Статья для учителей начальных классов и родителей "Кто такие неуспевающие?"
статья (1 класс)

Хлынова Валентина Александровна

Дошкольное воспитание должно проходить целенаправленно, но при этом незаметно для маленького человечка, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

Способности к самостоятельному обобщению и определению понятий(для обучения) развиваются у подавляющего большинства детей к семи годам. Однако не у всех! Выявляется часть детей, которые, по сути, ещё не готовы к обучению в школе. Они могут стать в будущем "неуспевающими".

В своей статье хочется уделить внимание тем детям, которые могут и (должны!) «выравняться» без перевода во вспомогательные школы или классы. Все равны в начале школьного пути. ЗПР или другая причина – ещё предстоит родителям выяснить... И сделать это заранее. Для выработки у ребёнка усидчивости, активности, внимания и наблюдательности необходима игра и старания близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_neuslevayushchie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Кто такие неуспевающие ?

Хлынова В.А.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             учитель начальных классов,

                            ГБОУ школа № 561

                            Калининского района, СПб

Способности  к самостоятельному обобщению и определению понятий  (для обучения) развиваются у подавляющего большинства детей к семи годам. Однако  не у всех! Выявляется часть детей, которые, по сути, ещё не готовы к обучению в школе.                  

Кто же они?  

Во-первых, умственно отсталые. Эти дети медико-педагогическими комиссиями    направляются  в  специальные  вспомогательные  школы.

Во-вторых, дети  с ЗПР (задержкой  психического развития) Таким детям совершенно недоступны, не доходят до их сознания требования школы. Их  познавательная деятельность не выходит за рамки игровой, они не могут сосредоточить внимание, сдерживать эмоции, не проявляют никакой заинтересованности в школьных занятиях. Эти  дети просто-напросто не воспринимают ни объяснений, ни заданий учителя.  Однако вне  класса они оживлены, инициативны, даже нередко сообразительны  и  изобретательны.                                                                                                                      Причины «задержек»  самые  разнообразные. Главные: патология  беременности и  родов, хронические заболевания в младенческом и дошкольном возрастах. Нередко «задержки» развиваются у детей  так называемого  алкогольного зачатия. Однако резко выраженными они становятся при сочетании вышеуказанных  причин с длительной неблагоприятной внутрисемейной  ситуацией – в конфликтных семьях,            в семьях, где родители пьянствуют, дерутся, бьют детей, в которых дети сами должны заботиться о своём пропитании, когда дети неухожены и безнадзорны.                                                                                                                                   Чрезвычайно трудна  проблема их обучения. Ждать помощи дома им не от кого, в классе часто они сами «отгораживаются» от всех. Это ведёт детей к неуспеваемости.                                                                                                                           Неусвоение   школьной  программы  иногда  вызвано  локальным  поражением  коры головного мозга. Дети не могут  освоить письмо (аграфия), или чтение (алексия), или  счёт (акалькулия).                                                                                                                          

Хочется  уделить внимание тем неуспевающим детям, которые могут и (должны!) «выравняться» без перевода во вспомогательные школы или классы. Все равны в начале щкольного пути. Нет способных и «неспособных», отличников и отстающих. И все хотят учиться. Но проходят дни, недели, и вдруг выясняется: некоторые дети не могут освоиться со школьным укладом, не усваивают учебную программу. В чём причина этого? Ребёнку, жившему  до этого эмоциями, требуется теперь сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания, регулировать свою деятельность требованием школьной дисциплины: должен научиться глубоко сосредоточивать своё внимание при восприятии и усвоении даже  малозанимательного  учебного материала. Когда ребёнку не под силу требования  дисциплины +программа, а чаще – оба сразу, он становится неуспевающим. Прежде это дети с ЗПР (в нерезко выраженной форме). Такие дети не способны к систематической работе, отвергают всё, что требует длительного усилия, они легко отвлекаемы, не доводят до конца начатое, тут же перескакивают с одного действия на другой. Знания их поэтому отрывочны и поверхностны, и они  автоматически (даже при хорошей сообразительности) попадают в разряд  неуспевающих. В эту группу  порой попадают  длительно  болеющие дети, аллергики, с обменными нарушениями и авитоминозом в результате длительного пребывания в помещении. Встречаются  семьи, где родители  порой передоверяют воспитание  детей  бабушкам и дедушкам с невысоким уровнем образованности. Вот и «задерживаются» эти дети.                                                                                                                          

Иногда детей в семье от всего оберегают, настолько обихаживают, настолько лелеют,  что они  к семи годам не только ни одной буквы  или цифры  написать не могут (да и не знают их!), они одеться–то самостоятельно не могут – ни пуговицы  пальто застегнуть, ни ботинки зашнуровать, а порой и руки самостоятельно вымыть. И они «задерживаются», и практически  сразу попадают  в число неуспевающих.  Для того, чтобы у ребёнка не сложилась низкая самооценка в связи с неуспехами  в учёбе необходимо помочь ему найти «своё сильное» начало, не дать ему разувериться  самом  в себе. Требуется поискать у него другие достоинства, иные  сильные стороны (а их не может не быть! ). Это –или  способность к рисованию, трудовые  навыки,   музыкальные способности, организаторская  жилка… Даже хорощее  физическое  развитие  таких детей  можно и нужно учитывать и правильно использовать.                                                                                                            Дошкольное воспитание должно проходить целенаправленно, но при  этом  незаметно для маленького человечка, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.                                                                                

Для успешного овладения письмом  может помочь « мелкая»  работа по дому,                             от которой  порой оберегают малышей: перебрать ягоды, расставить книги, уложить вещи в рюкзак, почистить обувь, навести порядок в игрушечном уголке, как можно раньше самому научиться одеваться. Но самое главное, ребёнок должен овладеть определённым объёмом знаний и способностей: обобщения, определять форму и величину предметов, их положение в пространстве, знать временные соотношения, определять времена года, иметь представление о количестве предметов и чисел, каких предметов больше, должен понимать ситуацию на рисунках и картинках и достаточно связно её характеризовать.                                                                              

Это краткий, но практически достаточный «интеллектуальный портрет» малыша перед поступлением в школу. Если ребёнок не «вытягивает», значит, он не вполне подготовлен  к школе.                                                                                                                                          

ЗПР или другая причина  – ещё предстоит родителям выяснить... И  сделать это заранее. Для  выработки у ребёнка  усидчивости, активности, внимания и наблюдательности  необходима  игра  и  старания близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"

Данная статья  адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...

Статья "Деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики

В данной статье описывается деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики....

Статья на тему: "Взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда как инновационный прием в образовательном процессе."

В статье показана модель взаимодействия работы учителя начальных классов и учителя-логопеда. Показательные бинарные уроки по сохранению и укреплению здоровья учащихся, обучающихся в массовой школе, с ...

Статья. «Современный учитель начальных классов на мой взгляд…»

laquo;Современный учитель начальных классов на мой взгляд…»...

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...