Тренинговое занятие для педагогов "Роль учителя в конфликте между детьми"
методическая разработка

Данилова Светлана Адольфовна

 Введение государственных образовательных стандартов обучения поставило перед педагогами не только образовательные, но и воспитательные задачи. Сейчас учителю предлагается создавать условия для развития как личности ребенка в целом, так и его коммуникативных умений в частности.

Умение разрешатьэффективно  конфликтные ситуации не появляется у ребенка сразу, с рождения. Хорошо, если в семье приняты правила, как поступать в подобных ситауциях. Тогда ребенку будет несколько проще справляться с возникающими спорами и недопониманием среди сверстников. А если такого опыта нет? Например, ребенок не ходил в детсткий сад, со взрослыми отношения всегда складывались гладко. Или наоборот, сегодняшний первоклассник уже понял, какими способами у него получается лучше всего достичь желаемого, и это не всегда вежливый разговор.

На наш взгляд, отчасти развить у учащихся  коммуникативные навыки, а точнее, умение эффективно вести себя в конфликтной ситуации, можно через организацию эффективного вмешательства педагога в детский конфликт. Этому и посвящено наше занятие: "Роль учителя в конфликте между детьми". На этом занятии  вместе с педагогами мы пытаемся осознать тот вклад в развитие детских взаимоотношений, который так или иначе учителя вносят разрешая детские конфликты.  Далее, на следующих занятиях, мы разбираем, какие  стратегии при разрешении детских конфликтов с помощью взрослого явялются наиболее эффективными  и опробируем  их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_uchiteley_po_konfliktam.docx130.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль учителя

в конфликте между детьми»

Занятие для педагогов начальных классов

В рамках сопровождения ФГОС

Составители:       Педагог-психолог Груздева Е.В.  

Педагог-психолог Данилова С.А.

Социальный педагог ГБОУ № 582 Климкина А.И.


Пояснительная записка.

        Введение государственных образовательных стандартов обучения поставило перед педагогами не только образовательные, но и воспитательные задачи. Сейчас учителю предлагается создавать условия для развития как личности ребенка в целом, так  и его коммуникативных умений в частности.

        На классных часах, проводимых в начальной школе, педагоги затрагивают различные аспекты нравственного, социального и эмоционального развития. Многие дети хорошо ориентируются в понятиях «хорошо» и «плохо». Однако в конфликтной ситуации зачастую поступают так, как могут: в большинстве случаев, идут на поводу у эмоций,  не могут конструктивно разрешить возникшие противоречия.  На наш взгляд, отчасти разрешить эту проблему можно через организацию эффективного вмешательства педагога в детский конфликт. Получив помощь в разрешении ситуации противостояния, ребенок получает положительный коммуникативный опыт.  Позитивно решив проблему взаимоотношений, которая являлась для него эмоционально значимой, он понимает полезность применяемых навыков, учиться управлять собой и впоследствии стремиться применять полученный опыт самостоятельно.

        К сожалению, в современной школе учителя не обладают достаточной информацией и навыками, чтобы эффективно помогать учащимся в разрешении их конфликтов. Поэтому разработанное  нами занятие представляется нам весьма актуальным и способствующим  созданию условий для развития коммуникативных умений у учащихся начальных классов.

Цель занятия: создание условий для развития  у учащихся начальных классов умений конструктивно разрешать возникающие в процессе общения с одноклассниками конфликты.

Задачи занятия:

  1. Формирование мотивации у  педагогов разрешать конфликты, возникающие между детьми,  наиболее эффективным способом, с использованием знаний о медиаторстве.
  2. Создание условий для осознания негативных и позитивных  сторон конфликта.
  3. Ознакомление учителей с  вариантами развития конфликта при различных способах вмешательства учителя.
  4. Создание условий для анализа  полученного детьми опыта разрешения конфликтной ситуации при различных вариантах  вмешательства учителя.
  5. Ознакомление учителей с  понятием «медиатор» и принципами  работы медиатора.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Цель: создание рабочего настроя,

Задачи: представление ведущего, сообщение цели занятия.

  1. Знакомство «Сегодня я такая…»

Цель: создание рабочего настроения у участников

Задачи: знакомство, диагностика эмоционального состояния группы,  снятие эмоционального напряжения, создание рабочего настроя у участников.

Ход упражнения: каждый участник по очереди представляется и показывает жестом свое эмоциональное состояние, сопровождая показ словами « Меня зовут _______ и  сегодня я такая…»

  1. Работа с доской. «Мое отношение к конфликту»

Цель: мотивирование участников на работу по исследованию положительных и отрицательных сторон конфликта.

Задачи: Диагностика преобладающего у группы эмоционального отношения к конфликту,  осознание негативной роли конфликта.

Ход упражнения:  Для проведения упражнения используется доска и ватман. На ватмане проведена горизонтальная черта, один конец которой обозначает негативное отношение к конфликту, нелюбовь к нему, второй конец - обозначает положительное отношение к конфликту. Каждому участнику предлагается определить свое место на линии и отметить его  наклейкой.  Ведущий подводит итог, что большинство участников (как правило) не рады конфликтам в своей жизни и предлагает подумать почему. На доске вывешивается табличка «негативная роль конфликта» (См. приложение) и участникам предлагается подумать, в чем они ее видят.  Ответы фиксируются на доске, под табличкой «Негативная роль». Часть ответов у ведущего подготовлена заранее, на случай если группа будет не очень активна, часть записывается на  занятии (См. приложение).

  1. Упражнение «Закрытые глаза. Положительное в конфликте»

Цель: формирование отношения к конфликту как развивающей личность ситуации

Задачи: получение информации о положительной роли конфликта.

Ход упражнения: Участникам предлагается закрыть глаза, вспомнить какую-то свою конфликтную ситуацию и не открывать глаза до тех пор, пока не найдут в произошедшем чего-то хорошего. Далее, когда все или большинство участников откроют глаза, ведущий вывешивает на доску табличку «Положительная роль» и предлагает участникам поделиться своими мыслями, которые у них появились во время выполнения упражнения. Также как и в предыдущем случае, ведущий вывешивает на доске, в чем проявляется положительная роль. Часть табличек заготовлена, часть пустая -  для записи на занятии. (См. приложение) Может быть использован слайд о конструктивном и деструктивном разрешении конфликтов.

После проведенной работы,  ведущий подводит итог: « Конфликтная ситуация может привести к разным последствиям, как к негативным, так и позитивным». Сообщается о том, что конфликтных ситуаций не  избежать, особенно в школе.  Ставится вопрос о том, может ли учитель повлиять на то, как будет развиваться конфликтная ситуация, какие результаты будут получены в итоге. Предлагается исследовать этот вопрос в форме игры.

  1. Разыгрывание ситуации и работа по командам.

Цель: создание условий для осознания  учителем своей роли в конфликте.

Задачи: разыгрывание предложенной ситуации по ролям, анализ эмоционального состояния участников конфликта.

Ход упражнения: 

а)  разделение на 4 команды: участникам раздаются в случайном порядке карточки, на которых изображены различные предметы: овощи, транспорт, одежда, посуда. Предлагается распределиться по группам, подходящее к подходящему. В данном задании стоит заранее подготовить необходимое количество карточек.

б) Проигрывание ситуаций: в каждой команде выбираются люди, которые будут играть роль учителя и  двух учеников.  Педагогам, исполняющим роль учителя,  выдаются карточки со словами, которые они будут произносить во время проигрывания ситуации.  Педагогам, исполняющим роль учеников, дается отдельная инструкция таким образом, чтобы остальные участники ее не слышали.  Им сообщается не только,  какие слова они должны сказать во время разыгрывания, но и то, как ситуация развивалась до этого момента. Далее все участники спектакля играют в  соответствии со  своими ролями, с возможностью импровизации. Каждая команда выступает по очереди. Каждому педагогу, выполняющему роль,  можно после выступления выдать  по небольшому презенту или конфетке в качестве поощрения.

  1. Упражнение «Облака»

Цель: создание условий для осознания  учителем своей роли в конфликте.

Задачи: анализ психоэмоционального состояния учеников  и возможных путей развития конфликтной ситуации при различных вариантах вмешательства учителя в конфликт.

Ход упражнения: каждой группе выдается по 2 бланка в виде облака (См. приложение) и предлагается его заполнить.  Далее каждая группа представляет свою работу, отвечает на вопрос: «Как будет развиваться предложенная конфликтная ситуация дальше?». После выступления каждой группы ведущий предлагает вернуться к вывешенным на доске положительным и  негативным последствиям конфликта и проанализировать разыгранные ситуации,  их предлагаемое развитие с точки зрения того, что получили в итоге участники. Подводится итог о том, что от  того, как учитель вмешивается в конфликт, зависит преобладание положительных или негативных последствий для детей.  Анализ сопровождается вывешиванием магнитов на облака: положительные – один цвет,  негативные – другой. Подсчитывается количество. В заключении участники знакомятся с понятием «Медиатор» и принципами работы медиатора.

  1. Анализ проведенного мастер - класса.

Цель: анализ эффективности проведенного занятия.

Ход упражнения: на доске вывешиваются листы формата А4 с изображением смайликов с различным настроением. Участникам предлагается прикрепить наклейку на тот смайлик, который соответствует его оценке проведенного занятия.

  1. Прощание.

Приложения.

Примеры для работы с доской по конфликтам

Информирование о наличии общих проблем

Стимулирование   изменений

Познание друг друга

Улучшение качества жизни

Возникновение стрессового состояния

Нарушение общественного  порядка

Разрушение отношений

Примеры облаков

облака.jpg


Карточки для ролевых заданий

4 таких карточки для 4 пар детей

Вам предлагается  следующая ситуация: второклассница Вика утром  схватила у одноклассника  Игоря  коробку с цветными карандашами и долго дразнила его, бегая по классу и  стуча коробкой по партам. На уроке рисования почти у всех  карандашей  оказались сломаны грифели…

Во время обеда, Игорь, оказавшись рядом с Викой, ударил ее.

Вика, подойдя к учительнице: Мария Ивановна, меня Игорь ударил в столовой!

Игорь стоит за дверью и все слышит.

Далее ждите  реакции учителя и комментариев ведущего.

Карточки для учителей

Ситуация №1

К Вам подходит девочка Вика из класса и жалуется: Мария Ивановна, меня Игорь ударил в столовой!

Учитель: Посиди здесь, не ходи в коридор, не подходи к нему!

Далее ждите  комментариев ведущего.

Ситуация №2

К Вам подходит девочка Вика из класса и жалуется: Мария Ивановна, меня Игорь ударил в столовой!

Учитель: Разбирайтесь сами! Мне некогда! Вы каждый день то деретесь, то миритесь!

Далее ждите  комментариев ведущего.

Ситуация №3

К Вам подходит девочка  Вика из класса и жалуется: Мария Ивановна, меня Игорь ударил в столовой!

Учитель: Как ты посмел девочку ударить?! Тебя, что, папа не учит, что девочек бить нельзя!

Далее ждите  комментариев ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Конфликты между родителями и детьми."

Рекомендации по проведению родительского собрания....

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)...

Рекомендации родителям "Как вести себя, если конфликт разгорелся между детьми?"

          Рекомендации родителям « А как вести себя, если конфликт разгорелся между   детьми?» можно использовать при  оформлении  тематического стенда...

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми( №5)

                                                      ...

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми( №5)

                                                      ...

Правила для родителей. Как устранить конфликты между детьми.

Правила для родителе. Как устранить конфликты между детьми....

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ Занятие для подростков

Занятие для подростков "Конфликты и их разрешение"...