ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Федорова Ксения Алексеевна

В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Курчатовская школа» г. Москвы. Показано, что для того, чтобы в условиях инклюзивного образования работа по психологическому сопровождению была успешна, нужно опираться на актуальный уровень развития и сохранные психические функции детей после кохлеарной имплантации. На основании результатов проведения психокоррекции был сделан вывод о том, что специально выработанная стратегия психологического сопровождения детей после КИ в условиях инклюзивного образования оказалась успешной и может быть применима в широкой практике современного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.3

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горбунова Екатерина Сергеевна (Москва, Россия), магистрант МПГУ, психолог, дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог отделения «Интернат» для детей с нарушением слуха ГБОУ «Курчатовская школа», г. Москва, ул. Паршина, д. 39; e-mail: e-s-gorbunova@yandex.ru;

Феофанов Василий Николаевич (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана факультета психологии по методической работе и дополнительному профессиональному образованию ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 24; e-mail: FeofanovVN@rgsu.net;

Елагина Ксения Алексеевна (Москва, Россия), студентка 4 курса специального (дефектологического) образования ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва; e-mail: elagina.miss@yandex.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Курчатовская школа» г. Москвы. Показано, что для того, чтобы в условиях инклюзивного образования работа по психологическому сопровождению была успешна, нужно опираться на актуальный уровень развития и сохранные психические функции детей после кохлеарной имплантации. На основании результатов проведения психокоррекции был сделан вывод о том, что специально выработанная стратегия психологического сопровождения детей после КИ в условиях инклюзивного образования оказалась успешной и может быть применима в широкой практике современного общего образования.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация (КИ), дети с нарушениями слуха, психологическое сопровождение, реабилитация, коррекционно-развивающая работа.

EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATIONS IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Gorbunova Ekaterina Sergeevna (Moscow, Russia), undergraduate of MPGU, psychologist, defectologist (surdopedagog), the educational psychologist of office "Boarding school" for children with a hearing disorder of SEI Kurchatov School, Moscow, e-mail: e-s-gorbunova@yandex.ru;

Feofanov Vasiliy Nikolayevich (Moscow, Russia), Candidate of psychological sciences, Associate professor, Associate Dean for academic affairs and additional professional education at FSBEO HE  Russian State Social University, Moscow, e-mail: v-feofanov@yandex.ru

Elagina Kseniya Alekseevna (Moscow, Russia), student 4 courses of special (defectological) education at FSBEO HE Russian State Social University, Moscow, e-mail: elagina.miss@yandex.ru.

Abstract: In this article experience of the organization for psychological support of children with a hearing disorder after cochlear implantation on the basis of state-funded educational institution "Kurchatov School" of Moscow is considered. It is shown that in order that in the conditions of inclusive education work on psychological support was successful, it is necessary to rely on the urgent level of development and safe mental functions of children after cochlear implantation. On the basis of results on carrying out psychocorrectional works the conclusion was drawn that specially developed strategy of psychological escort of children after СI in the conditions of inclusive education was successful and it can be applicable in broad practice of the modern general education.

Keywords: cochlear implantation (CI), children with a hearing disorder, psychological support, rehabilitation, the correctional developing work.

Пик популярности кохлеарной имплантации в Российской Федерации пришелся на момент изменения привычной системы образования в сторону интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Родители получили право выбирать образовательную организацию, в которой их ребенок будет получать воспитывающую, развивающую, обучающую и коррекционную высокопрофессиональную педагогическую помощь, не ограничиваясь в выборе таковой установленными ограничениями возможностей здоровья. Если раньше дети с нарушениями слуха, пройдя психолого-медико-педагогическую комиссию, получали рекомендации к обучению по программе глухих или слабослышащих и направление в конкретную коррекционную школу I-II вида, то сейчас такие дети оказались в праве обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе в любой общеобразовательной организации, имеющей лицензию на осуществление такого вида обучения [1].

Следовательно, родители детей с установленным кохлеарным имплантом (КИ), вне зависимости от успешности проведенной операции и последующей реабилитации, оказались перед выбором: идти в школу с устоявшейся системой комплексной специальной коррекционно-развивающей помощи для детей с нарушениями слуха или выбрать образовательную организацию, руководствуясь иными критериями (территориальная близость к дому, опыт успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, желание скорейшего «выравнивания» показателей развития своего ребенка относительно нормально развивающихся одноклассников и другое). Так или иначе, если родители или законные представители ребенка с КИ не отказываются от оформления инвалидности, каждый такой ребенок получает индивидуальную программу реабилитации, в которой прописываются специальные средства и специальные условия, которыми должен быть обеспечен ребенок [2]. В перечень специальной помощи включена общая педагогическая, дефектологическая, логопедическая и психологическая помощь.

Рассмотрим процесс психологического сопровождения детей после КИ на примере нашей образовательной организации. В структуру государственного бюджетного образовательного учреждения «Курчатовская школа» г. Москвы вошла бывшая специальная (коррекционная) школа-интернат для глухих и слабослышащих детей №101. При формальном переименовании учебного заведения в общеобразовательную школу, оно все же сохраняет свою специфику работы с детьми с нарушениями слуха: обучение в начальной школе здесь осуществляется по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей; каждому обучающемуся ребенку с нарушением слуха оказывают помощь в развитии речевой стороны слуха и формировании произносительной стороны речи учителя-сурдопедагога. В этом отделении «Курчатовской школы» организована социально-психолого-педагогическая служба, в рамках которой специалисты дефектологи и психологи осуществляют коррекционно-развивающую работу в соответствии с рекомендациями городской психолого-медико-педагогической комиссией и требованиями, предписанными к исполнению в индивидуальной программе реабилитации. 19 человек – пятая часть обучающихся начальной ступени – дети с КИ в возрасте от 7 до 12 лет. Абсолютное большинство детей имплантировано в возрасте старше 3 лет и до поступления в нашу школу проходило реабилитацию либо стихийно, либо в условиях образовательной организации. Вопреки требованиям к КИ, у трети детей операция была проведена при наличии сопутствующих нарушений развития.

Свою работу с детьми после КИ в условиях инклюзивного образования мы строили, опираясь на актуальный уровень их развития и сохранные психические функции. По результатам первичной диагностики, у этих детей были выявлены ограничения развития высших психических функций, в частности, на момент начала оказания психокоррекционной помощи были снижены функции внимания, ограничены функции памяти и мышления, познавательная активность была развита недостаточно, мотивация к занятиям по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи (РРС и ФП) – низкая. Наблюдалось некоторое отчуждение ребенка с КИ среди протезированных слуховыми аппаратами детей с нарушенным слухом. Коммуникативные навыки и адаптационные характеристики таких детей оказывались хуже в сравнении с глухими и слабослышащими детьми. Наблюдались характерные для детей с нарушенным слухом нарушения эмоционально-волевой сферы. Следовательно, психологическое сопровождение детей после КИ в условиях инклюзивного образования на базе нашей образовательной организации было направлено на развитие мотивации, высших психических функций, навыков коммуникации и эмоционально-волевой сферы. Психокоррекционная работа с детьми была организована нами в групповой и индивидуальной форме.

Этап индивидуальной коррекционной работы в зависимости от выявленных особенностей развития ребенка с КИ включает в себя в разной мере «взвешенные» психокоррекционные мероприятия, направленные на:

  • Развитие и/или коррекцию познавательной сферы;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы;
  • Развитие саморегуляции, произвольной регуляции деятельности, мотивацию к обучению;
  • Коррекцию психологических причин трудностей обучения.
  • Сенсорную реабилитацию ребенка с КИ.

Развитие познавательной сферы детей происходит классическими средствами работы и предполагает коррекцию зрительного восприятия, развитие слухового восприятия (во взаимодействии с учителем по РРС и ФП), развитие внимания, памяти, мышления.

Развитие эмоционально-волевой сферы, мотивации, саморегуляции, коммуникативных способностей помимо использования привычных средств коррекции, проводится посредством применения игровой песочной терапии (по методу Санкт-Петербургской Мастерской Сказкотерапии), а также метода рисования песком на световом столе.

Сенсорная реабилитация ребенка с КИ проводится через включение в коррекционную работу оборудования темной сенсорной комнаты. При этом задачами такой работы являются активация работы головного мозга через поэтапное включение всех сенсорных анализаторов, а также снятие физического и психофизического напряжения.

Также в структуру психологического сопровождения детей после КИ входит динамичное взаимодействие с родителями, осуществляемое в форме индивидуальных консультаций по запросам и реализующее следующие цели:

  • информирование относительно особенностей и перспектив развития ребенка;
  • информирование о приемах и методах коррекции вторичных дефектов (таких как недоразвитие высших психических функций, школьная дезадаптация и пр.), которые можно включать в работу с ребёнком дома;
  • консультация со специалистами, работающими с ребёнком вне учреждения (по запросу родителей);
  • организация психологической поддержки родителей.

По результатам динамического наблюдения нами установлены улучшения показателей психического развития детей после КИ: уровня произвольной регуляции деятельности, показателей внимания, зрительного восприятия, памяти и мышления, мотивации к занятиям по РРС и ФПСР. У детей с КИ в ходе проведения комплексных психокоррекционных мероприятий мы отметили повышение адаптационных характеристик, коммуникативных навыков и свойств эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, можно заключить, что выработанная нами стратегия психологического сопровождения детей после КИ в условиях инклюзивного образования оказалась успешной и может быть применима в широкой практике современного общего образования.

Литература

1. Елагина К.А., Феофанов В.Н. Современное образование детей с нарушениями слуха в Москве // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области: материалы II научной конференции. / Под ред. Шмелевой Е.А. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. С. 221-224.

2. Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Организационно-методические аспекты помощи обучающимся после кохлеарной имплантации в инклюзии // Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы всероссийской конференции с международным участием 22 апреля 2016 года. – М.: ЛОГОМАГ, 2016. С.80-83.

3. Жигорева М.В. Модель комплексного сопровождения детей раннего возраста после кохлеарной имплантации // Коррекционная педагогика: теория и практика, научно-методический журнал 2015. №4 (66). С.45-58.

4. Минеева Т.Н., Труханова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации на базе ПМПС центра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n4/Mineeva_Trukhanova.shtml (дата обращения: 27.03.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Психологическое сопровождение детей с ограниченными видами здоровья в инклюзивном образовании".

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое и...

Педагогический проект. Применение системно- деятельностного подхода в моделировании учебных занятий по чтению для детей после кохлеарной имплантации.

Методика  работы в коррекционной начальной школе за последнее десятилетие  претерпела  серьёзные  качественные  изменения  и  вышла за  общепринятые  модел...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...

Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры.

Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры....

Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.

Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматри...