Особенности учебной деятельности подростков
статья

Куценко Ярославна Олеговна

В статье рассматриваются факторы и психологические особенности подросткового возраста, оказывающие влияние на учебную деятельность ребенка данного возрастного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_podrostkov.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебной деятельности подростков

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последнее, по мнению пед. психологов, заключается в избирательной готовности и повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах.

Практика работы в школе показывает, что подростка привлекает самостоятельная форма организации работы на уроке, возможность поиска ответа на учебную проблему, творческие задания и самостоятельная подготовка учебного материала (доклад, реферат, проект).

Основная проблема подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать в полной мере, т.к. не всегда владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к  нему – основная задача учителя.

Средняя школа погружает подростка в новые учебные предметы (физика, история, химия и т.д.), которые поначалу вызывают у подростков неподдельный интерес, довольно скоро, впрочем, исчезающий. Снижается у подростков и общий интерес к учению, к школе; происходит отчуждение от нее.

Школа перестает быть для ученика центром его душевной жизни. Как показывают психологические исследования, основная причина школьного отчуждения заключается в несформированности у детей учебной деятельности, что не позволяет удовлетворять актуальную потребность возраста в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.

Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей у подростков – познавательная. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебному предмету.

Следовательно, неудовлетворение познавательной потребности вызывает состояние скуки, апатии, безразличия, резко ухудшается отношение к предмету в целом. Это отрицательное отношение может быть перенесено подростком на личность преподавателя.

Наряду с познавательными интересами, первостепенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для них важно осознавать жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением самосознания современного подростка.

Но также осмысление значимости знаний может носить далеко не положительный характер. Ребенок, понимая важность для него в будущем какого-либо учебного предмета, может со всей категоричностью, свойственной данному возрасту, «отбросить» все остальные, не нужные ему предметы. Так, некоторые ученики не учат правила орфографии, считая, что и без знания правил пишут грамотно.

Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспехов в овладении тем или иным учебным предметом. Неуспех, как правило, вызывает отрицательную  эмоциональную реакцию и нежелание выполнять трудное задание. Если неуспех повторится, то у подростка может закрепиться отрицательное отношение к предмету.

Неуспех – это своего рода унижение: унижение в глазах учителя, а самое главное – в глазах одноклассников. Быть униженным в глазах товарищей – это страшное испытание для подростка. Страх, нежелание унижения может стать причиной прогула урока или вообще непосещения школы.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка имеет для него различный смысл. В одних случаях она дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди одноклассников, в других – заслужить уважение родителей и учителей. Но часто смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебной деятельности и тем самым получить уверенность в своих умственных возможностях. Это связано с возррастной потребностью осознания себя как личности, своих слабых и сильных сторон. Очень важно в этом случае, чтобы оценка совпадала с самооценкой, которая начинает играть в этом возрасте доминирующую роль. Только в условиях совпадения оценки и самооценки они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга.

Еще одним фактором, как мне кажется, влияющим на активность, заинтересованность подростков в учебной деятельности, является личность учителя. То, как учитель преподносит учебный материал, насколько он эрудирован, а самое главное, как он проявляет свои человеческие качества в тех или иных ситуациях, играет большое значение в отношении к нему и к предмету, который он ведет. Если учитель требовательный, но при этом добрый, справедливый и чуткий, к нему потянутся дети, заинтересуются они и его предметом.

Подростковый возраст – самый сложный период в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка организма и ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения. Формируется общая направленность нравственных представлений и социальных установок.

Нельзя говорить, что существует образ «среднестатистического » подростка. Младший подросток отличается от старшего, подросток-девочка существенно отличается от подростка-мальчика. Кроме того, у каждого взрослеющего человека есть свои индивидуальные особенности, а также у каждого из них есть своя социальная среда и окружение, которые накладывают свой отпечаток на личность ребенка. И все же в этом возрасте можно выделить типичные признаки, характерные для перехода ребенка от детства к взрослому состоянию.

Обобщу эти признаки

Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные.

Стремление найти свое место в обществе, быть принятым в нем, порождает у подростка желание понять самого себя, развивает у него критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других с чертами своей личности. В этом возрасте увеличивается внимание к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на критику, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.

В связи с интенсивным физиологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками.

Меняется также отношение к учебной деятельности, причем чаще не в лучшую сторону: прогулы уроков, невыполнение домашних заданий. Все это происходит потому, что школа теряет сове первостепенное значение для подростка, на первом месте теперь находится группа сверстников во всех ее проявлениях: увлечения, субкультура и т.п.

Выделю следующие психологические особенности развития личности подростка, учет которых имеет важное значение для образовательного процесса в школе:

  • Психологические проблемы, связанные с половым созреванием (изменение социального статуса, снижение самооценки и чувства собственной значимости; раздражительность, внезапная смена настроения как следствие физиологических изменений детского организма);
  • Стремление к самостоятельности, ответственности  за себя и свои поступки, потребность в самоутверждении;
  • Ориентация на мнение референтной группы;
  • Повышенная напряженность тревога в отношениях с родителями и сверстниками;
  • Высокая познавательная потребность;
  • Формирование общей направленности и сознательного понимания нравственных представление и социальных установок.

У каждого ребенка этот жизненный период проходит по-разному: у одного слишком бурно, у другого без значительных проблем. Но в любом случае, как подросток преодолеет трудности, о которых говорилось выше, зависит не только от него самого, но и  от тех, кто рядом, в том числе и от педагогов. Ориентируясь на психологические знания особенностей данного возраста, на свои личные наблюдения за подростком, педагог может вовремя прийти ребенку на помощь и оказать поддержку на пути его дальнейшего личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ

В статье отражены вопросы классификации детей с ЗПР, причины задержки психического развития у детей, характеристика детей с ЗПР, особенности учебной деятельности детей с ЗПР....

Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями.

Эта работа адресована учителям нечальной школы. Преподнесены некоторые приемы упорядочения учебной деятельности....

Возрастные особенности учебной деятельности второклассников

Работа содержит материал для родителей по теме "Возрастные особенности учебной деятельности второклассников"...

"Особенности учебной деятельности и поведения ребенка с признаками одаренности"

Развитие способностей школьника является одной из приоритетных задач современного образования. Актуальной же является проблема выявления признака одаренности у ребенка. Это, прежде всего, связано с по...

Особенности учебной деятельности слабослышащих обучающихся с педагогической запущенностью.

Харктерные проявления педагогической запущеннсти в учебной деятельности....