Одаренность, стратегии работы с одаренными обучающимися
статья

Типы одаренности, стратегии работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренность школьников.33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренность, стратегии работы с одаренными обучающимися

Одаренность = это сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превыщающих средний уровень, креативность и настойчивость.

Креиерии оценки одарённости:

- способность ппрогнозировать

-умение оценивать свои возможности

- рассудительность

- изобретательность

- любознотельность

- требования к себе

- -оригинальность

-  большой словарный запас

Тип одаренности

  1. Интеллектуальный
  2. Академическая
  3. Творческая
  4. Социальная

Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень умственных способностей)

Интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. Высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др

Обучающимся си нтеллектуальнымтипом одаренности характерны:

  • Склонность к филосовскому осмыслению материала;
  • Нестандартность мышления;
  • Эрудированность в одной или нескольких областях науки;
  • Индивидуальный стиль деятельности;
  • Неровная успеваемость;
  • Несоответствие общему темпу работы;
  • Странное поведение;
  • Неспособность понять очевидное (тугодумие)

Успеваемость интеллектуально одаренных обучающихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе

Академический тип одаренности (широкая способность к обучению, проявляющаяся в одной области знаний).

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть обучающиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть обучающиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).    Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления.

Обучающимся с академическим типом одаренности характерны:

  • Высокая успеваемость;
  • Устойчивое внимание;
  • Хорошая память;
  • Высокая скорость мышления;
  • Безошибочное выспроизведение материала;
  • Активность;
  • Усидчивисть;
  • Целеустремленность;
  • Эрудированность;
  • Богатый словарный запас;
  • Свобода в выражении мысли.

Творческая одаренность (креативность)

Творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативность – это  характеристика личности, свидетельствующая о способности  к творчеству. Чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Делая вывод, можно сказать, что креативность связанна  с развитием личности и интеллекта.

Способности, характеризующие креативность ( по Дж.Гилфорду).

  •   беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
  •  гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
  •  оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);
  •  любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
  •  иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов);
  • фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула иреакции.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

 Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», непоняты ни учителями, ни сверстниками.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Социальная одаренность:

Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми (Н. С. Лейтес).  Для успешного развития социальной одаренности детей необходим положительный опыт общения, который может быть итогом ситуаций успеха в их творческой деятельности. Создать такие ситуации, значит дать ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности. В условиях дополнительного образования есть возможность занять в едином творческом процессе детей разного возраста с привлечением членов их семей.

Обучающимся с социальным типом одаренности характерны:

  • общительность (популярность в классе);
  • хорошо развитая интуиция;
  • умение принимать решение;
  • способность к сопереживанию;
  • ярко выраженное чувство юмора;
  • занятость в различных общественных мероприятиях.

Стратегии работы с одаренными детьми

Стратегия ускорения позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Ускорение обучения наиболее подходит для школьников с математической и лингвистической одаренностью.
В качестве организационных форм ускорения могут рассматриваться:

  • индивидуализация обучения;
  • перескакивание одаренного ребенка через класс {несколько классов) в обычной школе.

Достоинства: создание условий для интеллектуального развития, самореализация одаренных школьников.

Недостатки: несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию; непринятие педагогическим коллективом и одноклассниками; более раннее окончание школы, что затрудняет дальнейшее образование и трудоустройство одаренных школьников. Недостатки во многом снимаются при обучении одаренных школьников по углубленным и обогащенным программа
    Стратегия углубления эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

В качестве организационных форм углубления могут рассматриваться

  • использование методов опережающего обучения, способствующих более глубокому усвоению учебного материала;
  • обучение мышлению (целеналравленное развитие интеллектуально-творческих способностей ребенка).

Достоинства: высокий уровень компетентности в соответствующей области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т. п.

Недостатки: не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

Стратегия обогащения обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение обучающихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т. д. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ

В качестве организационных форм обогащения обучения могут рассматриваться:

  • изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или интенсивности обучения;

o         профильные классы.

Достоинства: расширение кругозора; обогащение без установки на ускорение как на самоцель дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне.

Недостатки: обучающиеся часто высокомерно относятся к сверстникам, которые по их мнению с трудом усваивают азбучные истины.

   Исследовательское обучение.

   Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. В исследовательском методе в качестве основы выступают не знания, преподносимые детям в готовом виде, а их организованный, творческий поиск. Оно позволяет максимально учесть особенности одаренных детей.

Достоинства: дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания, которые ученик умеет применять в жизни. 

Недостатки: педагог должен уметь увлечь обучающихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.

Проблематизация.

Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем, этот метод очень близок к исследовательскому обучению. Фокус обучения в этом случае - использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Подобные программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), а являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых  внеучебных программ.

Проблемное обучение предполагает, что обучающийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения. Учитель стремится не только передать определенную совокупность знаний, но и помочь делать самостоятельные выводы и открытия. Ученики спорят друг другом и оценивают разные возможности ответов. Для этого обучающихся необходимо обучать умению видеть проблемы.

Достоинства: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика

Недостатки: не весь учебный материал можно построить в виде проблем;  проблемное обучение не способствует отработке навыков.

Методы диагностики одаренности

Все тесты для диагностики выявления одаренности направлены на оценку интеллекта и креативности. Выявление одаренных детей - не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Выявив одаренного ребенка с помощью тестов умственных способностей психодиагностическая работа с ним не заканчивается. Тесты личностных особенностей, анализ семьи, отношений с родителями и сверстниками позволяет составить целостное представление о ребенке.

Тест-опросник для родителей «Способности Вашего ребенка»

Ответьте на следующие вопросы:

•        Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?

•        Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?

•        Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"

•        Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?

•        Ваш ребенок особенно грациозно движется?

  • Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
  • Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
  • Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
  • Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
  • Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
  • Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
  • Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
  • Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
  • Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
  • Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
  • Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
  • Ваш ребенок комментирует различные звуки?
  • Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
  • Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.

            Тест для учителей "Определение креативности обучающихся"

Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных характеристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом:
никогда - 1;
редко -2;
иногда -3;
часто - 4;
постоянно - 5.
          По итогам исследования следует заполнить лист ответов.
1. Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
3. Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4. Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
6. Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).
8. Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).

Результаты 
          Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.
     
От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности.
     
От 33 до 27: высокий уровень.
 
   От 26 до 20: нормальный, средний уровень.
   
  От 19 до 15: низкий уровень.
     
От 14 до 8: очень низкий уровень.

«Карта одарённости».

Эта методика создана автором на основе методики Хана и Кафа. Она отличается от других методик тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введён «лист опроса», позволяющий легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и педагогам. Возрастной диапазон – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

  • первая и основная функция – диагностическая (оценивание степени выраженности у ребенка различных видов одарённости и определение преобладающей).
  • Вторая функция – развивающая (утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать, как программу его дальнейшего развития).

Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой.

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто

(+) – свойство, заметно выражено, но проявляется непостоянно

(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечётко, проявляется редко

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте клетку пустой, но наблюдайте за этой стороной ребенка. Можно попросить бабушек или дедушек, родителей дать объективную оценку ребёнку по этой методике.

Лист вопросов

  1. склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями
  2. нестандартно мыслит, предлагает оригинальные решения
  3. учится новым знаниям очень легко
  4. в рисунках нет однообразия, оригинален
  5. проявляет большой интерес к музыке
  6. любит сочинять (писать) рассказы и стихи
  7. легко входит в роль персонажа
  8. интересуется механизмами и техникой
  9. инициативен в общении с сверстниками
  10. энергичен, ему необходим большой объём движений
  11. проявляет большой интерес к классификации
  12. не боится новых попыток, подкидывает новые идеи
  13. быстро запоминает и легко заучивает материал
  14. становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину и т.д.
  15. чутко реагирует на характер и настроение музыки
  16. может легко построит рассказ
  17. интересуется актёрской игрой
  18. может легко чинить испорченные приборы
  19. сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей
  20. любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
  21. умеет хорошо излагать свои мысли
  22. изобретателен в выборе и использовании различных предметов
  23. знает много о различных событиях и датах
  24. способен составлять оригинальные композиции из природного материала
  25. хорошо поёт
  26. при составлении рассказа придерживается сюжета
  27. меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
  28. любит разбираться в неполадках и их причинах в неисправности механизмов
  29. легко общается с детьми и взрослыми
  30. часто выигрывает в спортивных состязаниях
  31. хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием
  32. способен увлечься , уйти «с головой» в любое дело
  33. обгоняет сверстников в учебе на год или два
  34. любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек
  35. в игру на инструменте, в песню вкладывает много энергии
  36. придерживается только необходимых деталей в рассказе о событии
  37. разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт
  38. любит рисовать чертежи и схемы механизмов
  39. улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения
  40. бегает быстрее всех в д/с, классе
  41. любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия
  42. способен по-разному подойти к одной и той же проблеме
  43. проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность
  44. охотно рисует, лепит, создаёт композиции, без побуждения взрослых
  45. любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт, где можно послушать музыку.
  46. выбирает в своих рассказах такие слова, которые передают эмоциональные состояния героев, их чувства и переживания
  47. склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения
  48. читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов
  49. часто руководит играми и занятиями других детей
  50. движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию.
  51. наблюдателен, любит анализировать события
  52. способен не только предлагать, но и разрабатывать свои и чужые идеи
  53. читает книги, статьи с опережение сверстников на год (два)
  54. обращается к рисунку и лепке для того, чтобы выразить чувства и настроение.
  55. хорошо играет на каком-либо инструменте
  56. умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания сути события
  57. стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает
  58. любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом
  59. склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для данного возраста
  60. любит ходить в походы, играть на открытых соревнованиях
  61. способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова
  62. любит пробовать новые способы решения жизненных задач
  63. умеет делать выводы и обобщения
  64. любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой
  65. в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроения
  66. склоне фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом
  67. с большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и переживания
  68. проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
  69. другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям
  70. предпочитает проводить свободное время в подвижных играх
  71. имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении предметов
  72. способен предложить большое количество самых разных идей и решений
  73. в свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, читает книги.
  74. может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своём рисунке
  75. сочиняет собственные, оригинальные мелодии
  76. умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства и настроения
  77. любит игры-драматизации
  78. быстро и легко осваивает компьютер
  79. обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим
  80. физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикали (+ и - взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  • интеллектуальная ( 1 столбик)
  • творческая (2 столбик)
  • академическая (3 столбик)
  • художественно-изобразительная (4 столбик)
  • музыкальная (5 столбик_
  • литературная (6 столбик)
  • артистическая (7 столбик)
  • техническая (8 столбик)
  • лидерская (9 столбик)
  • спортивная (10 столбик)

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая стратегия развития предметной одаренности обучающихся

Заочное обобщение передового педагогического опыта на Всероссийском уровне в номинации "Предметы начальной школы"...

Презентация к статье "Педагогическая стратегия развития предметной одаренности"

Презентация на региональной научно-практической конференции на тему: "Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы"....

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА МАУДО ДЮСШ №6 «БУДЬ СПОРТИВНЫМ, ЗДОРОВЫМ, УСПЕШНЫМ»

Раннее выявление, обучение, воспитание и развитие спортивно-одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования. Одаренные дети рано определяют свой профессиональный путь, ко...

Работа с одаренными детьми, а также обучающимися с ОВЗ и другими категориями обучающихся с особыми потребностями.

Физическая культура важнейший предмет при работе с детьми с особыми возможностями здоровья.Конечной целью всех программ и концепций является итоговое и физическое, и моральное благополучие особенного ...