Социальный проект «В доме равных возможностей"
проект

Шаповалова Татьяна Михайловна

Вашему вниманию представляется социальный проект «В доме равных возможностей», который апробируется в МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» с 2018 года и направлен на создание инклюзивно-образовательного пространства для взаимодействия, равноправного общения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-волонтеров, развитие и формирование учебно–познавательного творческого потенциала обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shapovalova_t.m.docx464.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная организация дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Козьмодемьянска»

Возраст детей: 7 – 17 лет

Срок реализации: 2 года

Автор:

Шаповалова Татьяна Михайловна,

педагог-психолог

МОДО «Дом детского творчества

г. Козьмодемьянска»

Козьмодемьянск

2018 г.

Описание проекта

  1. Наименование образовательной организации: Муниципальная организация дополнительного образования «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска».

  1. Направление реализации проекта: социально-образовательное.

  1. Название проекта: «В доме равных возможностей».

  1. Актуальность проекта для обучающихся и значение для образовательной практики:

В современном обществе проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной и часто обсуждаемой на разных уровнях. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь; от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.

Проект «В доме равных возможностей» направлен на развитие коммуникативных навыков, повышение социально-психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию социальной адаптации в условиях инклюзивной среды дополнительного образования. Это дает возможность детям с ОВЗ общаться, не замыкаться, а здоровым детям понимание и правильное отношение к ним.

  1. Тип проекта: социальный.

  1. Цели, задачи проекта:

Цель проекта: создание инклюзивно-образовательного пространства для взаимодействия, равноправного общения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Способствовать повышению социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства.
  2. Повышать социальную активность и жизненную позицию волонтеров объединения «Инсайт.
  3. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, расширять интересы и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Создать комфортные условия для реализации основных направлений в контексте проекта «В доме равных возможностей».
  5. Разработать и внедрить систему мониторинга отслеживания социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательную практику Дома детского творчества.
  6. Внедрить систему портфолио в качестве показателя творческого развития детей с ОВЗ.

  1. Ожидаемые результаты

  1. Повысится социальная адаптация.
  2. Повысится социальная активность волонтеров.
  3. Будут созданы условия для формирования мотивации к познавательной деятельности, расширятся интересы и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Будут созданы комфортные условия для реализации основных направлений в контексте проекта «В доме равных возможностей»
  5. Будет разработана и внедрена система мониторинга показателей социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательную практику Дома детского творчества.
  6. Будет внедрена система портфолио как показателя творческого развития детей с ОВЗ.

  1. Исполнители: педагог-психолог Дома детского творчества Козьмодемьянска.

  1. Сроки: 2 года (2018 - 2020 г.г.)

  1. Место реализации: МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска»

  1. Целевая группа: дети с ОВЗ младшего школьного возраста (10), их родители, обучающиеся психологического кружка «Инсайт» (10).

  1. Партнеры проекта: педагоги ДДТ, родители обучающихся с ОВЗ.

  1. Нормативная база для разработки проекта

•        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г   №273 «Закон об образовании в РФ» утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе.

•        Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

•        Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419 - ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

  1. Основные этапы реализации проекта

Этап

Содержание

Срок

I этап - организационный

Организация мероприятий для подготовки к реализации проекта.

сентябрь – октябрь 2018 г.

II этап – деятельностный

Практический, направленный реализацию основных направлений работы.

ноябрь – июль 2018-2020 г.г

III этап - аналитический

Оценка результативности работы

сентябрь-октябрь 2020 г.г.

  1. План реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

I

Организационный

- формирование   группы - участников проекта;

- определение направлений совместной деятельности;

- разработка сценариев мероприятий;

- разработка мониторинга показателей  социальной адаптации.

Сентябрь-октябрь

2018 г.

Сбор и обработка целевой информации; создание нормативной и методической базы для реализации проекта.

II

Деятельностный

- комплексная работа всех участников

- реализация направления работы: «Познаем мир вместе»:

  • организация плановых игр-путешествий, театрализованных представлений, тематических мероприятий;
  • занятия в детской игровой комнате;
  • организация совместного отдыха, прогулок детей с ОВЗ и волонтеров;
  • совместные занятия в условиях сенсорной комнаты;
  • занятия за сенсорным столом;
  • сопровождение детей ОВЗ на массовых культурно-досуговых мероприятиях.

Ноябрь 2018 -июль 2020 г.г.

Снижение коммуникативных барьеров, повышение социальной активности детей с ограниченными возможностями

здоровья. Повышение уровня толерантности по отношению к детям с ОВЗ.

- реализация направления работы: «Творим вместе»:

- организация мастер-классов творческой направленности.

Ноябрь 2018 - июль 2020 г.г.

Творческое развитие, расширение круга познавательных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья.

- участие в конкурсах, выставках и фестивалях разного уровня.

Ноябрь 2018 -июль 2020 г.г.

Творческое развитие, расширение круга познавательных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья.

- реализация и апробация мониторинга показателей социальной адаптации.

Ноябрь 2018 -июль 2020 г.г.

Определение динамики показателей социальной адаптации (самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния, мотивации)

III

Аналитический

- определение результативности работы;

- оценка удовлетворенности участием в проекте;

- оценка полноты реализации проекта;

- анализ и обобщение проектной деятельности;

- выпуск методической продукции по трансляции опыта.

Сентябрь-октябрь

2020 г.

Обобщение и анализ полученных результатов и материалов, разработка методических рекомендаций.

Обеспечение открытости и публичности вопросов реализации проекта.

  1. Материально – техническое обеспечение проекта

п/п

Наименование имеющегося оборудования

для реализации проекта

Количество

(ед.)

1

учебные помещения для групповых и индивидуальных занятий

5

2

актовый зал

1

3

компьютер

1

4

принтер

1

5

сканер

1

6

мультимедийный проектор

1

7

световой стол для рисования песком

2

8

фотокамера

1

9

мольберт для рисования

10

10

столы, стулья

25

11

канцелярские товары

-

  1. Ожидаемые результаты

  1. Повысится социальная адаптация детей с ОВЗ.
  2. Повысится социальная активность волонтеров.
  3. Будут созданы условия для формирования мотивации к познавательной деятельности, расширятся интересы и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Будет выпущена методическая продукция по трансляции опыта.

  1.  Механизм оценки результатов проекта

В качестве оценки результатов проекта используются следующие критерии и показатели:

Критерий

Показатели

Качественные

Количественные

1

Положительная динамика социальной адаптации в рамках реализации проекта

 Реализация диагностической программы исследования социальной адаптации детей с ОВЗ (приложение 1)

БА — благоприятная адаптация (60%);

УБ – условно благоприятная (40%);

НА – неблагоприятная адаптация (0%)

2

Удовлетворенность участием в проекте

Самооценка участников проекта. Анкетирование участников проекта по данному критерию.

100% удовлетворенность

  1.  Предложения по распространению результатов проекта.

№ п/п

Предложения

Механизмы реализации

1.

Перенос методического материала в систему работы всего учреждения, как Муниципальной базовой организации по работе с детьми с ОВЗ. Опыт в рамках собственного объединения в общую систему с приложениями, методическими рекомендациями.

Распространение        опыта по проекту.

2.

Организация сотрудничества с другими волонтерскими объединениями города г. Козьмодемьянска, РМЭ с целью передачи инновационного опыта.

Представление результатов реализации проекта,        разработка совместных                                планов работы.

3

Информационное продвижение проекта на всех этапах реализации.

Публикации в СМИ, на сайте ДДТ, ведение персональных страниц волонтерской организации в социальных сетях, распространение опыта.

  1. Список использованных источников

Нормативно-правовые документы

•        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.  №273 «Закон об образовании в РФ» утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе.

•        Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

•        Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419 - ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

Литература

1. Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве / Э.Д. Ахметгалеев // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития личности: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007.

2. Барашнев Ю.И. Наследственность и здоровье. – М.: Знание,1976.5.

3. Бархаев, А.Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность/ А.Б. Бархаев // ЛЕФ. -2005. - №25

4. Батова, А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду/ А.В. Батова. — М., 2001.

5. Богоявленская Н.М. Восстановительное лечение детей, страдающих минимальной мозговой дисфункцией / Н.М. Богоявленская, И.В. Башкирова, И.Я. Руденко // Актуальные вопросы реабилитации: сб. докл. городской науч. практ. конф. - СПб., 2006. - С. 40-42.

6. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социс. 1991

7. . Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика

волонтѐрского движения».

8. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

9. Мудрик А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.

10. Подготовка волонтѐров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р.Мирошкина. - М.: ГОУ ЦРСДОД 2004.

11. Полатайко С. Волонтѐр в нашей организации //От поддержки к партнерству,

благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.

12. Прияткина, Н.Ю. Подготовка волонтёров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Современные проблемы науки и образования/ Н.Ю. Прияткина — М., 2016.

13. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

15.Солодянкина, О.В. Социальная работа с детьми – инвалидами: теория и практика./ О.В. Солодянкина// Удмуртский университет, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Равные права. Равные возможности"

Департамент образования г. БратскаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 41»        РАЗРАБОТКАклассног...

Социальный проект "Равные права - равные возможности"

Данный социальный проект составлен учащимися  3 класса под руководством учителя. Он показывает социализацию учащихся, их толлерантность и желание не оставаться равнодушными. Несёт информацию о ме...

Социальный проект "Гармония в доме"

Я выбрала данную тему, потому что на сегодняшний день приятно получать подарки, сделанные своими руками. Одно дело «покупная», а другое  - домашняя свеча собственного производства. Ты можешь сама...

Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле Дома культуры»

Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле Дома культуры»...

Социальный проект "НАМ НЕ ВСЁ РАВНО"

Проект о том, как можно организовать и провести мероприятия по благоустройству территории вокруг «Мемориала памяти воинам, павшим во время Великой Отечественной войны»  ...

Исследовательский проект на тему «Изучение возможности использования ветрогенератора в загородном доме»

Исследовательский проект выполнил ученик 3 класса. Цель проекта: сделать макет использования ветрогенератора и оценить возможность эффективной работы ветрогенератора в загородном доме....