Рабочая программа по психологии "Жизненные навыки" для учащихся 3 класса.
рабочая программа (3 класс)

Программа «Жизненные навыки» поддерживающая и развивающая, направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.

В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир. Метод, применяемый для получения знаний в этой области, - это самопознание, проживание изучаемых феноменов. Занятия проходят в форме психологического тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennye_navyki_3_kl.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса по психологии «Жизненные навыки» 3 класс

           Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе» под редакцией С.В.Кривцовой.  Данный курс рассчитан на 32 часа.         

 Основная цель:

  • развитие эмоционального интеллекта детей и социальных компетенций.

          Основные задачи данного курса:

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Общая характеристика курса

Программа «Жизненные навыки» поддерживающая и развивающая, направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.

В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир. Метод, применяемый для получения знаний в этой области, - это самопознание, проживание изучаемых феноменов. Занятия проходят в форме психологического тренинга.

Описание места данного курса в учебном плане

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Занятия проводятся в рамках внеурочного компонента в малых группах (половина класса). Каждая тема укладывается в один урок. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных блока, по принципу один модуль - одна четверть.   

Описание ценностных ориентиров

Основная идея курса: создание психологически безопасной среды для ребенка, где его чувства и потребности имеют первостепенное значение; формирование чувства ответственности, совести и самоуважения, уважения к окружающим.

        Содержание программы «Жизненные навыки». (32ч.)

Тема 1. «Дом моей души: забота о теле – забота о себе». 8 часов.

Знакомство со своим телом. Осознание того, как мы воспринимаем мир. Создание условий для развития децентрации, через «примеривание» на себя роли слепого человека. Сравнение движений совершенных и только формирующихся. Формирование заботливого отношения к своему телу.

Тема 2. «Праздники. Ценности и радости». 8 часов.

Размышление о том, что помогает создать праздничное настроение. Создание календаря ожидания Нового года с сюрпризами. Знакомство с правилами этикета. Знакомство с ритуалами празднования и историей возникновения некоторых праздников.

Тема 3. «Отношения с другими». 9 часов.

Формирование навыка видения ситуации с позиции другого человека. Решение конфликтов. Сотрудничество. Формирование предпосылок для партнерской позиции, формирование процесса занятия собственной позиции.

Тема 4. «Отношения с собой. Мое достояние». 7 часов.

Описание ценностной сферы личности. Осознание собственных жизненных ценностей. Разговор о том, что для меня важно, что я люблю, что я готов отстаивать. Предпосылки для формирования Я-концепции.

Результаты освоения курса «Жизненные навыки» на конец учебного года

Личностные результаты освоения курса

Метапредметные результаты освоения курса

Учащиеся получат возможность научиться:

         нести ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о

нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

         развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

         уважительно относиться к иному мнению, других истории и культуре народов;

        применять начальные формы познавательной

и личностной рефлексии.

Учащиеся могут научится:

        сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из

спорных ситуаций;

        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

        понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

        слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Учащиеся научатся:

 видеть разнообразие ценностей, быть толерантными к ценностям других;

умению посмотреть на себя глазами другого человека.

Учащиеся будут знать:

          социально-приемлемые способы поведения;

          как договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  

                                                         Тематическое планирование

ТПО

1

1

Вводное. Какой  Я ?

с.3-5

2

2

Строим тело.

с.6-7

3

3

Как я воспринимаю мир. Изучаем руки.

с.8-10

4

4

Я умею двигаться.

с.11

5

5

Забота о теле – забота о себе.

с.12

6-7

6-7

Портрет в полный рост.

с.13

8

8

Завершающее

с.17

9

9

Любимый праздник.

10

10

Как просто делать подарки!

с.18-19

11

11

Дорога к празднику.

с.20

12

12

Бесконечный праздник.

с.21

13

13

Радости и ценности.

с.22

14

14

Я готовлюсь к празднику.

с.23

15

15

Праздник. Ожидание праздника.

с.24

16

16

Заключительное.

с.25-27

17

17

Карта отношений.

с. 30-31

18

18

Отношения, которые мне нравятся.

с.32-34

19

19

Что я знаю о другом.

с.35-37

20

20

Планеты и орбиты.

с.38

21

21

Взаимодействие.

с.39

22

22

Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету.

с.40

23

23

Полет на космическом корабле.

с.41-43

24

24

Такие разные отношения.

с.44-45

25

25

Заключительное.

с.46

26

26

Мое достояние.

27

27

Кто Я? Мой стиль.

28

28

Я глазами других. Уважение к чужому достоянию.

с.47-49

29

29

Самое ценное.

с. 50-51

30

30-31

Фестиваль знаний.

с.52-53

31

32

Заключительное.

с.54-55

         

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств МТО

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд

1. Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 208 с.

2. Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе.    Рабочая тетрадь школьника – М.: Генезис, 2009. – 64 с., ил.

1 экземпляр

комплект

Технические средства обучения

1. Компьютер

1 экземпляр

2. Интерактивная доска

1 экземпляр для фронтальной работы

3. Мультимедиа проектор

1 экземпляр для фронтальной работы

4. Магнитофон

1 экземпляр

5. Принтер /сканер струйный

1 экземпляр

Экранно-звуковые пособия

1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы

1 экземпляр для фронтальной работы

2.Мультимедийные образовательные ресурсы

1 экземпляр для фронтальной работы

Оборудование класса

1. Ученические столы с комплектом стульев

Класс-комплект

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....

Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...

рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"

Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...