Конспект учебного занятия коррекционного курса "Развитие памяти, внимания, мышления" по теме : "Ребусы". 5 Класс. 2018 год.
план-конспект

Киселева Юлия Эдуардовна

Цель: Формировать и развивать умения решать ребусы.

Задачи:

 Коррекционно-развивающие:

  • Дать понятие-«ребус»; познакомить с правилами и алгоритмом решения ребусов;
  • расширять интерес детей к решению ребусов.
  • Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Развивать концентрацию внимания.
  • Продолжать учить работать в группах. С помощью заданий заинтересовать детей, побудить их творчески мыслить.
  •  Развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);
  •  Развить эмоциональную сферу;
  • Развить коммуникативные умения;
  • Развивать пространственное представление и ориентировку, мыслительные операции;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rebusy.docx134.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Ребусы. Правила решение ребусов».

Цель: Формировать и развивать умения решать ребусы.

Задачи:

 Коррекционно-развивающие:

  • Дать понятие-«ребус»; познакомить с правилами и алгоритмом решения ребусов;
  • расширять интерес детей к решению ребусов.
  • Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Развивать концентрацию внимания.
  • Продолжать учить работать в группах. С помощью заданий заинтересовать детей, побудить их творчески мыслить.
  •  Развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);
  •  Развить эмоциональную сферу;
  • Развить коммуникативные умения;
  • Развивать пространственное представление и ориентировку, мыслительные операции;

Коррекционно-воспитательные :

  • Воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
  • Способствовать сплочению классного коллектива.

Методы обучения:

  •  словесные, наглядные, практические;
  •  проблемный, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная работа,  групповая,  индивидуальная.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня нам предстоит ещё одно увлекательное путешествие в царство Логики. Тему нашего урока вы определите сами. Мы будем выполнять много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём, как всегда, с “мозговой гимнастики”.

Разминка.

  Мозговая гимнастика

(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)

– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Посмотрите на доску слайд. Что вы видите? Беспорядок, буквы и цифры перемешаны. А вы можете в этом беспорядке найти слова. (Слайд 2)  Хотите научиться их находить, (да) .Тогда нам нужно отправиться в путь на поиски знаний, которые помогут нам научиться отгадывать слова.

Развитие концентрации внимания

Бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания.

Игра “Внимание”: в течение 5 секунд я показываю вам  карточки со стрелками. Вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели.

Сколько  смотрят на право, налево, вверх, вниз.

 Все ваши рисунки правильные?  ПОДНИМИТЕ РУКУ, КТО СПРАВИЛСЯ.

– А теперь, попробуйте  пересчитать глазами стрелки на слайде,  и скажите ответ.

Перемешанные стрелки на слайде. (9)

Тяжело было считать глазами?

– Проверьте. (На доске переворачивается стрелка, на которой написан ответ “9”.)

Поднимите руку те, у кого получился такой же ответ.

Мы отправляемся в путь , но будем следовать по определенному маршруту: В одной из клеток вы видите бабочку– исходный пункт работы. Я говорю, как из этой клетки по полю перелетает бабочка, а вы по таблице  отслеживаете её путь. По команде “стоп” в последней клетке мы останавливаемся и смотрим что нам предстоит выполнить . Затем из той же исходной точки следите за другим полётом. Начали! (1 ученик работает у доски.)

http://festival.1september.ru/articles/525418/img3.gif

От исходной клетки – 1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо- стоп.

– вот мы и добрались до 1 задания, давайте посмотрим что там.  Какой знак вы видите?

-Знак вопроса.

-Почему? (мы не знаем, что будем делать на уроке).

-Правильно, и еще это означает, что нам нужно будет решить задание, которое и поможет нам узнать тему урока.

Перед вами “Лабиринт”. Соедините цифру и букву. Что получилось?(слайд)

слово - Ребус

- Как вы понимаете слово “ребус”? загадки

  Зашифрованные слова, которые состоят из цифр, букв, картинок, различных знаков  они называются ребусы.

Значит, сегодня мы с вами будем учиться разгадывать ребусы. Их разгадывать очень интересно. Давайте рассмотрим некоторые из них. Слайд ребусы.

  •  Из чего состоит 1-ый ребус? (число и буква)
  • 2-ой ребус? (картинка и буква)
  • 3-ий ребус? ( буква)

Итак, тема нашего урока сегодня - Ребусы. Правила решения ребусов.

С ребусами мы познакомились, узнали, что ребусы бывают из -букв и цифр -просто букв  -картинок и букв

 А чтобы узнать, как решать эти ребусы нам нужно отправиться дальше по маршруту.

2) От исходной клетки – 2 влево, 1 вниз, 3 вправо  – стоп.

Что вы видите? Сову  с книгами. Что означает? (ответы) – он означает, что мы узнаем как правильно решать ребусы, познакомимся с правилами решения.

 «Правила разгадывания ребусов»

1. Если предмет нарисован в перевернутом виде, читайте данное слово справа налево, например

нос=сон    еще пример разбираем с детьми,   кто нарисован, что нужно сделать чтобы прочитать слово? Что получилось?

Перевернутое вверх ногами изображение означает, что слово следует читать справа налево. 

Получается “ток” 

(читаем справа налево слово “кот”). 

2. Если слева или справа от предмета стоят одна или две запятые, надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы:
       
  я объясняю  ( стол  =  сто  )                         разбираю с детьми   (олень  = лень)  кто  нарисован, где стоит запятая, в начале,середине или конце слова? Что нужно сделать? Что получилось?

               

3. Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это значит, что эти буквы надо заменить:

(коза, сила) одно обьясняю,  другое вместе

Для замены буквы используют равенство: “р=п” означает, что каждую букву “р” в слове нужно заменить на “п”. 

Получается “липа” (заменили “с” на “п” в слове “лиса”). 

4. Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «семья» можно изобразить, написав цифру 7 и букву Я, и поставить между ними знак «+».

        

Чтобы правильно разгадывать ребусы нужно помнить эти правила и в помощь

Алгоритм разгадывания

.

  • Что мы делаем вначале? (рассматриваем ребус)
  • Затем? (записываем) Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст. 
  • Далее? (разгадываем)
  • В-четвертых? (читаем полученное слово)

Используя план, возвращаемся на 5 слайд  и разгадываем ребусы 

Ну, а теперь, когда вы познакомились с основными правилами составления ребусов, вместе потренировались, пришло время поупражняться в их разгадывании. Отправляемся дальше

3) От исходной клетки – 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 вправо  – стоп.

Что нарисовано? Смайлик  «буду думать». Означает, что вам нужно хорошенько подумать и поработать самостоятельно.

Но  прежде, чем мы начнем работать давайте немного отдохнем. Релакс. слайд

А сейчас будем разгадывать различные ребусы, перед вами лежат карточки с ребусами, вам нужно, их решить, а потом соотнести отгаданное слово с картинкой, не забывайте про правила –помощники на доске.

У кого получилось отгадать 1,2,3,4 слово?

У кого вообще не получилось задание?

Как вы думаете почему?

Отправляемся дальше.

4) от исходной – 1 вверх, 1 вправо, 1вверх, 3 влево.

Что нарисовано? Группы людей. Значит вам предстоит работа в группах.

Разбейтесь на 2 команды, Вам нужно будет из предложенных картинок, опираясь на правила составить ребус для другой команды.

Г+ роза (картинка),  муха(картинка) и запятая = уха,

Ш+ утка(картинка), ба+бочка(картинка)

Что получилось? Трудно ли было составлять ребусы? А отгадывать?

5. Последний рывок. 2  влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз –стоп.

Что видите?  финиш. Означает, что мы подходим к завершению.

У вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них, а вот что вы узнаете, разгадав ребус на обратной стороне кружка.

Итак, вспомним, что такое ребус?

Ребус- Зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков.

Что мы сначала делаем  ?  рассматриваем,  разгадываем,  записываем,  читаем.

Спасибо  за внимание.

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

БА

Похожее изображение

http://vse-razgadaem.ru/wp-content/uploads/2015/07/legkie-rebusy-v-kartinkah-dlia-malyshej-10-300x242.jpghttp://detki.today/wp-content/uploads/2015/rebusi/shkola.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по технологии «Лепка украинского кувшина «Куманец» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Лепка украинского кувшина «Куманец» (3 класс)....

Презентация "Занятие на развитие памяти, внимания, мышления"

В презентации представлены игры, способствующие развитию памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ...

Презентация к учебному занятию коррекционного курса "Развитие памяти, внимания, мышления" 5 класс по теме : "Ребусы" 2020 год.

Приложение к  учебному занятию коррекционного курса "Развитие памяти, внимания, мышления" 5 класс по теме : "Ребусы" 2020 год...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников.

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников. Содержание занятия направлено на развитие у учащихся познавательных способностей...

Конспект внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти" ("Умники и умницы", 4 класс)

Тема: Тренировка слуховой памятиПланируемые результаты:Личностные результаты: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, де...

Конспект внеурочного занятия «Развитие слуховой памяти и логического мышления» 2 класс курс: "Юные умники и умницы"

Название кружка: «Юные умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальная Класс / возраст детей: 2-6 класс, 7-8 летТема: Развитие слуховой памяти. Решение логичес...