Диагностика психомоторного и речевого развития детей по возрастным этапам
консультация

Маслова Ксения Вадимовна

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotornoe.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика психомоторного и речевого развития детей по возрастным этапам

Психомоторное и речевое развитие здорового ребенка 1,5 - 2 лет:

Ходит самостоятельно, бегает, может ходить по лестнице вверх и вниз, бросает игрушки, поднимает. Чашку держит одной рукой, самостоятельно открывает и закрывает двери. Ребенок опрятен, даже при условии пользования памперсами с рождения. Участвует в процессе одевания и раздевания.

Легко подражает новым словам. Любит играть рядом с другими детьми. С удовольствием слушает чтение сказок. Нечетко, но называет персонажей. Различает крики домашних животных, имитирует их.

Появляются ролевые игры: ребенок «кормит» куклу, «прячет игрушку», разбирает и собирает пирамидку, матрешку, дифференцирует и знает по названию 3 - 4 цвета, производит выбор из 3 - 4 предметов. Дифференцирует формы: шар и кирпич.

Психомоторное и речевое развития ребенка 1,5 - 2 лет с нарушениями в развитии:

Не ходит. С детьми не играет. Шагать по лестнице, даже с поддержкой, не может. Чашку не удерживает, дверь открыть не может. Цвета не всегда различает, даже по аналогии. Сам сесть на стульчик не может. Сам из кружки не пьет. В процессе одевания-раздевания участия не принимает. Желания выражает криком, осмысленного лепета нет. Книжками не интересуется.

Психомоторное и речевое развитие здорового ребенка 3 лет:

Двигательная функция к этому времени уже значительно сформировалась. Он может

некоторое время стоять на одной ноге, прыгать, бросать и ловить мяч. Рисует линии, точки, закругляет линию, держа карандаш в одной руке, выполняет раскраску. Ест самостоятельно, но неопрятно. С небольшой помощью раздевается и одевается. Дифференцирует основные цвета спектра, доступно восприятие контуров знакомых предметов, может соотнести предмет и слово. Правильно определяются направления в пространстве (вверх, вниз вперед, назад). Начинает ориентироваться в схеме тела и выполняет движения по инструкции («дай правую руку»). Формируются временные представления: понимает чередование режимных моментов, различает день и ночь. Понимает и выполняет многосложные инструкции («пойди на кухню, возьми со стола свою ложку и принеси»). Появляется способность к примитивным суждениям и умозаключениям, но они поверхностны. Речь состоит из отдельных фраз, но они не всегда оформлены грамматически правильно.

Психомоторное и речевое развитие ребенка 3 лет с нарушениями в развитии:

Ходит с посторонней помощью, координация движений недостаточна (ребенок бросает мяч и тут же падает). Сам не ест, рисует только хаотичные линии. Сам не одевается и не раздевается.

Восприятие фрагментарно, слито в общих чертах, отмечается недифференцированность восприятия (мяч-шарик). Не различает отдельные предметы на картинке, путает их названия. Основные направления в пространстве не определяет, не ориентируется в схеме тела, не выполняет движения по словесной инструкции. У ребенка не формируются временные представления (не вычленяет чередования режимных моментов) Запоминание и воспроизведение по зрительному образцу является ведущим. При запоминании новых слов не всегда связывает их со смыслом. Стихи и рассказы или не запоминает, или запоминает плохо, даже при неоднократном повторении. Уровень обобщения низкий. Речь состоит из отдельных лепетных слов.

Психомоторное и речевое развитие здорового ребенка 4 лет:

У здорового ребенка значительно развита моторика. Он свободно ходит, много бегает, умеет выполнять движения в заданном ритме. Самостоятельно одевается, раздевается, ест. Учится ходить на лыжах. Конструирует из кубиков, делает поделки из песка, работает с крупной мозаикой; с книжками – раскрасками справляется без помощи. Знает основные цвета и формы. Ребенок различает пространственные направления (направо, налево, под, над, к). Умеет правильно держать карандаш, рисует красками. Может рисовать по заданию.

Пользуется фразовой, грамматически правильно оформленной речью. Отмечается неправильное произношение шипящих и сонорных (р,л) звуков. Любит слушать чтение книг, запоминает и показывает страницы, которые ему надо почитать. При воспроизведении рассказа или сказки не

передает смысл прочитанного, а пытается пересказать дословно. Появляются попытки опираться на смысловые связи между предметами, стремится понять связи, появляются вопросы «Зачем? «Почему?». Развиваются количественные представления (много-мало,1-2-3).

Психомоторное и речевое развитие ребенка 4 лет с нарушениями в развитии:

Двигательные возможности резко ограничены. Самостоятельно не одевается, ест с помощью взрослых. Ручные действия значительно отстают в своем развитии. Ребенок путает основные цвета и формы, путает понятия «право-лево», отстает формирование временных представлений. У ребенка отмечается резкое отставание пассивного и активного словаря. В экспрессивной речи преобладают глаголы. Фразы короткие, не всегда правильно оформленные. Лучше развита механическая память. Вопросы появляются значительно позже. У ребенка несовершенны восприятие, представления, память, способность к счету и обобщению.

Психомоторное и речевое развитие здорового ребенка 5 лет:

У здорового ребенка наблюдаются координированные движения рук и ног с соблюдением правильной осанки. Он может кататься на 2-3 колесном велосипеде, учится кататься на коньках.

У него сформировано цветовое восприятие, различает и знает названия всех цветов спектра. Сравнивает предметы по протяженности, раскладывает их по порядку. Узнает и называет предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, дифференцирует плоские и объемные предметы. Правильно соотносит местоположение предмета относительно другого в пространстве и словесно может это определить. Конструирование идет по собственному замыслу. Развивается конструктивный праксис: правильно выполняет прямое копирование деталей и целого образца из 3-4 элементов, в рисунке передает круглую, овальную и треугольную формы, умеет работать с красками. Временные понятия «вчера, сегодня, завтра» дифференцирует правильно. Расширяется объем памяти, нарастает точность и прочность запоминания. Ребенок начинает группировать, обобщать, выделять «лишний предмет», хотя еще не может объяснить причину исключения. Понимает сюжет на картинке, перечисляет действия персонажей. Формируется понимание причинно-следственных связей. Формируются количественные представления: называет числительные по порядку до 5, выполняет счетные операции в пределах 5.

Психомоторное и речевое развитие ребенка 5 лет с нарушениями в развитии:

Ребенок с отклонениями в развитии твердо знает 4-5 цветов. Понятия протяженности не сформированы, появляется лишь дифференциация угольных и округлых фигур. Конструирование идет только по инструкции. Возможно прямое копирование (2-3 детали) Отмечается задержка в развитии преднамеренного запоминания. У ребенка затруднено выделение существенных связей, не может исключать. Счет и счетные операции в пределах 2-3. Может составить картину из 2 частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей в двуязычных семьях.

Современные условия жижни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи...

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

«Диагностика развития детей всех возрастных групп»

«Основы психодиагностики дошкольников»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...