ПРОЕКТ "Я В МИРЕ - МИР ВО МНЕ"
проект

Панченко Татьяна Владимировна
Аннотация: проект "Я в мире - мир во мне" направлен на создание единого образовательного пространства, способствующего творческой самореализации личности ребёнка. В рамках проекта разработаны программы по внеурочной деятельности «Мир логики", "Мир памяти", "Мир фантазии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация проекта «Я в мире - мир во мне»

Панченко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Гимназия «9», г. Омск

        Аннотация: проект "Я в мире - мир во мне" направлен на создание единого образовательного пространства, способствующего творческой самореализации личности ребёнка. В рамках проекта разработаны программы по внеурочной деятельности «Мир логики", "Мир памяти", "Мир фантазии". По направлению «Мир логики", разработан комплекс заданий на развитие мышления. По направлению "Мир памяти", создан сборник памяток. В рамках программы "Мир фантазии", составлены дидактические пособия по развитию воображения. Разработаны методические рекомендации по направлениям работы кружков, а также систематизирован диагностический материал по оценке развития памяти, внимания, мышления школьников.

        В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий для их развития, также может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Ребенок может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальной самостоятельной деятельности.

        Традиционные формы проведения внеурочных занятий, не всегда дают положительные результаты. Если работа кружков не приведена в единую систему, организация внеурочной деятельности характеризуется случайным набором кружков и секций, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны, то это может привести к определённому результату, но мы не получим от учащихся тех эффектов воспитательного процесса, которых могли бы достичь при тесном взаимодействии всех систем внеурочной деятельности. 

        Актуальным же остается поиск инновационных путей и методов реализации программ по внеурочной деятельности. Организации внеурочной деятельности должна  быть построена на основе тесного взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.         Основная идея проекта – доступность дополнительного образования для младших школьников, удобный способ охвата детей внеурочной деятельностью, в рамках образовательного учреждения.
        
Цель проекта: формирование в школе единой образовательной среды, через объединение кружков связанных между собой единой линией развития.        

        Задачи:

1. Разработать совместную программу внеурочной деятельности по направлению "Психология"

2.Создать оптимальные педагогические условий для организации и проведения кружковых форм обучения и воспитания по внеурочной деятельности.

Обоснованность выбора модулей

         Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направлений, поскольку именно этот путь открывает возможность для осуществления идеала целостности развития, позволяет школе стать местом развития одаренности ребенка. Особое значение имеют собственная активность ребёнка и психологические механизмы саморазвития личности. Память, мышление и воображение являются наиболее важными познавательными психическими процессами, без которых немыслимо полноценное формирование личности. Попытки развивать эти функции от случая к случаю, эпизодически, не могут привести к хорошему результату. Развитие мыслительных способностей и умения следует осуществлять системно.

С этой целью в гимназии разработана комплексная программа "Я в мире - мир во мне", которая направлена на создание благоприятных условий для творческой самореализации личности ребёнка. Программа ориентирована на удовлетворение интеллектуальных потребностей детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени.

        Программа состоит из трёх модулей, что позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося. Программа ориентирована на свободный выбор направления того модуля, который более интересен ребёнку. Он может посещать все модули или выбрать те, которые более ориентированы к его личностным особенностям.

Работа с обучающимися строится на основе индивидуального подхода и включает в себя следующие направления:

1. Модуль "Мир памяти" ориентирован на развитие основных процессов памяти, умению использовать различные способы запоминания в жизненных ситуациях.

2. Модуль "Мир логики" ориентирован на развитие смыслового и ассоциативного мышления, способность к самонаблюдению, рефлексии. Способствует развитию  умения выделять и формулировать проблему, предлагать возможные пути решения , делать умозаключения.

3. Модуль "Мир фантазии" ориентирован на развитие творческого и воссоздающего воображения, умению воспринимать ребёнком неоднозначные вещи и изобретать что-то новое. Способствует развития творческого потенциала: увидеть знакомое с неожиданной стороны.

Мир фантазии

Мир памяти

Мир логики

память

мышление

воображение

Именно познавательные психические процессы - мышление , воображение и  память обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.

Программа позволит ребёнку:

- познать себя как личность, развивать в себе лучшие качества;

- реализовать свои творческие способности;

- сформировать и развить навыки саморегуляции.

Современные образовательные технологии на занятиях обязательно включают обсуждение с детьми в конце занятия  не только то, что они узнали или чем овладели, но и то, что им понравилось или не понравилось. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному принятию решений.

Образовательная технология

Методы и приёмы

Игровая технология

Игровые тренинги для развития памяти, мышления, воображения.

Приём игрового моделирования

Создание игровой ситуации

Здоровьесберегающая технология

Психогимнастика

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Упражнение на снятие нервного напряжения у детей

Релаксационные игры

Информационно-коммуникативная  технология

Представление наглядного материала (презентация)

Использование образовательных электронных изданий и ресурсов

Технология "Портфолио"

Пополнение "Портфолио" результами диагностических материалов и наблюдений

        Данные технологии позволяют спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Применяя  игровые технологии на занятиях мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять. Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя.

        Здоровьесберегающие технологии формируют ответственное отношение к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

        Использование информационно-коммуникативных технологий во внеурочной  деятельности, обеспечивают возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

        Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить о творческих и коммуникативных достижениях.

        Особо значимыми являются методы организации деятельности обучаемых, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий , в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. В результате таких занятий у учащихся увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, творческое мышление, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Проект реализуется в БОУ г.Омска "Гимназия № 9" с 2008 по 2013 год.

Этапы реализации проекта

Пути реализации проекта

1 этап

Погружение в проект

http://www.gbtpc.co.in/images/2nd.png

  • анализ сложившейся ситуации по данной проблеме в гимназии
  • выявление запросов родителей, законных представителей первоклассников
  • поиск оптимальных и эффективных способов и приемов педагогической практики
  • создание творческой группы в гимназии, обеспечивающий  работу  по теме проекта "Я в мире- мир во мне"

2 этап

Организация деятельности

Три белых человечка с гаечным ключом, молотком и ножницами на белом фоне

  • разработка совместной программы деятельности
  • разработка рабочих программ по модулям "Мир логики", "Мир фантазии", "Мир памяти"
  • разработка методических рекомендаций по содержательным линиям каждого модуля

3 этап

Осуществление деятельности

3D World / 3D Мир (часть 1)

  • апробация рабочих программ
  • системная, плановая работа модулей
  • проведение мониторинга выявление положительных и отрицательных сторон работы кружков;
  • корректировка первоначальных планов
  • творческая работа по созданию методического инструментария
  • участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различных уровней

4 этап

Презентация

Результатов

3D World / 3D Мир (часть 1)

  • представления опыта работы кружков общественности в форме презентации
  • представление программ внеурочной деятельности на конкурс "Путь к успеху"
  • представление программы "Мир памяти" конкурс программ по внеурочной деятельности

Мониторинг реализации программ в рамках проекта"Я в мире - мир во мне"

Анкетирование родителей:

1.Довольны ли Вы организацией внеурочной деятельности в школе (да, нет, частично)?

Вывод: большая часть родителей положительно оценили организацию внеурочной деятельности, удовлетворены результатом введения внеурочной деятельности. Ни один родитель не указал отрицательных моментов. Несколько родителей высказали пожелание увеличить количество часов отводимых на кружковую деятельность.

Анкетирование обучающихся:
1.Нравится ли тебе заниматься в школе после уроков (да, иногда, нет)?

Вывод: все опрошенные дети указали на интерес к занятиям, которые они посещают. Некоторые хотели даже заниматься в каникулы. Такую возможность мы планируем предоставить, организуя при школе в будущем тематические лагерные смены, которые могут в дальнейшем стать продолжением внеурочной деятельности.

Результаты работы:

Достижения учащихся

  • положительная динамика роста количества победителей в конкурсах и олимпиадах  из числа детей, посещающих кружки;
  • пополнение портфолио учащихся, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;

Качество учебных программ по внеурочной деятельности

  • преемственность и согласованность содержания программ по модулям

Педагогический коллектив  как команда

  • создание творческой группы учителей,  обеспечивающих целенаправленную работу над  проектом " Я в мире - мир во мне";
  • активность педагогического коллектива как команды - большее число учителей участвует в системно организованной работе научных и творческих объединений, образовательных и социальных проектов.
     

Интеллектуальный продукт:

  • программы  по внеурочной деятельности «Мир логики", "Мир памяти", "Мир фантазии";
  • комплекс игровых тренингов для развития памяти, мышления, воображения;
  • сборник релаксационных игр;
  • психодиагностические методики на определение различных уровней развития памяти, воображения, мышления. 

Список литературы:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: ПРОГРЕСС. 1980
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Развиваем воображение и творческое мышление; Дрофа - Москва, 2011. -
813 c.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.

4. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. - 464 с.

5. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1995. - №1 - С. 83.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - с. 448.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пусть миром правит доброта!»

Проект «Пусть миром правит доброта», способствует развитию таких качеств личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закла...

социальный проект "В мире этикета"

Социальный проект представляет собой программу дополнительного развития воспитанников, цель которой - обогатить детей знаниями об этикете, способствовать нравственному развитию детей путём формировани...

Проект "Страны мира"

К уроку "Окружающий Мир"...

Проект "В мире чисел"

Вовлечь в проектную деятельность учащихся и родителей. Все 10 учащихся готовят материал по своей цифре....

Урок-проект окружающего мира по теме "Красная книга , или Возьмем под защиту" с презентацией

Урок- проект во втором классе. Конспект урока составлен с учетом формирования УУД....

Проект "В мире природы". "Синичкин календарь"

Работа содержит презентацию по творчеству Виталия Бианки, викторину по сказке "Синичкин календарь", исследовательскую работу "Что это за птица - большая синица", синквейн по произведению....

Визитная карточка проекта Страны мира

Визитная карточка проекта Страны мира...