логопед, соц. педагог, медработник). Для более успешной адаптации ребенка-инвалида к обществу необходима социальное сопровождение - комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом.

       Для каждой категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороны их личности.

        Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

     Продолжительность программы – учебный год. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.

       В групповых психологических тренингах принимают участие от 5-8 человек.

       Занятия программы сопровождения для детей-инвалидов, направленно на развитие навыков самопознания, развитие рефлексии, приобретение опыта конструктивного общения и взаимодействия с окружающими.

       Предлагаемый ряд мероприятий, направлен, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают ребенку учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. На занятиях приобретаются коммуникативные, психогигиенические, психологo – педагогического умения и навыки.

       Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений.

       На следующем этапе работы можно переходить к формированию у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. «Осознание своей роли помогает учащимся по-новому смотреть на свою жизнь.

       Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению детей, к сплоченности группы.

       В зависимости от особенностей и запросов группы ведущий может увеличивать времена прохождение определенных тем или в программу могут быть включены дополнительные темы занятий.

 

Результативность использования данной программы

        Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течении курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение состояния эмоционально-психологического фона, умение регулировать поведенческие процессы, изменение взгляда на свою проблему, снятие симптомов тревоги и страха. Эффективность работы зависит от мотивации детей и от активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Перспективы использования программы.

      Данная коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг интересов и сферу деятельности детей с ограниченными возможностями, интегрировать их в социум, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.

План психологического сопровождения детей –инвалидов и детей с ОВЗ

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1

Создание банка детей-инвалидов

соцпедагог

2

Изучение состояния здоровья, возможностей детей-инвалидов.

Кл .рук-ль,

соцпедагог

3

Индивидуальный план работы с каждым ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Кл. рук-ль

4

Составление программы индивидуального изучения учащихся, организация обучения на дому.

Зам.дир. по УВР

5

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми – инвалидами.

Педагог-психолог, администрация

6

Организация патронажа детей-инвалидов.

Кл. рук., соцпедагог

7

Родительский университет для родителей, воспитывающих детей-инвалидов на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов среди сверстников».

Педагог-психолог

Октябрь

1

Посещение всех детей-инвалидов на дому. Составление актов жилищно-бытовых условий.

Соцпедагог

2

Изучение личности учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

3

Изучение семьи (семейных отношений) детей-инвалидов.

Кл. рук-ль, соцпедагог

4

Изучение интересов и способностей учащихся (детей-инвалидов)

Педагог-психолог

5

Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка»

Педагог-психолог

Ноябрь

1

Контроль за организацией питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов «Как организовать досуговую деятельность детей-инвалидов»

Педагог-психолог

3

Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями.

Учителя физкультуры, соцпедагог

Декабрь

1

Вовлечение детей в общешкольные и классные дела (по возможности)

Кл. рук-ль, организатор

2

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.

Педагог-психолог

3

Работа с учащимся на милосердия  и сострадания к людям с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, организатор

Январь

1

Контроль за успеваемостью детей-инвалидов. Оказание современной помощи в обучении детей-инвалидов.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Мониторинг развития психических функций  и учебных достижений учащихся.

Кл. рук-ль, педагог-психолог

3

Встреча родителей учащихся (детей-инвалидов) с узкими специалистами.

Соцпедагог

Февраль

1

Индивидуальная работа с учащимся, нуждающимися в психологической поддержке.

Педагог-психолог

2

Производственное совещание состояния индивидуальной работы с учащимися в педагогической поддержке.  

Кл. рук-ль, зам. дир. по УВР

3

Контроль за организации питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

Март

1

Организация санатория лечения для нуждающихся детей.

Соцпедагог

2

Работа по развитию коммуникативных способностей учащихся.

Педагог-психолог

3

Работа с родителями детей-инвалидов «Как развить коммуникативные способности ребенка»

Педагог-психолог

Апрель

1

Организация выставки работ и поделок детей-инвалидов.

Соцпедагог, организатор

2

Индивидуальная и консультационная  работа с родителями детей-инвалидов.

Педагог-психолог

Май

1

Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Подведение итогов работы

Список использованной литературы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.,2002.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л., 2005.

4. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М ., 1997.

7. Завадская Ж.Е. Социальная реабилитация детей-инвалидов.- М., 2010.

8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2004.

9. Леоньтьев Д.А. Очерки психологии личности. – М., 1993.

10. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.

11. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М,, 2004.

12. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.

13. Щербо И.В. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология 1994.

14. Ястребова Н.В. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.

15. Якобчук М.А. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Сопровождение детей - инвалидов в ОО

Презентация на тему "Сопровождение детей - инвалидов в образовательной организации"...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"

Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве  школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная ...