Кинетический песок как инновационный материал для сохранения психологического здоровья детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Мирзоева Татьяна Николаевна

Методическая разработка посвящена использованию кинетического песка в работе с аутичными детьми. Показана актуальность данной здоровьесберегающей технологии, преимущества ее использования, перечислены направления, по которым может работать психолог, приведены конкретные примеры игр и упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Кинетический песок как инновационный материал

для сохранения психологического здоровья детей

с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Пояснительная записка

В настоящее время тематика сохранения и укрепления психологического здоровья детей становится все более актуальной.  Увеличение численности детей с проблемами в развитии, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС), крайняя неоднородность этой категории, сложности использования с ними традиционных приемов работы приводит к тому, что идет активный поиск и внедрение в практику новых технологий восстановления и сохранения благополучного психологического статуса ребенка.

Технологии работы с кинетическим песком относятся инновационным здоровьесберегающим технологиям, как одно из направлений песочной терапии.

Кинетический песок - интересный и перспективный материал для детского творчества, игры и коррекции негативных психических проявлений.

Кинетический песок представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но, если взять его в руки, то проявляются его необычные свойства - рыхлость, пластичность текучесть, мягкость.

Кинетический песок похож на влажный морской песок, но в то же время он мягкий, пушистый и течёт сквозь пальцы, оставляя руки чистыми и сухими. Он способен принять любую форму. Кинетический песок очень приятен на ощупь. При работе с таким песком ребёнок испытывает другие тактильные ощущения, нежели при контакте с обычным песком или пластилином.

Преимущества кинетического песка:

  • не липнет к рукам и одежде;
  • не высыхает;
  • не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
  • нетоксичен, гипоаллергенен.

Работа с кинетическим песком способствует:

  • снятию психологического напряжения, стресса;
  • отработке негативных чувств (тревожности, страха, агрессии);
  • развитию творческих способностей;
  • развитию познавательной и речевой сфер ребенка;
  • тренировке мелкой моторики.

Необходимое оборудование:

  • кинетический песок
  • деревянная песочница с невысокими бортиками
  • маленькие игрушки (фигурки людей, животных, транспорт и т.д.)
  • детали конструктора
  • природный материал (веточки, шишки, камни, ракушки и т.д.) 
  • формочки для песка
  • камешки Марблс
  • яйца и игрушки от киндер-сюрпризов
  • предметы для штампования и рисования на песке (палочки, трубочки для коктейлей, различные емкости и т.д.).

Картотека игр с кинетическим песком

Знакомство с песком

В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы. Поговорите с ребенком о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Психолог просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

  • Дотрагиваемся до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • Легко или с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу;
  • Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
  • Перетираем песок между пальцами и ладонями: описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно – неприятно», «колючее – шершавое – гладкое».

Упражнение «Закапываем ручки»

Даже взрослому приятно погрузить свою руку в эту чудесную массу, а уж ребенок тем более с удовольствием будет прятать и откапывать свою ручку.

Игра «Следы»

Психолог предлагает ребёнку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.

«Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайки» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.

Формочки

Ребенок заполняет различные формочки песком, переворачивает их и смотрит, что получилось.

Упражнение «Втыкаем разные предметы»

Ребенок втыкает в песок тонкие длинные предметы. Можно использовать соломинки, спички, счетные палочки и т.д.

Пишем/рисуем

На гладкой поверхности песка палочкой или другим подходящим предметом ребенок пишет или рисует.

Лепка

Ребенок лепит фигуры (предметы, животных и т.д.) и называет их. Вариант: психолог лепит круг, а вслед за ним ребенок лепит круг и называет его.

Учимся пользоваться ножом

Из песка формируется колбаска или батон, который предлагаем ребенку разрезать с помощью пластмассового ножа. После того, как ребенок разрежет колбаску можно посчитать сколько кусочков получилось.

Сенсорная коробка

С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок - посадить огород, построить ферму и заселить ее животными.

Упражнение «Сокровище»

Психолог просит ребенка отвернуться и прячет в песке маленькие игрушки.  Затем ребенок поворачивается и ищет спрятанные игрушки. В ходе игры можно поменяться ролями.

Упражнение «Горка»

Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спусками.

«Грузовик»

Человечки из набора «лего» (или другие фигурки) загружают с помощью «лопат» (ложечек) полный кузов грузовой машины песка и она едет дальше, отвозит его на место строительства будущего дома.

«Следы»

Песок разравнивается так, чтобы получилась ровная поверхность. Затем по этой поверхности «ходим» фигурками животных, «ездим» машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры - ребенок отворачивается, психолог в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит повернуться. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он принадлежит.

«Веселая ферма»

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.  

«Разговор с руками»

Инструкция: Обведи на песке силуэт своих ладоней. Теперь можно  «оживить» ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить пальчики бусинками, камушками или ракушками.  После этого можно затеять беседу с руками: Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, то проговариваем диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечисляем, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.  Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Список используемой литературы:  

  1. Бережная  Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. 2006. №4.  С. 56 - 59.
  2. Воробьева Ю.В., Гордиенко Е.В. Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей // Молодой ученый. 2015. №1. С. 364-367.
  3. Войнова А. Песочное рисование. «Феникс», 2014.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», СПб, изд. Института специальной педагогики и психологии, 2010.
  5. Епачинцева О. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Детство – Пресс, 2010.  
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. Речь, 2015.
  7. Маховская О.И. «Думай как ребенок, поступай как взрослый». Эксмо, 2016.
  8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Интернет источники:  

  1. http://pesok.5ee5.ru https://moluch.ru/archive/81/14612/ Воробьева Ю. В., Гордиенко Е. В. Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей
  2. http://www.semya.tv/.Развитие ребенка, через занятия в песочнице.
  3. http://www.youtube.com/watch?v=7JD2xb3fLNc Sand-play (песочная) терапия: использование техники работы с песком в психотерапии. Институт психотерапии и клинической психологии
  4. http://e-koncept.ru/2016/76556.htm Харитонова Е. И. Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Кинетический песок как инновационный материал для сохранения психологического здоровья детей

Кинетический песок — это интересный и перспективный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества, игры и коррекции негативн...

«Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра»

Cтатья «Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра» в сборнике материалов форума «Здоровое питание с рождения: медицина, образова...

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....

Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться?  Как надо заниматься с ре...

Формирование здорового образа жизни у детей с расстройством аутистического спектра: интегрированный подход

Формирование здорового образа жизни у детей с расстройством аутистического спектра: интегрированный подход...