Клуб «Родник» Семинар-практикум «Формула здоровья педагогов»
методическая разработка

Тишина Наталья Васильевна

Цель. Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_formula_zdorovya_pedagoga.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб «Родник»

Семинар-практикум

«Формула здоровья педагогов»

Педагог-психолог

высшей кв. категории

Наталья  Тишина

Цель. Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.

Задачи. Мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.

Материалы: листы бумаги, ручки,  цветные карандаши, презентация, фрагменты афоризмов про здоровье, фотографии, вырезки из журналов, ватманы, ножницы, клей, скотч, рисунок мандалы

  Ход семинара-практикума

  1. Ритуал приветствия Упражнение «Волшебное слово»

Цель: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие, настрой на работу, обозначение главной темы встречи.

1. Упражнение «Волшебное слово».

В нашей жизни есть слова, над смыслом которых,  ввиду частого их употребления мы уже не задумываемся. Произносим их автоматически, по инерции. Одним из таких слов является слово «здравствуйте». Как Вы понимаете это слово? Какой смысл оно несет? Древние утверждали, что когда вы здороваетесь с поклоном, то мы по доброй воле обмениваемся доброй энергией.

-Давайте возьмемся за руки и с поклоном скажем друг другу «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

2. Упражнение «Апчхи»

Процедура выполнения.

Участники делятся на группы по 4-5 человек.

Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово

( «спички», «точки», «очки»    

 или     «алыча», «ящик», «хрящик»)

Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричать свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!». Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу.

  1. 1. Выработка правил работы на семинаре.

Инструкция: Вы уже поняли, что главная тема нашей встречи – здоровье. Подумайте и скажите, что необходимо человеку, чтобы чувствовать себя хорошо не только физически, но и психологически, наполненным энергией, уверенным в том, что способен свернуть горы, преодолеть все препятствия?..Определите это словосочетанием.

Далее вырабатываются правила работы на семинаре-практикуме:

  • Получать удовольствие!
  • Позволить себе быть свободным!
  • Избегать оценок и суждений!
  • Чувствовать свои собственные ощущения!
  • Во всем искать и находить позитив!

2. Упражнение «Собери целое».

Цель: активизация на работу.

Инструкция. Работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про здоровье. Задача – собрать части высказываний в единое целое и пояснить смысл высказывания.

Материал к упражнению

  • « Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» (Л.Н. Толстой)
  • «Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства» (Эпиктет)
  • «Нет на свете прекраснее одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». (В.В. Маяковский)
  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)
  • «Гимнастика удлиняет молодость человека». (Д.Локк)
  • «Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым». (У. Пенн)
  • «Здоровый дух в здоровом  теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». (Д.Локк)

3. Сообщение ведущего «Формула здоровья» (тезисы)

-Ув. коллеги, так все таки какова же формула здоровья педагога?

«Вообще  9/10 нашего счастья основано на здоровье. При  нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…                 (Артур Шопенгауэр).

   До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний. В 80-е годы 20 в. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».

Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника, сторонами которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании – социальное благополучие. Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних и внешних воздействий.

Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод – от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья:

100 процентное здоровье = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда + 50 % образ жизни.

Важно! 50% - образ жизни. То есть это та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека

    Каждая профессия так или иначе влияет на здоровье человека. Работа с детьми связана с постоянными стрессами, необходимостью сдерживать собственные чувства. Все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.

Вопрос- Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья?(…)

4. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций, создание положительного настроя.

Инструкция. Сейчас мы с Вами пропоем звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя с выпрямленной спиной,  состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук. Насколько хватит дыхания.

Звуки:

А  -  воздействует благотворно на весь организм;

Е  -  воздействует на щитовидную железу;

И  -  воздействует на мозг. глаза, нос, уши;

О  -  воздействует на сердце, легкие;

У  -  воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я  -  воздействует на работу всего организма;

М  -  воздействует на работу всего организма;

Х  -  помогает очищению организма;

ХА   -  помогает повысить настроение.

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогов»

6. Упражнения «Шикарный животик за 6 недель»

7. Рекомендации для поддержания физического и психического здоровья дома и на работе:

- Важно поддерживать физ и псих. здоровье и на работе и дома.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. А работе это можно сделать, громко запев, резко встав и пройдясь, быстро и резко написав или нарисовав что-то на доске или листе бумаги.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. Считается, что  стихи и проза различаются по энергетике. Стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их – вода издавна считается мощным энергетическим проводником.

8. Коллаж «Условия эмоционального комфорта»

- Каковы же условия эмоционального комфорта педагога на работе и дома Вам предстоит вместе обсудить и изобразить. С помощью цветных палочек разобьемся на 2 группы.

Материалы: фотографии, вырезки из журналов, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, цветные карандаши, мешочек с цветными палочками.

Инструкция.  Участники делятся на две группы. Задача первой группы – создать коллаж, рассказывающий об условиях эмоционального комфорта педагога на работе. Задача второй группы – та же, но касающаяся дома, семьи. По окончании работы проходит защита проектов.

9. Упражнение – релаксация «В поисках себя»

- Эмоциональный комфорт хочется ощущать  и на работе и дома, но важно понимать себя, быть в гармонии с самим собой. Давайте сейчас попробуем лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. В этом нам поможет следующее упражнение « В поисках себя»

Материалы: на каждого участника – рисунок мандалы, цветные карандаши.

Инструкция ведущего:

«Медитация на мандалу, буддийский сакральный символ, помогает лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Кроме того, раскрашивание мандалы помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам.

В настоящее время мандалы используют даже в помощь осознания себя, для привлечения богатства, любви, для крепкого здоровья и прочего.

- Выберите карандаш, который нравится вам больше всего, и раскрасьте центральный круг…Другим цветом выделите часть мандалы, которая Вам нравится больше. Выберите ее интуитивно! Пройдите карандашом по лучам звезды, находящейся в этой части, как если бы вы бродили по лабиринту. Посмотрите получившуюся цветную нить. Спросите себя: «Что мне напоминает этот путь?». Запишите три слова, словосочетания или предложения, которые придут Вам на ум, чтобы описать Ваш путь. Поразмышляйте над ним несколько минут…»

Дословно, мандала – «круг», как бы «карта космического пространства».

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.

Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
— нервное напряжение;
— заниженная самооценка;
— агрессивность поведения;
— семейные конфликты;
— депрессии;
— сложная адаптация к новым условиям;
— психосоматические нарушения;
— страхи, хроническое тревожное состояние;
— потеря творческого потенциала;
Основные символы в мандале:
Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.
Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.
Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.
Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.
Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.


Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.
Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового. Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.
Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.
Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.
Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.
Корни – связь с родными, с родной землёй.
Деревья – мироздание, основательность.
Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.
Собака – дружелюбие, преданность.
Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.
Змея – мудрость, хитрость.
Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.
Голубь – счастье, любовь.
Павлин – сила характера, гордость.
Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.
Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:
1) Красный
 выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке — это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
2) Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
3) Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
4) Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
5) Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
6) Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
7) Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
8) Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.
Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.
Диагностика по сочетанию цветов:
• Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
• Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
• Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.
Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:
✓ Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.

✓ Контур – ключ взаимодействия с миром.

✓ Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.
Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.
Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

III. Подведение итогов.

Формул здоровья много, вы сами можете формулу здоровья вывести лично для себя, надеемся сегодняшние рекомендации, упражнения Вам в этом помогут

Ритуал прощания «Волшебная шкатулка».

Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием, аффирмацией и т.п.

Примечание. Можно рекомендовать педагогам сделать подобие «волшебной шкатулки» дома и каждое утро вытаскивать по одной записке.

Материал к ритуалу прощания

  • Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
  • Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
  • Все твои желания и мечты реализуются – поверь в это!
  • Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.
  • Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.
  • Я извлекаю пользу из любых ситуаций.
  • Моя жизнь – путь творческого раскрытия.
  • Пора мечтам сбываться, наконец то они  обретут силу и объявят войну моему дивану.
  • Плохая новость — прибавите в весе. Хорошая новость — прибавка произойдёт в области кошелька.
  • Мне  скоро крупно повезет, судьба отличный сюрприз преподнесет.
  • Будет в жизни все отлично, особенно на фронте личном.
  • В ближайшее время  непременно, здоровье будет просто отменное.
  • Здоровье будет крепким, будешь ты всегда блистать,
    красотой всех удивлять!
  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
  • Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
  • Чтобы наслаждаться бесконечным здоровьем, надо работать над собой.
  • Единственная красота , которую я знаю, - это здоровье».
  •  «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Родник"

Семейный клуб "Родник"...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Клуб Родник" Презентация. Психологический практикум "Профессиональное выгорание педагогов ДОУ"

.Цель. Оценка синдрома эмоционального выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и развитие способности регуляции эмоционального состояния; освоение приемов антистрессовой защиты....

Мастер-класс для педагогов ОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное “выгорание”. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс,Умение владеть собой, держа...

Заседание семейного клуба «Родник» Масленица

Заседание семейного клуба «Родник» Масленица...

Заседание семейного клуба «Родник» Урок памяти

Заседание семейного клуба «Родник» Урок памяти...

Клуб "Родник" Семинар-практикум для педагогов «Мои приоритеты в профессиональной деятельности».

Цель. «Определение своего отношения к профессии, расстановка приоритетов в профессиональной деятельности, формирование отношения к людям по их личностным качествам, сплочение педагогического кол...