Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 4 классов
материал (4 класс)

Матвиенко Оксана Николаевна

Психологические занятия на развитие познавательных процессов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 занятие13.29 КБ
Файл 2 занятие13.44 КБ
Файл 3 занятие13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления (обобщение).
  • Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполнение упражнение мозговой гимнастики «Слон» .

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

 Слова для предъявления:

Планета - Земля — небесное тело. 

Природа растения — живая природа.

Чехов — человек - писатель.

Мебель - стол - письменный стол. 

Учебник - «Родная речь» — книга. 

Многоугольник - прямоугольник — квадрат. 

Трехзначное число — число - многозначное число.

Гриб — несъедобный гриб - мухомор. 

Ель - хвойное дерево - дерево.

Одежда - шуба — зимняя одежда.

 (Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)

Задание 2. «Форма — цвет»

Материал к заданию: набор маленьких геометрических фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле .

Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответствующую фигуру. Второй ученик должен ответным ходом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствующую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправильный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фигурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.

Заключительная часть.         Подведение итогов занятия.



Предварительный просмотр:

Урок 2

Задачи урока

  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Основная часть

Задание 1. «Назови слово»

Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу.

Примерные наборы слов (выделены неподходящие слова):

Орешник, сосна, береза, липа, клен.

 Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

 Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш.

 Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Задание 2. «Разноцветный коробок» 

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить выполненный из плотной бумаги коробок прямоугольной формы, каждая грань которого оклеена бумагой разного цвета или окрашена разными красками: белой, желтой, красной, зеленой, синей, коричневой.

Задания ученикам:

  • провести ладонью по поверхности предмета (учитель знакомит с названием - грань),
  • провести пальцем по контуру грани (это - ребро);
  • посчитать, сколько всего граней в коробке (6), сколько равных граней (3 пары),
  • сколько всего ребер (12),
  • сколько всего вершин (8);
  • назвать цвет ближней грани и противоположной ей (дальней) и т.д.

Задание 3. «Закончи рисунок»

Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки .

Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отношении собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки были  разными вплоть до изображения фантастического животного.

Заключительная часть.  Подведение итогов занятия.



Предварительный просмотр:

Урок 3

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления (обобщение).
  • Развитие опосредованной памяти.                                                            

  Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».                                                                  

 Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Основная часть

Задание 1. «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: полоски бумаги с написанными на них в строчку 6 словами (10 шт.).

Первое слово написано заглавными буквами. Учитель просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к первому слову.

Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

  • КОМПАС - стрелка, сторона горизонта, прибор, направление, барометр.
  • РАВНИНА - холм, большое пространство, поле, трава, река.
  • ЛУНА - звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.
  • ЯЗЫК - расположен во рту, часть тела, орган чувств, вкус, разговор.
  • ПОВЕСТЬ - литературное произведение, роман, история, писатель, придуманное.
  • МАТЕМАТИКА - урок, число, наука, экзамен, арифметика.
  • РОЖЬ - растет на поле, еда, зерновая культура, колос, крупа.
  • БЕРЕЗА - дерево, почка, белый ствол, растение, растет в лесу.
  • ВЕСНА - время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.
  • НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят.

Задание 2. «Запомни фигуры»

Материал к заданию: набор геометрических фигур .

Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запоминать материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, нужно запомнить и воспроизвести в любом порядке данный ряд из 12 геометрических фигур. Чтобы это было сделать легко, фигуры надо разделить на группы. Рассмотрение этих фигур показывает, что этот ряд состоит из треугольников, кругов и квадратов, перечеркнутых по-разному: либо короткой вертикальной черточкой, либо длинной вертикальной чертой, либо короткой косой черточкой, либо длинной косой чертой.

Таким образом, эти геометрические фигуры можно разделить на 4 группы в зависимости от типа перечеркивания, в каждой группе - по 3 разных геометрических фигуры. Теперь этот ряд уже несложно запомнить и воспроизвести. Затем учитель предлагает с помощью приема классификации запомнить следующий набор из 12 слов - названий растений: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко, береза.

Заключительная часть.   Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Занятие по развитию познавательных процессов

Тема: «Космос»Цель: расширить представления детей о звездах и планетах, познакомить со значением освоения космоса, развивать внимание, память, мышление, воображение....

Психологические заняти по развитию познавательных процессов.

На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех уча...

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 1 класса

Психологические занятия на развитие познавательных процессов....

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 2 классов

Психологические занятия на развитие познавательных процессов...

Психологические занятия на развитие познавательных процессов для 3 классов

Психологические занятия на развитие познавательных процессов...