Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста (рекомендации родителям)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова Лариса Степановна

В  статье  даны  некоторые  советы, рекомендации  по  воспитанию, обучению, восприятию  детей  с  учётом  половых  особенностей. После  анализа  психолого-педагогической  литературы  и  собственного  педагогического  опыта, предлагаю  некоторые  советы, которые  помогут  улучшить  результат  учебно-воспитательного  процесса, если  опираться  на  знание  половых  особенностей  мальчиков  и  девочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный  подход  в  воспитании  мальчиков  и  девочек  младшего  школьного  возраста.

( рекомендации  родителям  по  собственному  опыту)

  Современное  семейное  и  школьное  воспитание требует  необходимого  учёта  половых  особенностей  детей. Анализ  теории  и  практики  показал, что  в  условиях  игнорирования  закономерностей  развития  пола  воспитание  не  достигает  своих  целей.

  Родителям  необходимо  учитывать  следующие  факторы, определяемые  различиями  психики  разных  полов:

  1. школьная  адаптация  у  мальчиков  хуже, чем  у  девочек;
  2. к  концу  учебного  года  утомляемость  у  мальчиков 8-10 лет  выражена  больше, чем  у  девочек, и  проявляется  в  расторможенности  и  отвлекаемости;
  3. интерес  к  решению  трудных  задач  у  мальчиков  выше  при  материальном, а  у  девочек  при  эмоциональном  поощрении. Мальчики  лучше  справляются  с  работой  в  одиночку, а  девочки – в  смешанной  по  полу  группе;
  4. влияние  образовательного  уровня  семьи  и  помощи  педагогов  на  девочек  выше, чем  на  мальчиков;
  5. уровень  притязаний  у  мальчиков  выше, они  более  автономны  и  как  бы  запрограммированы  не  любить  поощряемые  взрослыми  виды  деятельности;
  6. мальчики  на  ФРУСТРАЦИЮ ( неприятное  напряжённое  психологическое  состояние, которое  спровоцировали  непреодолимые  или  воображаемые  трудности, препятствующие  достижению  цели) чаще  реагируют  уменьшением  общения, а  девочки – более  жёстким  поведением, направленным  на  достижение  цели;
  7. девочки  привлекают  внимание  мальчиков  громким  смехом, а  мальчики  внимание  к  девочкам  выражают  внешне  агрессивно;
  8. мальчики  более  успешны  в  математических  и  зрительно-пространственных  операциях, а девочкам  лучше  даются  языковые  способности;
  9. у  мальчиков  уровень  нервной  стабильности-нестабильности  выше, но к 4 классу  эта  разница  стирается;
  10. мальчики  любят  активные  игры  среди  сверстников, умеют  найти  в  игре  своё  место, вызвать  интерес  к  себе. Девочкам  важны  одобрение  со  стороны  подружек, наличие  красивой  одежды, игрушек, аксессуаров.

В  младшем  школьном  возрасте  интересы  детей  резко  разнятся  по  половому  признаку, поэтому  разнополая  дружба – редкое  явление.

 Анализ  психолого-педагогической  литературы  и  опыт  работы  в  начальной  школе  позволили  сформулировать  следующие  рекомендации  к  дифференцированному  подходу  в  воспитании  и  обучении  мальчиков  и  девочек:

  1. никогда  не  сравнивайте  мальчиков  и  девочек, не  ставьте  одних  в  пример  другим ( они  разные  даже  по  биологическому  возрасту – девочки  обычно  старше  ровесников-мальчиков);
  2. мальчики  и  девочки  по-разному  видят, слышат, осязают, воспринимают  пространство  и  ориентируются  в  нём. И уж  конечно, не  так, как  мы – взрослые;
  3. помните, когда женщина  воспитывает  и  обучает  мальчиков ( а  мужчина – девочек), ей ( ему)  мало  пригодится  собственный  детский  опыт, и  сравнивать  себя  с  детьми – неверно  и  бесполезно;
  4. не  переусердствуйте, требуя  от  мальчиков  аккуратности  и  тщательности  выполнения  задания;
  5. не  забывайте  не  только  рассказывать, но  и  показывать ( особенно  для  мальчиков);
  6. не  надо  заранее  рассказывать  и  показывать, что  и  как  делать. Следует  подвести  ребёнка  к  тому, чтобы  он  сам  открыл  принцип  решения, пусть  даже  наделав  ошибок;
  7. с  девочками  надо вместе, если  им  трудно,  от  начала  до  конца  разобрать  принцип  задания. Но необходимо  постепенно  учить  действовать  самостоятельно;
  8. никогда  не  ругайте  ребёнка  за  неспособность  что-то  понять  или  сделать, не  используйте  обидных  слов. Пройдёт  время, и  он  всему  научится;
  9. мы  часто  недооцениваем  эмоциональную  чувствительность  и  тревожность  мальчиков;
  10. ругая  мальчика, кратко  и  точно  изложите,  чем  вы  не  довольны, т. к. он  не  может  долго  удерживать  эмоциональное  напряжение – ребёнок  перестанет  вас  слушать  и  слышать;
  11. не  спешите  высказывать  своё  недовольство  девочке – бурная  эмоциональная  реакция  помешает  ей  понять, за  что  её  ругают. Сначала  разберите, в  чём  её  ошибка;
  12. девочки  могут  капризничать, казалось  бы, без  причины  из-за  усталости  ( истощение  правого, «эмоционального» , полушария  мозга). Мальчики  истощаются  интеллектуально ( снижение  активности  левого, «рационально-логического», полушария). Ругать  их  за  это  и  бесполезно, и безнравственно;
  13. по-разному  реагируют  на  похвалу. Мальчикам  важна  оценка  их  действиям, поступкам. Девочкам  важно  отношение  значимых  людей ( родителей, воспитателей, педагогов)  к  их  поступку;
  14. не  сравнивайте  с  другими, хвалите  его  за  успехи  и  достижения;
  15. будьте  союзником  для  ребёнка, а  не  просто  наблюдателем;
  16. при  неудачах  не  нервничайте  сами  и  не  нервируйте  ребёнка – смотрите  в  будущее  с  оптимизмом;
  17. если  у  вас  трудности  в  общении  с  ребёнком, если  вы  не  понимаете  друг  друга, то  вы  относитесь  к  разным  типам  функциональной  организации  мозга ( по-разному  мыслите. воспринимаете, чувствуете). Он  не  плохой, а  просто  другой;
  18. не  забывайте, что  ваша  оценка  всегда  субъективна;
  19. бойтесь  переносить  свою  некомпетентность, свои  неудачи  на  ребёнка;
  20. при  поступлении  ребёнка  в  школу  его  цели  и  мотивы  отличаются  от  целей  и  мотивов  взрослого: он  не  может  ещё  ставить  познавательные  цели.

В  заключении  хочется  подчеркнуть, что  перед  вами  не  просто  ребёнок, а  МАЛЬЧИК  или  ДЕВОЧКА  с  присущими  ему ( ей) особенностями  восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать  и  даже  ЛЮБИТЬ  ИХ  НАДО  ПО-РАЗНОМУ. Но  обязательно  ОЧЕНЬ  ЛЮБИТЬ!