"Мотивы суицидального поведения у подростков"
статья

Волкова Екатерина Анатольевна

Мотивы суицидального поведения у подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivy_suitsidalnogo_povedeniya_u_podrostkov.docx72.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья

Тема: «Мотивы суицидального поведения у подростков»

Учитель Волкова Е.А.

                                                   

 

Рязань.

Содержание

  1. Исторический аспект суицидального поведения
  2. Нормативный аспект профилактики
    суицидального поведения детей и подростков
  3. Причины и предпосылки суицидального поведения детей и подростков
  1. Биологические и генетические факторы суицидального риска
  2. Психолого-психиатрические факторы суицидального риска

3.3. Социально-средовые факторы суицидального риска

     4. Основные направления профилактики суицидального поведения  в разных возрастных группах

     5. Уровни профилактики суицидального поведения      обучающихся в образовательной организации

Список  литературы

  1. Исторический аспект суицидального поведения

Социальное развитие человека часто приводит к различного рода отклонениям, появлению жертв неблагоприятных условий социализации.

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества.

Для выяснения истинных причин возникновения феномена самоубийства необходимо рассмотрение его в разных аспектах с учетом различных условий, социального и асоциального характера, сопутствующих суициду и затемняющих его действительную природу. Суицид имеет исторический аспект своего изучения, что представляет для философского анализа феномена самоубийства определенный интерес в плане аксиологии (оценки разными народами в разные эпохи существования человеческой цивилизации суицида как негативного и одновременно позитивного явления).

Следует подчеркнуть чрезвычайно важный факт: далеко не все дети, объективно оказавшиеся в неблагоприятных условиях социализации, становятся виктимными, т.е. жертвами в полном смысле этого слова. Многие из них остаются вполне адаптированными и нормально развивающимися.

Позитивно суицид оценивался некоторыми древними сообществами людей периода родоплеменных отношений, такими, например, как древние скандинавские племена с их идеологией альтруистического самоубийства стариков, освобождающих племя от неутешительных забот о дряхлеющей старости, или готы с существовавшей у них «скалой предков», с которой бросались из-за страха перед естественной смертью.

Суицид оценивался не только позитивно, но и приобретал эффект эстетизации в ритуальных формах Харакири (Япония) и Сати (Индия). Античный мир периода правления римских императоров и борьбы политических партий и группировок знает немалое число самоубийств римской аристократии по политическим мотивам, достаточно назвать имена Катона, Кассия, Брута, Сципиона, Сенеки. Суицид такого рода приобретал форму особого вида искусства, так, например, в Египте в период правления Марка Антония существовала академия (синапофименон), члены которой в порядке очередности заканчивали свою жизнь самоубийством, а на заседаниях обсуждали и придумывали новые легкие и «приятные» его способы.

Негативная оценка явления суицида все-таки имеет более устойчивый и массовый характер по сравнению с позитивной на протяжении всего существования известной нам человеческой цивилизации. В частности, народы Ближнего Востока – Древняя Персия и Вавилон – строго осуждали самоубийство, исходя из священных заповедей «Авесты» (книги основных догматов религии зороастризма).

Основоположником социологической концепции суицидального поведения является Эмиль Дюркгейм (1898, 1912). Школой Э. Дюркгейма в социологии были заложены основные теоретические положения суицидального поведения. Данного учёного по праву считают «отцом суицидологии». Э. Дюркгейм предложил свою социальную теорию суицида, согласно которой самоубийство является результатом разрыва индивидуумом взаимоотношений с той социальной группой, к которой он ранее принадлежал. Он является автором первого фундаментального социологического труда, который посвящен самоубийствам. Э. Дюркгейм различал их по причинам: эгоистические (как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом); аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии); альтруистические (как следствие чрезмерного социального контроля). Но главной его заслугой считают учение об так называемой «аномии». По его словам «количество самоубийств в обществе определяется важнейшими «коллективными представлениями» как особыми факторами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы)».

Рассмотрение процесса социализации человека в максимально полном объеме, анализ различных факторов социализации, выявление тенденций этого процесса, определение его позитивных и негативных возможностей, поиск способов использования их усиления позитивных, нивелирование и компенсации негативных его сторон по мнению Е.М. Вроно, А.Г. Амбрумовой, А.Н. Волковой является одной из важнейших задач социальной педагогики и других социальных наук.

Суицид как общественно осуждаемое проявление слабости в трудной жизненной ситуации изучался А. Шопенгауэром; по мнению Н.А. Бердяева, суицидальные намерения имеют свойство передаваться другим людям, таким образом, помощь конкретному потенциальному суициденту объективно носит характер социальной профилактики; мысли об устремленности «быть» духовно и телесно детерминируется смыслом жизни, ценностями и целями (Ф. Ницше, Э. Фромм, В. Франки, П. Тиллих, В.П. Зинченко). Эти идеи стали определяющими в понимании сущности и содержания педагогической профилактики суицида.

С каждым днем всё большее число людей во многих странах мира заканчивают жизнь самоубийством, заставляет специалистов углубляться в эту проблему. В 1996 году Джеймс Бэллинжер отмечает резкое возрастание научного интереса к исследованиям в области суицидологии и пишет, что в связи с омоложением суицидов эта проблема выдвинулась в круг «центральных проблем наиболее активных и продуктивных слоёв общества». Е. Эскироль однозначно считал, что только в состоянии безумия человек способен покончить с собой и все самоубийцы – душевнобольные. Известный суицидолог Г. Гордон в предисловии к первому изданию книги Э. Дюркгейма «Самоубийство» писал: «Мы допускаем, стало быть, что при известных условиях каждый из нас может стать самоубийцей независимо от состояния своего здоровья, умственных способностей, окружающих условий жизни и т.д. К реакциям в форме самоубийства способны не только больные и болезненные, но и здоровые души, совершенно нормальные по своим качествам и эмоциям.

С точки зрения К. Ясперса, психиатры, обозначая самоубийство термином «суицид», относят тем самым этот поступок к сфере чистой объективности. Вся наша жизнедеятельность опосредована понятийными характеристиками и субъективное представление о самоубийстве – страшно, тогда как суицид – объективированное понятие – предстает как медицинский диагноз. Только слово «самоубийство» с необходимостью требует вместе с осознанием его объективности как факта представить весь ужас заключенного в данном поступке вопроса.

По всей Земле после решения покончить жизнь самоубийством умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых. Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, возрастет в полтора раза.

Таким образом, проблема профилактики суицидального поведения в современном обществе является одной из острейших и занимает одну из важнейших ступеней в современном обществе.

Целевыми группами (объектами) профилактики суицидального поведения обучающихся являются: обучающиеся, специалисты образовательных организаций (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги), представители государственных учреждений, участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп. Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в образовательной организации: школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы); дети, имеющие школьные трудности; дети с социально-педагогической запущенностью; дети и подростки с отклоняющимся поведением; школьники в период перехода к профильному обучению; дети из неблагополучных семей; дети с особыми образовательными потребностями; отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта; дети из семей беженцев и переселенцев.

Субъектами профилактической работы являются: специалисты образовательных организаций (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги), специалисты учреждений социальной защиты населения, сотрудники органов внутренних дел, специалисты системы здравоохранения, представители общественных объединений и организаций, способные оказать помощь детям и подросткам, а также занимающиеся профилактикой и оказанием поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, представители СМИ.

Следует отметить, что образовательная среда наиболее перспективна и в плане превенции суицидальной активности подростков, так как менее латентна, обладает большей информативностью, открытостью для превентивного вмешательства. Специфическая задача школы в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних заключается в проведении именно ранней профилактики, так как ни одна другая структура не в состоянии решить данную задачу.

Основой ранней профилактики является: создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста.

Основой ранней профилактики является: создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста. Профилактика должна строиться на принципах системности, комплексности, содержательной насыщенности, целостности, взаимосвязанности, пролонгированности, преемственности, скоординированности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Общие принципы построения профилактической работы конкретизируются
в более частных принципах с учетом того или иного уровня профилактики:

на уровне личности:

•        доступности и своевременности помощи и поддержки;

•        гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивный подход;

•        реалистичности – учет реальных возможностей ребенка и конкретной ситуации;

•        системности – рассмотрение ребенка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;

•        индивидуального подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалиста;

•        деятельностного принципа коррекции – опора на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту ребенка;

на уровне образовательной организации:

•        профессионализма специалистов – психологов, социальных педагогов, учителей и других участников учебно-воспитательного процесса;

•        приоритетности превентивности социальных проблем;

•        сотрудничества с учреждениями и органами, которые занимаются вопросами охраны психического здоровья несовершеннолетних и его профилактикой;

•        опережающего характера психолого-педагогической профилактики; конструктивно-позитивного характера превенции;

на уровне государственных учреждений:

•        системности, взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств; единой стратегии профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия;

•        комплексного использования социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности;

•        соответствия профилактической деятельности социально-экономической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании;

•        соответствия профилактических форм и методов законодательным актам федерального и регионального значения.

Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, включает в себя:

•        выделение ключевых параметров образовательной среды;

•        организацию психолого-педагогического сопровождения и превенции как его направления;

•        обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних;

•        уровневую профилактику суицидов в образовательных организациях на основе внедрения индивидуальных и групповых программ
по формированию навыков адаптивного поведения;

•        совместную деятельность образовательных организаций и отдельных социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи.

Создание педагогических условий для реализации выбора подростка между жизнью и смертью возможно лишь при разрешении противоречий, которые существуют между целью учебно-воспитательного процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину, часто гасящей процесс личностного роста ребенка; между потребностями современной школы в организации профилактической работы по упреждению суицидальной активности подростков и отсутствием в школе практики выявления детей группы суицидального риска.

Школа, являясь основной социализирующей средой, в которой находится ребенок в течение 11 лет, совместно с семьей имеет возможность организовывать планомерную целенаправленную работу по формированию жизнестойкости ребёнка, раскрытию его потенциала, освоению способов преодоления проблем. Школа имеет ресурс в виде команды специалистов, которая может оказать комплексную помощь при возникновении проблем у несовершеннолетних. Учитывая тот факт, что в настоящее время мы сталкиваемся с явлением кризиса семьи, изменением принципов семейного воспитания, разрушением традиционной иерархической модели семейной организации, утратой родителями, а в некоторых случаях их нежеланием, возможности использовать опыт собственного воспитания при организации эффективного взаимодействия со своими детьми, школа призвана оказать профессиональную поддержку семье в ходе психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, организуя и направляя взаимодействие членов семьи, просвещая родителей и лиц, их замещающих, предлагая принципы, формы и методы воспитания. Школа является и административным учреждением, и непосредственно средой, реализующей внутренние правила и принципы деятельности, т.е. школа может задействовать в организации профилактической работы внутренний и внешний ресурс.

Основные условия успешной практической реализации модели психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения несовершеннолетних:

1.        Микросоциальные (школьные) условия. Престиж здорового образа жизни в школе. Наличие в школе атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учет динамики умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегающих педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных работ и экзаменов.

2.        Понимание руководителями школы, членами администрации и педагогическим коллективом образовательной организации всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в процессе получения ими образования, присутствие фактора социального одобрения деятельности, отнесенной к здоровому образу жизни (далее – ЗОЖ). Наличие у учителя высокой культуры здоровья, реализация им положительной модели здорового образа жизни.

3.        Формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку в семье и среди сверстников (психологические условия). Особое значение в этом процессе имеет семья. Именно воспитание в семье закладывает предпосылки здорового или, наоборот, аддиктивного, саморазрушающего поведения.

4.        Конструктивная политика школы в отношении здоровья и личностного развития детей и положительный климат в школе и классе. Под такой политикой понимаются те реальные ценности, нормы, правила, которые придают жизни в школе направленность и структуру, позволяют предъявлять адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, а также позволяют учащимся активно участвовать в жизнедеятельности школы, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия.

5.        Специальная профессиональная подготовка учителей, участвующих в реализации данной модели.

Организованная таким образом работа позволит создать условия психолого-педагогической комфортности ученика в образовательной организации, обеспечить социальную и психологическую защиту детей, снизить количество дезадаптированных детей, подростков и молодежи; выявить на ранней стадии группы несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию; предотвратить осложнения путем своевременного включения их в программу оказания помощи; снизить количество детей с суицидальным риском, предупредить суицидальные попытки, рецидивы и возникновения осложнений.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, является многоуровневым. В традиционной схеме профилактики суицидального поведения основным критерием выделения уровня выступает степень суицидального риска, в модели психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального риска среди несовершеннолетних предлагается новый подход – по уровням социальной структуры образовательной организации, начиная от подростка, далее – группы его ближайшего школьного окружения, затем – школы. Принципиальный момент такого подхода – целевые группы каждого уровня характеризуются и как объект, и как субъект превенции.

  1. Нормативный аспект профилактики
    суицидального поведения детей и подростков

В настоящее время профилактика суицидального поведения регулируется следующими нормативными правовыми актами:

•        Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

•        Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В частности статьей 14 на образовательные организации возложена обязанность, оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении.

В соответствии со статьей 9 данного закона органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, что не всегда исполняется и зачастую ведет за собой трагические последствия.

•        Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон четко определяет информационную продукцию, не допустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.

Статьей 5 данного закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. А к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти,
самоубийства и (или) их последствий.

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

•        Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно данному Постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.

•        Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351. В данной Концепции указывается на необходимость сокращения уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы». В соответствии с этим планом реализованы следующие мероприятия:

Размещение в сети интернет учебно-методических материалов по профилактике суицидального поведения.

Подготовка информационно-методических писем для руководителей региональных органов управления в сфере образования.

Проведение мониторинга состояния профилактической работы. Изучение тенденций изменения социально-психологических причин детского суицида. Разработка примерной программы повышения квалификации по вопросам профилактики суицидального поведения.

  1. Причины и предпосылки суицидального поведения детей и подростков

Широкое распространение получила классификация, в соответствии с которой выделяют биологические, психолого-психиатрические и социально-средовые факторы суицидального риска (табл.1).

Таблица 1

Факторы суицидального риска

Факторы суицидального риска

Биологические

Психолого-психиатрические

Социально-средовые

  1. Наличие суицидов среди биологических родственников
  2. Аномалии серотонинергической системы мозга  
  1. Наличие психического заболевания (депрессия, шизофрения, алкогольная зависимость, расстройства личности).
  2. Индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению.
  3. Суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом.
  1. Стрессовые события (смерть близкого человека, физическое или сексуальное насилие и др.).
  2. Определенные социальные характеристики (отсутствие семьи, постоянного места работы и др.).
  3. Доступность средств суицида

3.1. Биологические и генетические факторы суицидального риска

В работах, посвященных изучению суицидов среди близнецов и усыновленных детей, была показана важная роль генетических факторов в формировании предрасположенности к самоубийству. Например, было показано, что однояйцевые близнецы, у которых 100% генов совпадают, значительно чаще оба совершают самоубийства или попытки самоубийства, чем двуяйцевые близнецы, у которых совпадают только 50% генов. Исследования суицидов среди приемных детей показали, что лица с суицидальным поведением значительно чаше имеют биологических родственников, также совершивших самоубийство. Существование биологических факторов риска также подтверждается данными об аномалиях серотонинергической системы мозга у лиц с тяжелым суицидальным поведением. Установлено, что сниженный уровень серотонина коррелирует с наличием и летальностью суицидальных попыток, совершенных пациентами в прошлом, и позволяет прогнозировать их суицидальное поведение в будущем.

3.2. Психолого-психиатрические факторы суицидального риска

Важнейшими психологическими и психиатрическими факторами суицидального риска являются: наличие психического заболевания; индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению; эпизоды суицидального или самоповреждаюшего поведения в прошлом.

Наличие психического заболевания является одним из наиболее существенных факторов, увеличивающих вероятность совершения самоубийства. Риск суицида наиболее высок при таких психических заболеваниях, как депрессия, шизофрения, алкогольная или наркотическая зависимость, личностные расстройства.

По разным данным, 29-88% людей, осуществивших завершенные суициды, страдали от депрессии. Самоубийство – основная причина повышенной смертности лиц с депрессией. Риск смерти в результате суицида у лиц с депрессивными расстройствами составляет 12-20% (А.Г. Амбрумова). Депрессия диагностируется примерно у 2/3 лиц, совершивших попытку самоубийства. Суицидальные тенденции обнаруживаются примерно у половины пациентов с клинической депрессией, при этом интенсивность суицидальных переживаний тесно связана с тяжестью депрессивного состояния. С суицидальными мыслями наиболее тесно связаны такие проявления депрессии, как чувство безнадежности и беспомощности, чувство вины, утрата интересов и заниженная самооценка. Суицидальные попытки часто совершаются депрессивными больными на фоне лечения антидепрессантами, особенно в начале и конце депрессивной фазы, что связано с активирующим эффектом препаратов.

Шизофрения является другим психическим заболеванием, повышающим вероятность совершения самоубийства. Суицидальный риск в этой подгруппе в 30–40 раз выше, чем в общей популяции. Примерно 10–12% больных шизофренией погибают в результате самоубийства. Зарубежные исследователи выделяют следующие факторы, повышающие уровень риска самоубийства у больных шизофренией: частые госпитализации в психиатрический стационар, высокая импульсивность, суициды среди членов семьи или родственников, наличие психотических и депрессивных симптомов.

Высокий уровень суицидального риска также отмечается при зависимости от алкоголя или наркотических веществ. По данным разных зарубежных авторов, злоупотребление алкоголем или наркотиками отмечалось
у 30–55% лиц, погибших в результате самоубийства. Отечественные исследователи отмечают, что 7–15% больных алкоголизмом умирают в результате самоубийства, при этом наибольшее число суицидальных смертей приходится на мужчин среднего возраста (Д.И. Шустов). В то время как больные депрессией и шизофренией чаще совершают суициды на ранних этапах развития заболевания, самоубийства больных алкоголизмом, как правило, происходят спустя многие годы после развития болезни. Суицидальное поведение обычно развивается на фоне распада семейных отношений, социальной
изоляции, безработицы, серьезных проблем со здоровьем и других неблагоприятных факторов, обусловленных хронической алкоголизацией больных.

Психическим заболеванием, значительно повышающим риск самоубийства, также является психопатия, или расстройство личности. По данным отечественных авторов, на долю психопатических личностей приходится от 20 до 40% суицидальных попыток. По данным американских исследователей, личностные расстройства диагностируются примерно у 30% лиц, погибших в результате суицида, и у 40% лиц, совершивших попытки самоубийства. Наибольший риск суицидального или парасуицидального поведения отмечается у психопатических личностей возбудимого круга, пациентов с эмоционально неустойчивым (импульсивный и пограничный типы) и диссоциальными расстройствами личности. Установлено, что 69–75% психопатических личностей данного типа совершают акты самоповреждения и суицидальные попытки; для этих категорий пациентов характерны повторяющиеся акты самоповреждения и суицидальные.

Большое число работ посвящено выявлению индивидуально-психологических особенностей, предрасполагающих к суицидальному поведению. Согласно В.А. Тихоненко и Ф.С. Сафуанову, потенциально опасными в отношении суицида оказываются следующие личностные характеристики: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность суждений, склонность к «чернобелым» оценкам), низкий уровень коммуникативных способностей, неадекватная самооценка (заниженная, лабильная или завышенная), ограниченный репертуар копинг-стратегий и неразвитость психологических защит. Зарубежные исследователи кроме того выделяют такие психологические характеристики, повышающие уровень риска суицида, как высокая импульсивность, склонность к дихотомическому мышлению, ригидность эмоциональных и когнитивных процессов и низкий уровень способности к решению межличностных проблем.

Одним из наиболее достоверных показателей риска самоубийства являются прошлые попытки суицида или парасуицидальные эпизоды. Некоторые зарубежные авторы отмечают, что у лиц с суицидальными попытками наблюдается 20–30-кратное увеличение риска самоубийства по сравнению с общей картиной для всего населения. По данным отечественных исследователей, каждый второй суицидент повторяет попытку самоубийства в течение года, и каждый десятый умирает в результате самоубийства (Г.В. Старшенбаум).

3.3. Социально-средовые факторы суицидального риска

Среди наиболее значимых социально-средовых факторов, повышающих вероятность совершения самоубийства, выделяют влияние тяжелых стрессовых событий (потеря близкого человека, распад семьи, пережитое физическое или сексуальное насилие и др.), определенные социальные характеристики (отсутствие семьи, постоянной работы и др.), доступность высоко летальных средств суицида.

Наиболее частые стрессовые события, провоцирующие суицидальное поведение, – смерть близкого человека, развод или разрыв отношений с любимым человеком, различного рода межличностные конфликты, смерть или тяжелое заболевание ребенка, потеря работы или невозможность найти работу. По данным отечественных исследователей, около 2/3 всех самоубийств происходит под влиянием причин личностно-семейного характера.

Мотивация суицидального поведения

Психические и поведенческие расстройства являются серьезным фактором риска суицидального поведения подросткового возраста.

Широко известна отчетливая связь между аффективными расстройствами и суицидальностью. Но большинство молодых людей, страдающих депрессией, все-таки не предпринимают попыток расстаться с жизнью и не погибают от суицида. В данном случае имеют значение сопряженные обстоятельства, влияющие, как на проявления самой депрессии, так и на суицидальные составляющие.

А.Г. Амбрумова отмечает, что для правильного понимания суицидального поведения необходимо ответить на два вопроса: почему человек совершил суицид и зачем он это сделал. Ответ на первый вопрос предполагает анализ условий существования суицидента: жизненной ситуации, в которой он находился, его состояния и переживаний, приведших к совершению суицидального акта. Ответ на второй вопрос предполагает изучение мотивов суицидального поведения, целей, которых человек хотел достичь, когда совершал суицидальный акт.

Проблеме мотивации суицидального поведения посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. В отечественной суицидологии наибольшее распространение получила классификация В.А. Тихоненко, согласно которой выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения: «призыв», «протест», «избегание», «самонаказание» и «отказ».

Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. На вопрос «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую»; «Чтобы получить помощь от других людей». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на определенных лиц из социального окружения (супруга, родителей, детей).

При наличии мотивов данного типа индивид, как правило, перед совершением суицидального акта в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях или угрожает покончить с собой. Суицидальная попытка обычно совершается в присутствии окружающих или человек стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке (например, сразу после акта отравления лекарственными препаратами человек звонит по телефону знакомым и сообщает о своих действиях). Лица, руководствующиеся мотивами по типу «крика о помощи», обычно не думают о возможном летальном исходе своих действий, они чаще сосредоточены на мыслях о том, как окружающие прореагируют на их поступок.

Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.

Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают:

«Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)»; «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже».

Самоповреждающие действия обычно не планируются, носят характер «коротких замыканий», нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Реакции данного типа характерны для лиц молодого возраста, с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.

Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации). На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Ситуация была так невыносима, что я просто не знал, что мне сделать еще»; «Хотел избежать невыносимой ситуации, отвлечься от мыслей о ней». К данной группе также относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку с целью уменьшения негативных эмоциональных переживаний или отвлечения от них (избегание страдания). На вопрос о цели суицидальных действий такие лица отвечают: «Сделал это, чтобы освободиться от невыносимой душевной боли»; «Хотел перестать чувствовать тревогу и отчаяние».

Мотивы по типу «избегания» являются одними из наиболее распространенных и встречаются у 50–70% лиц с истинными попытками суицида.

Реакции данного типа характерны для старших возрастных групп – мужчин и женщин старше 30 лет. Суициды совершаются путем самоповешения, самоотравления.

Алкоголь, если и принимается, то после принятия решения о самоубийстве («чтобы было легче решиться на суицид»).

Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя». В качестве примера можно привести случай больной наркоманией, которая, находясь в состоянии наркотической «тяги», продала большую часть семейных драгоценностей, затем, переживая состояние абстиненции, совершила тяжелую попытку суицида под влиянием чувств стыда и вины за совершенный поступок.

Реакции по типу «самонаказания» характерны для людей (чаще женщин) среднего возраста. Самоубийство обычно совершается жестоким способом (самоповешение, падение с высоты).

Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования (например, в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). На вопрос о цели суицида такие лица обычно отвечают: «Сделал это, чтобы умереть»; «Хотел быть с умершим любимым человеком».

Суицидальные действия обычно носят спланированный характер и совершаются в одиночестве.

Реакции данного типа характерны для зрелых лиц старше 40 лет, у которых совершению суицида обычно предшествует выраженное депрессивное состояние.

Необходимо отметить, что у большей части суицидентов на ранних этапах суицидального поведения наблюдается состояние борьбы мотивов: с одной стороны, возникают суицидальные побуждения, с другой – появляются мысли об обязательствах перед детьми, нежелании доставить горе близким, страх смерти и прочие удерживающие человека от совершения суицидального акта мотивы. Другими словами, суициденты переживают борьбу суицидальных и антисуицидальных мотивов и чем сильнее выражены последние, тем меньше вероятность совершения суицидального акта.

Американская исследовательница М. Лайнхен выделила шесть групп мотивов, по которым лица с суицидальными тенденциями могут удерживаться от совершения самоубийства:

1. Убеждения в необходимости преодоления проблемы («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно»).

2. Ответственность за семью («У меня есть обязательства перед моей семьей»; «Я очень сильно люблю мою семью и никогда не оставлю их»).

3. Забота о детях («Дети нуждаются во мне, я должен жить ради них»).

4. Страх суицида («Я боюсь смерти и неизвестности»; «Я боюсь, что останусь в живых после попытки покончить с собой и стану инвалидом»).

5. Страх социального отвержения («Меня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой»).

6. Моральные и религиозные установки («Мои религиозные убеждения запрещают совершать суицид»).

Следует помнить, что в состоянии интенсивных негативных переживаний влияние антисуицидальных мотивов на поведение суицидента снижается.

Выделяются внешние поведенческие и словесные маркеры суицидального риска.

Поведенческие маркеры (внешне фиксируемые признаки поведения):

- Тоскливое выражение лица.

- Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.

- Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.

- Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

- Повышенная подвижность мышц лица, часто неестественная мимика, или наоборот отсутствие мимических реакций.

- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.

- Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.

- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность (все время лежит на диване), либо наоборот двигательное возбуждение.

- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».

- Тревога беспредметная (не могу сказать по поводу чего тревожусь), тревога предметная (зная и говорю по поводу чего тревожусь).

- Ожидание непоправимой беды, страх.

- Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.

- Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.

- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к психологу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими.

- Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

- Прощания.

- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего собой не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство – это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).

- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (агрессия направленная на себя, в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его стихи, ЖЖ (живой журнал) и те сайты на которые он заходит в интернете и др.

Если вы заметили несколько вышеуказанных признаков у подростка, которые имеют тенденцию к повторению за небольшой промежуток времени, то следует немедленно обратиться к специалистам (медицинским психологам, психотерапевтам).

  1. Основные направления профилактики суицидального поведения

в разных возрастных группах

№ п/п

Класс

Психологические особенности возрастной группы

На что необходимо обратить внимание педагогам

1.

1-4

Становление и развитие самооценки учащихся в 9 лет; как правило, проявляется интерес к смерти

В этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса в смерти

2.

5

Адаптация к среднему звену. Активизация интереса к коллективной деятельности

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка.

3.

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человека

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

4.

7-8

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении.

Развитие навыков общения, формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов.

5.

9

Активация сферы профессиональных интересов; рост потребностей психологических знаний о себе; поиск цели и смысла жизни, конфликт «отцов и детей».

Психологическая, педагогическая подготовка к профильному выбору. Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетов психологических знаний о себе

6.

10-11

Профессиональное самоопределение, раздумье о любви, о семейных отношениях. Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков. Появление собственной философии. Отношение к жизни и её смыслу.

Нетрадиционные педагогические, психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответы на вопросы, которые ставят учащиеся.

Основные принципы профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток

  • Формирование у ребенка и подростка позитивного восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Известно, что «неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы» (Н. Хилл).
  • Развитие умения переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление. Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?»
  • Выявление зоны наибольшего проявления интересов и увлечений подростка, чтобы направить туда его внимание, время и энергию. Рекомендуются следующие формы работы: включение ребенка в систему дополнительного образования, вовлечение его в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.
  • Формирование антисуицидальных факторов личности подростка. Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо при урегулировании конфликта. Работа с семьей - важнейшая составная часть профилактики суицида. Направления работы с родителями по профилактике суицида: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании.

Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, включает в себя несколько профилактических уровней: общей, первичной, вторичной и третичной профилактики.

  1. Уровни профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной организации
  1. Уровень - Общая профилактика

Цель: повышение групповой сплоченности ученического и педагогического коллектива, оптимизация психологического климата.

Таблица 2

Алгоритм работы специалистов образовательной организации на этапе общей профилактики суицидального поведения обучающихся

Педагог-психолог

Заместитель директора по

УВР ОО

Социальный педагог, классный руководитель

1. Мониторинг социально-психологических особенностей обучающихся образовательной организации.

1. Составление социального портрета коллектива обучающихся образовательной организации.

1. Изучение и составление социального портрета классных коллективов.

2. Информирование педагогического коллектива и руководителей образовательной организации по результатам психодиагностического обследования, мониторинга.

2. Корректировка плана воспитательной работы образовательной организации с учетом рекомендаций психолога.

2. Организация воспитательной работы в классных коллективах с учетом рекомендаций психолога.

3. Индивидуальная работа с классными руководителями по анализу социально-психологических особенностей обучающихся, выдача рекомендации по оптимизации общения с обучающимися.

3. Организация работы кружков и спортивных секций.

 

3. Привлечение обучающихся к участию в работе кружков и спортивных секций, в подготовку и проведение внеклассных мероприятий.  

4. Наблюдение за протеканием адаптационного периода во вновь сформированных классах, у вновь поступивших в образовательную организацию обучающихся

4.Отслеживание реализации плана воспитательной работы

4. Формирование с детьми и подростками неформальных отношений путем индивидуальных бесед с целью установления

контакта и оказания помощи

5. Тренинги сплочения классных коллективов и построения эффективного взаимодействия.

 

5. Организация работы совета профилактики, МО классных руководителей, органов ученического самоуправления

5. Включение в планы воспитательной работы тренингов по сплочению коллектива.

6.Проведение мероприятий для оптимизации психологического климата в образовательной организации.

6. Организация взаимодействия субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, специалистов службы сопровождения образовательной организации.

 

 

7. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов подростка.

 

  1. Уровень - Первичная профилактика суицидального поведения. 

Цель – предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой в образовательной организации.

Таблица 3

 

Алгоритм работы специалистов образовательной организации на этапе первичной профилактики суицидального поведения обучающихся

Педагог-психолог

Заместитель директора

по

УВР ОО

Социальный педагог, классный руководитель

1. Выявление обучающихся, требующих психолого-педагогической поддержки («группа

риска»).

1.Составление списка обучающихся, входящих в «группу риска».

 

1.Информирование педагога-психолога о выявлении факторов суицидального риска среди обучающихся.

2.Консультирование обучающихся с привлечением специалистов центра

ЦПМСС Красносельского района.

2.Организация обучения педагогических работников действиям в кризисных ситуациях.

2.Оперативное информирование заместителя         директора по УВР и педагога-психолога по выявленным психотравмирующим ситуациям в классных коллективах.

3.Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию социально-психологических навыков, навыков общения, снятия эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др.

3.Организация контроля посещаемости занятий.

3. Оказание помощи в учебе обучающимся с низкой успеваемостью, контроль посещаемости занятий.

4.Проведение обучающих тренингов для педагогов и родителей по повышению компетентности в области распознавания суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.

4. Организация взаимодействия субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних

 

5.Работа с семьей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию или испытывающих кризисное состояние. 

 

 

6.Разработка информационных буклетов для родителей и педагогов

(«Как распознать острое кризисное состояние», «Как помочь подростку в трудной жизненной ситуации» и т.д.).

 

 

3 Уровень - Вторичная профилактика суицида

Цель – предотвращение суицидальных действий, снятие острого кризиса.

Таблица 4

 Алгоритм работы специалистов образовательной организации на этапе вторичной профилактики суицидального поведения обучающихся

Педагог-психолог

Педагогические работники и администрация образовательной организации

Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида:

  • Педагог-психолог         должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
  • Проработать суицидальные чувства.
  • Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
  • Направить к психотерапевту (психиатру).
  • Встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт.

 

Задачи психолога при наличии риска средней степени.

  • Предложить подростку эмоциональную поддержку.
  • Проработать суицидальные чувства.
  • Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).
  • Обсудить альтернативы самоубийства.
  • Заключить контракт.
  • Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.
  • Связаться с семьей, друзьями.

 

Задачи психолога при наличии высокого риска суицида.

  • Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.
  • При необходимости удалить орудия самоубийства.
  • Заключить контракт.
  • Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
  • Информировать семью.  
  • Для педагогов необходимо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.

Если вы заметили симптомы суицидального поведения или если вам другие обучающиеся сообщили о признаках суицидальной опасности у конкретного ребенка или подростка необходимо привести его на прием к педагогу-психологу образовательной организации.

 

Заместителю директора образовательной организации по УВР, социальному педагогу (дополнительно): 

О любых изменениях эмоционального состояния обучающихся сообщать педагогу-психологу образовательной организации.

Организацию педагогического воздействия на обучающихся всех «групп риска» необходимо осуществлять после консультации педагога-психолога.

Общие рекомендации педагогическим работникам по взаимодействию с ребенком или подростком с признаками суицидальной опасности

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка в 
    состоянии душевного 
    кризиса. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.
  • Дайте понять, что хотите поговорить с ребенком о чувствах и не осуждаете 
    его за то, что он эти чувства испытывает. 
    Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают, не настроены, принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча, посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. 
  • Оцените серьезность намерения и силу чувств ребенка. Если он уже 
    имеет конкретный план самоубийства, ситуация более тревожна, чем если эти 
    планы расплывчаты и неопределенны. 
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать 
    серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и 
    жалобам ребенка.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш собеседник о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос нечасто приносит вред: он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства. В большей части случаев подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы. 
    Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем: а) 
    тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным; б) его жизнь нужна родным, близким, друзьям, и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, педагоги, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Это сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают еще большую подавленность.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья, и позор ты навлечешь на свою семью?» Возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого. 

  • Поддерживайте ребенка во всем и будьте настойчивыми. Установите заботливые взаимоотношения.  Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами.
  • Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и заинтересованности в его судьбе, наша готовность помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите подростка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг.
  • Помогите подростку понять, что сильный стресс мешает полностью осознать 
    ситуацию,
     что переживаемое им в последнее время чувство безнадежности не будет длиться вечно. 
  • Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. 
  • Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным. 
  • Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают, склонны к излишней эмоциональности. 
  • Утверждения, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в 
    заблуждение.
    Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к мыслям о нем.

За улучшение часто принимают повышение психической активности. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

4 Уровень - Третичная профилактика

Цель: организация и проведение мероприятий, снижающих последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальная и психологическая реабилитация суицидента и его социального окружения.  

Таблица 5

 

Алгоритм работы специалистов образовательной организации на этапе третичной профилактики суицидального поведения обучающихся

 

Педагог-психолог

Педагогические работники и администрация образовательной организации

  1. Определение постсуицидального состояния у подростка.
  2. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).
  3. Участие в работе ППК по суицидальному случаю.
  4. Индивидуальная коррекционная работа с близкими суицидента.
  5. Организация групповой работы в классе, где учился суицидент.
  6. Включение друзей суицидента в групповую работу с целью восстановления навыков адаптации (коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).
  7. Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и подростков.
  8. Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).
  9. В случае необходимости, психолог участвует в психологическом обеспечении траурных мероприятий, что позволяет оценить эмоциональное состояние участников церемонии и оказать им экстренную психологическую помощь.
  10. В целях локализации распространения слухов психологу необходимо совместно с администрацией ОО подготовить грамотно составленную информацию по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ.
  1. Сообщить педагогу-психологу о происшествии. Информировать педагога-психолога об особенностях суицида.  
  2. Администрации учреждения содействовать педагогу-психологу в немедленном выявлении обучающихся и педагогических работников, состоящих с суицидентам в близких отношениях.
  3. При проведении следственных мероприятий на территории образовательной организации необходимо обеспечить психологическое сопровождение участников образовательной среды, задействованных в этих мероприятиях.
  4. Администрации учреждения обеспечить явку на консультацию к педагогу-психологу обучающихся и педагогических работников, состоящих с суицидентам в близких отношениях.
  5. В 1-2 день после известия о происшествии организовать групповое занятие в классе, где учился суицидент.  Ведущий - группы педагог-психолог. В работе группы участвуют классный руководитель, социальный педагог, завуч.  

Социальному педагогу, классным руководителям, в чьих классах учатся подростки, состоящие с суицидентом в близких отношениях, вести целенаправленное наблюдение за их эмоциональным состоянием в течение 2 месяцев.  

  1. Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.
  2. Недопустимо уверять в причастности к самоубийству окружающих подростков.  
  3. Продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.
  4. Недопустимо принятие каких-либо дисциплинарных мер по отношению к друзьям суицидента.  

Обратите внимание!!!

     Обсуждение с несовершеннолетними суицидальных случаев допустимо лишь в порядке третичной профилактики. При организации третичных профилактических мероприятий в образовательной организации после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации.

     Беседы с подростками дают возможность поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Обучающиеся во время проводимой педагогом-психологом беседы могут лучше понять произошедшее, понять погибшего (его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между собой, адаптироваться после случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания, утраченное равновесие.

Телефоны психологической помощи

  • 8-800-2000-122 (круглосуточно) - Всероссийская служба детского телефона доверия.
  • 004 (круглосуточно, анонимно) - Городской мониторинговый центр (психолог для детей и подростков).
  • 576-10-10 (круглосуточно, анонимно) - Кризисная психологическая помощь для детей и подростков.
  • 251-00-33 (круглосуточно, анонимно) - Телефон доверия консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».
  • 8-800-25-000-15 (по будням, с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) — Линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.).

Использованная литература и интернет-ресурсы

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс).
  2. Казанская В.Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь / Под ред. А.С. Обухова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 224 с. (Психологическое сопровождение образования).
  3. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/И.Г. Малкина-Пых.-М.:Эксмо, 2008.-928.-(Новейший справочник психолога).

Методические рекомендации по профилактике суицидального         поведения учащихся образовательных организаций: сборник материалов / авторы-сост.  2-ого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Содержание:Введение.Глава 1. Типология самоубийств. Суицид: теория.Глава 2. Психология суицидного поведения.Глава 3. Переживание как способ преодоление критической ситуации.Приложение.Николай Бе...

Психологическая помощь детям и подросткам с суицидальным поведением

В статье указаны причины и особенности суицидального поведения подростков, разработка мер по профилактике детского суицида, рекомендации родителям....

Профилактика суицидального поведения

Задачи : 1. Познакомить с причинами суицидального поведения. 2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье....

Родительское собрание" « Профилактика суицидального поведения учащихся» Подготовила учитель начальных классов МОУСОШ№6 города Петровск_Забайкальского Сизых Елена Викторовна

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Семинар-тренинг "Суицидальное поведение подростков"

Семинар-тренинг для педагогов "Суицидальное поведение подростков"...

Семинар – практикум для педагогов по теме "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"

Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.Задачи:- информировать педагогов о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоу...