Девчонки и мальчишки....(консультация психолога)
консультация

Вахрушева Наталья Анатольевна
Мальчишки и девчонки, а так же их родители… Рекомендации нейропсихофизиологов для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devchonki_i_malchishki.konsultatsiya_psihologa.docx162.24 КБ

Предварительный просмотр:

D:\13. Н.А. (картинки)\ЕЩЕ картинки\tn_gallery_958_84948.jpg

Мальчишки и девчонки, а так же их родители…

Рекомендации нейропсихофизиологов для руководителей

образовательных учреждений, заместителей директоров,

учителей, воспитателей и родителей

Памятка для родителей

1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - Ваш первый помощник и советчик. Поддерживайте его авторитет перед ребенком.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие со специалистами. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка. Главная задача сейчас -помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы: «Почему?», «Как?», «Можно ли это сделать это по-другому?».

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями - естественная потребность младших школьников.

7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет Вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на Ваших отношениях с детьми.

8. Важнейшее условие повышения уровня педагогической культуры семьи, в которой есть ребенок - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг, специальной популярной литературы, просмотр телепередач  по семейному воспитанию. Они помогут Вам избежать типичных ошибок в развитии и воспитании ваших детей.

D:\13. Н.А. (картинки)\Дети\i.jpegwe.jpeg

Рекомендации нейропсихофизиологов для руководителей

образовательных учреждений, заместителей директоров,

учителей, воспитателей и родителей

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с

присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту -девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному

воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек),

ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

  • Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту,

включатьв них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

  • С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип

выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили науроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для

мальчиков.

  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или

сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность

мальчиков.

  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная

эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго

удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

  • Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.Прежде чем

ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

  • Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и

чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

  • При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением

им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

  • Помните то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще

письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

  • Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме

опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по

незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

  • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него

жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

  • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его

уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

  • Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы.Не

сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

  • Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей

и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей,

станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь

выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

  • Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или

конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

  • Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его

трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

  • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не

умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

  • Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит

от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е.

на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

  • Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать

лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.

  • Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы

от природы заложены в ребенке.

  • Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно

его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не

спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой !!!.

  • Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности

ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват

не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько

сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус

к познанию нового, неизвестного, непонятного.

  • Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение

вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

  • Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны

меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

  • Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и

школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не

ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.

  • Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда.

Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

  • Не забывайте, что без взрослого, без человеческого общения никакие высшие

психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».

  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте,

поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать

учебный материал (логически, образно, интуитивно).

  • Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя

превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому, пустьвашей главною заповедаю будет –

«Не навреди».

D:\13. Н.А. (картинки)\ШКОЛ\uchitel.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

Спортивный праздник « Девчонки, мальчишки, а также их родители…»

Цели:-Пропаганда здорового образа жизни.-Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным мероприятиям.-Развитие личности ребёнка на основе ов...

Э.Успенский "Над нашей квартирой". "Если был бы я девчонкой"

Презентации подготовлены к урокам Э Успенского во 2 классе по программе "Школа России" Презентации составлены по иллюстрациям книжек для малышей 1980г выпуска...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Классный час "Мальчишки, девчонки"

Игра-соревнование ко Дню защитника Отечества...

Мальчишки и девчонки

Сценарий праздника, посвященного  праздникам 23 февраля и 8 марта...