Медлительность.Способы ее преодоления
материал

Соколова Ольга Дмитриевна

Медлительность – свойство личности, заключающееся в снижении двигательной активности, медленности психической деятельности, основанное на малой подвижности нервных процессов или возникающее в результате неправильного воспитания .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medlitelnost.sposoby_preodoleniya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Медлительность. Способы ее преодоления

Медлительность – свойство личности, заключающееся в снижении двигательной активности, медленности психической деятельности, основанное на малой подвижности нервных процессов или возникающее в результате неправильного воспитания .

Почти 20% детей называют медлительными. Их медлительность связана со слабой подвижностью нервных процессов, поэтому ребенок все делает медленно – думает, говорит, двигается.  Медлительный ребенок не только делает все медленно, у него также замедлена и умственная деятельность, прежде чем ответить на вопрос, ребенку нужно собраться с мыслями, сосредоточиться.

Так при низкой подвижности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности – тут возникают качественные отличия в работе мозга, а значит, торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно (то есть ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опасность невротизации» . В результате чего часто появляется реакция отказа посещать школу, нарушение коммуникаций между медлительным учеником и учителем. Все это ведет медлительного ребенка к школьной дезадаптации.

Причины медлительности детей (Таблица 1, 2)

Медлительность как фактор школьной дезадаптации. (Таблица 3

Степень подвижности нервных процессов передается по наследству, но она не является постоянной в течение всей жизни. Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, есть этап в развитии ребенка, когда эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений. Это период с четырех до шести лет. В этот период и родителям и педагогам важно уделить как можно больше времени работе с медлительными детьми.

По наблюдениям, у медлительных детей чаще всего проявляются

следующие симптомы школьной дезадаптации(представлены на слайде №7)

Как показывают наблюдения, большинство медлительных детей не способны самостоятельно справиться с возникающими у них в процессе обучения проблемами.

Предлагается три возможных пути в помощи преодоления медлительными детьми трудностей в процессе обучения: (данные представлены на слайде №7,8).

Очень низкая скорость — самая характерная черта медлительных людей, связанная с подвижностью их нервных процессов, отсюда и общее название — медлительные. Индивидуальный темп и скорость, определяется в основном врождёнными особенностями нервной системы. Для того чтобы понять причины и характер трудностей медлительных детей, необходимо знать отличительные особенности организации их деятельности.

У медлительных детей в два раза ниже продуктивность

работоспособности.

Скорость их деятельности значительно ниже, чем у  сверстников.

Следовательно, тезис «умеет (знает) — сделает быстро» неприменим к этим детям. У медлительных детей почти в два раза длиннее латентная реакция (время от сигнала к действию до начала действия). Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку сразу начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но также трудно отвлечь его и направить на новый вид деятельности. Очень часто трудность или невозможность быстрого переключения осложняет для него не только освоение нового материала, но и любую работу в классе. Новые навыки у медлительных детей формируются значительно дольше,  поэтому так сложен для них процесс формирования навыка письма.

Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома.

Все сказанное отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже. При создании для него необходимых условий, при учете его особенностей и главное — оптимального темпа, качество и точность работы могут быть очень высокими.

Часто проблема начинается уже в дошкольном возрасте, а у некоторых детей она прослеживается даже в младенчестве.

Под понятием "медлительный ребенок" могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Поэтому семейный или детский психолог используют системный подход в исследовании детской психики, то есть рассматривают все системы организма во взаимосвязи.

Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален, и выявление причин его медлительности лучше доверить специалистам - педиатрам, детским невропатологам, психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание, условия роста и развития, состояние здоровья и пр.

У детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье.

Основные правила работы с медлительными детьми: (представлены на слайде №10,11).

Игры-тренинги, необходимые для такой коррекции важно правильно организовывать, чтобы это было наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку (данные правила представлены на слайде).

Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее - это только ухудшит ситуацию, ребенок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение, наоборот, возрастет.  Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.

Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

Родителям медлительного ребёнка важно приучить себя и его  к мысли: оттого, что он (ребёнок) медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто становятся необщительными, замыкаются в себе, становятся « интравертами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Беседа о гиперактивных детях, рекомендации родителям....

Рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок

Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и...

Проблемы в развитии речи у одаренных детей и способы их преодоления

Одаренные дети, как носители нового сознания, приходят в мир с багажом необыкновенных возможностей. Однако наше общество, опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей. Жестки...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...