Занятие-тренинг педагогической осознанности (формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям)
методическая разработка

Мощевитина Ирина Александровна

Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом.

Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком позволяет обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать базис личностной культуры; развивать его индивидуальность. Способами общения в данной модели являются понимание, принятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.

Данное занятие–тренинг, содержание предлагаемых упражнений помогут осознать и прочувствовать, получить собственный опыт восприятия позиции педагога, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – тренинг педагогической осознанности

(формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям)

Пояснительная записка

Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом.

Данное занятие–тренинг является частью комплексной программы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

«Личностно-ориентированный подход предполагает: цель: содействие становлению и развитию личности воспитанника; в общении с детьми воспитатель придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»; основная линия поведения: не подтягивать воспитанника к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста воспитанника; способы общения: понимание, признание и принятие другого» (В.А.Петровский).

На этом занятии участники переходят к освоению содержания данного понятия.

Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком позволяет обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать базис личностной культуры; развивать его индивидуальность. Способами общения в данной модели являются понимание, принятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.

Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Принятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

Признание — это, прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

В основе занятия – реальная литературная основа повести Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».

Если читателю интересно, как это все разворачивается у самого Толкина, мы переадресуем его к первоисточнику. Для разработки и проведения занятия нам было достаточно этой информации плюс собственные ощущения, которые возникли после прочтения повести.

Содержание предлагаемых упражнений поможет осознать и прочувствовать, получить собственный опыт восприятия позиции педагога, основанной на личностно-ориентированной модели общения с учащимися.


Занятие – тренинг педагогической осознанности

Цель: формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям (учащимся).

Задачи:

  • сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем;
  • начать активное овладение личностно-ориентированной позицией по отношению к детям на основе практического усвоения понятий «понимание», «принятие» и «признание» личности ребенка.

Участники: педагоги начального школьного звена (12-16 человек).

Необходимые материалы: указаны в каждом упражнении.

Время: около 1,5 часов.

Ход занятия:

Ведущий:

«Однажды, 28 апреля 1341г. в дом к хоббиту Бильбо Торбинсу постучали…». Волшебник Гэндальф и тринадцать гномов во главе с Торином уговорили хоббита отправиться в поход за сокровищами гномов, захваченными драконом Смогом и сваленными в пещерах Одинокой Горы» – так начинается поход «Туда и обратно». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по следам героев.

Иллюстрируемая метафора: Гендальф – наставник, гномы и хоббит – дети, сокровища (гранит науки) – самоцветы знаний.

Но сначала давайте познакомимся с ними поближе.

«Знакомство» (авторское)

Материалы: карточки разных цветов: имена гномов – 14; цвета плащей – 10; выбор угощения – 12 (Таблица 1).

Ход упражнения:

Участники сидят вокруг стола, ведущий, читая текст, выкладывает карточки (выделенные слова).

Ведущий:

«…Тут дверной колокольчик яростно затрезвонил…

С порога на Бильбо пристально глядел гном! В темно-зеленом плаще с капюшоном… – Двалин, к вашим услугам.

– Бильбо Торбинс, к вашим, – ответствовал хоббит, слишком изумленный, чтобы задавать какие-либо вопросы.

…колокольчик зазвонил громче прежнего. На пороге стоял умудренный годами почтенный гном с белой бородой в алом плаще.

– Вижу потихоньку подтягиваются, – повесив на крючок свой плащ, гном приложил руку к груди и представился: – Балин, к вашим услугам.

– Проходите, – выдавил Бильбо. – Выпейте с нами чаю.

– Если вас не затруднит моя просьба, сударь, – откликнулся Балин, – мне бы лучше пива. Впрочем, против пирогов я ничего не имею. Особенно если они с тмином.

…и тут колокольчик прозвонил дважды подряд.

Едва дверь отворилась, в прихожую впрыгнули два гнома – оба в голубых плащах, подпоясанных серебряными кушаками.

Кили, к вашим услугам, – сказал один гном.

– И Фили, – прибавил второй. Оба сняли плащи и поклонились.

…колокольчик залился снова, да так звонко, будто его пытался оторвать какой-нибудь негодный хоббитенок.

Бедный хоббит выбежал в прихожую и сел прямо на пол, обхватив голову руками. Да что же это такое? Неужели они все останутся на обед? Колокольчик затрезвонил снова, еще громче, и Бильбо пошел открывать. Стоило лишь приоткрыть дверь, как все очутились внутри. Друг за другом они кланялись и произносили: «К вашим услугам». Новоприбывших гномов звали Дори, Нори, Ори, Оин и Глоин. Вскоре два малиновых плаща, серый, коричневый и белый уже висели на крючках, а хозяева плащей направились в залу. Кто заказал эль, кто – портер, кто – кофе, и все в один голос потребовали пирогов. Некоторое время хоббит был очень занят.

К очагу поставили большой кувшин с кофе; пироги с тмином кончились, и гномы принялись за лепешки с маслом. И тут раздался громкий стук. Кто-то грубо колотил палкой – бум-бум-бум! – по чудесной зеленой двери.

Бильбо разозлился и вместе с тем окончательно запутался – такого бестолкового дня у него еще не бывало. Он побежал открывать. Когда дверь распахнулась, в прихожую, устроив кучу малу, ввалились четверо гномов.

На пороге, опираясь на свой неизменный посох, стоял довольный Гэндальф:

– Позволь представить тебе Бифура, Бофура, Бомбура и, конечно, Торина.

Гномы повесили на свободные крючки два желтых плаща, светло-зеленый и небесно-голубой с длинной серебряной кисточкой.

– Все в сборе, – сказал Гэндальф, бросив взгляд на плащи на крючках. – Веселая подобралась компания! Надеюсь, опоздавшие голодными не останутся? Что там у нас есть? Чай? Нет, благодарю. Мне, пожалуй, немного красного вина.

– И мне тоже, – поддержал Торин.

– А мне малиновый джем и яблочный пирог, – прибавил Бифур.

– А мне сладкий пирог с сыром, – заказал Бофур.

– А мне пирог со свининой и салат, – заявил Бомбур.

– А нам еще пирогов, эля и кофе! – закричали остальные гномы.

Бильбо поплелся в кладовку.

– Будь добр, прихвати еще пару яиц! – крикнул ему вслед Гэндальф. – И не забудь холодного цыпленка и солений всяких!

«Похоже, он знает содержимое моих кладовых не хуже меня самого!» – подумал окончательно сбитый с толку господин Торбинс. Неужели это и есть то приключение, о котором говорил чародей!?»

Задание: Расположите карточки героев в алфавитном порядке.

Пока участники выполняют это задание, ведущему нужно убрать все остальные карточки.

– Молодцы, а теперь назовите все цвета плащей гномов (если участники называют цвет – вернуть карточку на стол). Теперь вспомните то, чем угощал Бильбо гномов (названную карточку ведущий также возвращает на стол).

Таблица 1

Имя

(карточки желтого цвета)

Цвет плаща

(карточки голубого цвета)

Кушанье

(карточки розового цвета)

1) Двалин

1) темно-зеленый

1) чай

2) Балин

2) алый

2) пиво,

3) пироги с тмином

3) Кили

3) голубой

4) Фили

голубой

5) Дори

4) малиновый

4) эль,

5) портер,

6) кофе,

7) лепешки с маслом

6) Нори

малиновый

7) Ори

5) серый

8) Оин

6) коричневый

9) Глоин

7) белый

10) Бифур

8) желтый

8) малиновый джем и яблочный пирог,

9) сладкий пирог с сыром,

10) пирог со свининой и салат,

11) пара яиц,

12) холодный цыпленок и соленья

11) Бофур

желтый

12) Бомбур

9) светло-зеленый

13) Торин

10) небесно-голубой

14) Гендальф

серый

Скорее всего, участники не смогут назвать все цвета и угощения и будут оправдываться, что не было установки на запоминание.

Данное упражнение демонстрирует, что часто объективные причины (недостаточная готовность к обучению, низкий уровень познавательных процессов, недостаточный уровень интеллектуального развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ и ПРИНЯТИЕ.

Ведущий:

– Пятнадцать путников (то есть гномы, Бильбо и Гэндальф) отправляются в трудное путешествие. По пути они попадают в лапы трех троллей-людоедов. Их спасает Гэндальф, который искусно подражая голосам троллей, мешает им согласиться друг с другом — как поступить с пленниками — поджарить, сварить или расплющить в лепешку. Ведь вам наверняка известно, что троллям опасен солнечный свет, и наступивший рассвет превратил их в камень.

Упражнение «Лебедь, Рак, Щука…» (идея упражнения – Рене Токер)[1]

Материалы: бельевая веревка из расчета не менее чем по 3,5-4,5 метра на каждых 3 участников; набор карточек с заданиями — ведущему придется подготовить столько различных комплектов с заданиями, сколько троек у него будет в группе.

Ход игры:

Группа разбивается на тройки.

Каждой тройке ведущий выдает большой кусок бельевой веревки. Он говорит, что тройкам предстоит выполнить коллективное задание, поэтому важно, чтобы и физически связь людей была ощутима: свяжите себя с товарищами так, как вам это покажется возможным. (Не отвечаем н вопросы о том, насколько тугой должна быть эта связь, каким способом нужно связаться в единую тройку... Даем группам время, чтобы самим прийти к решению и выполнить задание). Затем начинается второй этап игры.

Каждая тройка получает свой набор карточек. Строго предупреждаем всех участников, что нельзя показывать другим содержание своей записки до начала игры.

Вся соль как раз и заключается в заранее подготовленных заданиях. Каждой тройке будет соответствовать свой комплект из трех движений. Важно! Другие участники той же тройки получают те же задания, только записаны они в другом порядке.

Пример.

Карточка 1.

Сделать 5 шагов спиной.

Подпрыгнуть 4 раза.

Пройти вперед 8 метров вприсядку.

Карточка 2.

Подпрыгнуть 4 раза.

Пройти вперед 8 метров вприсядку.

Сделать 5 шагов спиной.

Карточка 3.

Пройти вперед 8 метров вприсядку.

Сделать 5 шагов спиной.

Подпрыгнуть 4 раза.

(ВАЖНО! Не нумеруем в записках порядок действий, просто даем их в записи — один за одним, как показано выше.)

В других тройках игроки получат абсолютно другой перечень. Ведущему придется подготовить столько различных комплектов с заданиями, сколько троек есть у него в группе.

Теперь ведущий выставляет тройки на линии старта и говорит о том, что каждой такой группе придется как можно быстрее пройти путь приблизительно в 10 метров (отмечается линия финиша). Важно полностью выполнить все движения, указанные и «путевом листе». Если все движения уже выполнены, а до линии финиша еще остается какое-то расстояние, то повторяем задания из путевого листа еще раз.

Время команды засчитывается после пересечения финишной черты!

Игра начнется по свистку тренера.

— Есть вопросы?..

Ведущему не следует отвечать на вопросы о том, можно ли разговаривать с товарищами по тройке, важно ли соблюдать порядок движений...

(По поводу первого вопроса он напоминает, что нельзя показывать товарищам «путевой листок», по поводу второго уклончиво отвечает, что и так все ясно, пора от разговоров переходить к решению задач).

По свистку начинается игра. Каждый (если следовать порядку, указанному в записках) будет тянуть группу в другую сторону. Куча мала, лебедь, рак и щука в реальной, а не литературной ситуации!

Те, кто вспомнит о том, что не было запрета на разговоры, будут пытаться обсудить с товарищами по тройке возможные варианты совместных действий.

Тогда-то и придет понимание, что набор действий один и тот же, запрета на изменения порядка действий тоже не поступало, поэтому вся тройка может выполнять ЗАДАНИЕ ЛЮБОГО ИЗ ЕЕ УЧАСТНИКОВ, пока не достигнет линии финиша. Скажем, вся тройка пятится спиной, потом подпрыгивает, потом проходит вперед восемь метров вприсядку. Если до финиша еще осталось расстояние, повторяется тот же набор действий.

Вопросы для обсуждения:

Что напоминала вам игровая ситуация?

Какие метафоры из школьной жизни вы увидели в игре?

Это упражнение хорошо иллюстрирует способность ребенка к успешной деятельности при поддержке и взаимодействии всех субъектов (ребенок, педагог, родитель), о необходимости обсуждать пути достижения общей цели.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Ведущий:

– На пути через Туманные горы, во время ночёвки в заколдованной пещере, гномов и Бильбо захватывают старые враги гномов — гоблины. Сковав гномов и Бильбо единой цепью, гоблины приволокли путников на суд к Верховному гоблину. Снова их выручил Гэндальф. Он устраивает взрыв в пещере, а Верховного Гоблина поражает мечом Гламдрингом. Освободившись от цепей, гномы бегут, но по дороге в темноте теряют Бильбо, который сильно ударился головой и потерял сознание.

Очнулся Бильбо совершенно один. Здесь, в глубине и в темноте, у самой воды жил старый Голлум — большая скользкая тварь. Он питался рыбой, хотя не прочь был иногда поймать гоблина. К счастью для хоббита, Голлум был сыт. Ему было просто любопытно новое существо, поэтому он решил поиграть с ним в загадки. По условиям игры Бильбо, неотгадавший загадку, становится обедом для Голлума. Если же не справлялся с заданием хозяин озера, то он обещал вывести хоббита на поверхность.

Упражнение «Загадки» (авторское)

Материалы: Карточки с текстом загадок (по 3 для каждой команды).

Задание: участники делятся на 2 группы, каждая получает карточки с 3 вариантами загадки по степени сложности (1 – самый сложный, 3 – легкий) без ответов–отгадок.

Время выполнения задания ограничено: 1-2 минуты.

Карточки для 1-й группы:

1) На свете есть, кто может съесть

Все, что на свете ни на есть,

Все, что живет и что цветет,

Сгрызет железо, сталь сжует,

Пожрет и короля, и двор,

И город, и вершины гор.

2) Пожирает всё кругом:

Зверя, птицу, лес и дом.

Сталь сгрызёт, железо сгложет,

Крепкий камень уничтожит,

Власть его всего сильней,

Даже власти королей.

3) Оно длиннее всего на свете – и короче.

Быстрее всего – и медленнее.

Самое дробное – и самое неразрывное.

Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Не измерив – не узнаешь, но не зная – ощущаешь, а порою – убиваешь.

Без ног – а идёт, без крыльев – а летит, не догнать, не остановить. (Время)

Карточки для 2-й группы:

1) Это неслышимо, это незримо,

Это нечуемо, неощутимо;

Это над звездами и под землей,

И в каждом доме, коль дом пустой;

В начале было, в конце придет –

Жизнь завершит и веселье убьет.

2) Её не увидать, в руках не подержать,

Не услышать ухом, не почуять нюхом.

Царит над небесами, таится в каждой яме.

Она была в начале и будет после всех.

Любую жизнь кончает и убивает смех.

3) Когда всё видишь, то её не видишь,

А когда ничего не видишь, то её видишь. (Темнота)

Задание:

За отведенное время командам необходимо:

  • выбрать вариант загадки (по уровню сложности) – уровень притязаний;
  • отгадать загадку – мыслительные способности;
  • загадать второй команде эту же загадку, но другими словами – красноречие/косноязычие.

Вопросы для обсуждения:

  • Каким способом пришли к выбору варианта загадки (участвовали все или авторитарно);
  • Кто первый отгадал? И были ли другие варианты ответов?
  • Все ли участвовали в загадывании загадки второй команде или были «выпадающие»?;
  • Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?

Необходимо видеть и учитывать мнение каждого. Легко заметить и выделить активного, инициативного ребенка, сложно – пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Ведущий:

– Бильбо выигрывает. Убегая от Голлума, Бильбо случайно надевает кольцо и становится невидимым, так он узнаёт тайну кольца (оно действительно волшебное), и попадает к выходу из лабиринта.

…Обманув охранявших дверь гоблинов, Бильбо спешит по следам своих товарищей. Они ожидали его у костра, и Гэндальф повёл путешественников к хозяину здешних лесов — Беорну. Беорн, выслушав их невероятную историю, сперва не поверил им, но взяв в плен и допросив гоблина и варга, убедился в правдивости рассказанного. С этого момента Беорн становится их верным союзником и указывает кратчайший путь через Лихолесье:

«– Ваш путь лежит прямо через лес. Не сходите с тропы! Если сойдете, то больше на нее уже не выберетесь и никогда не выйдете из Лихолесья».

Упражнение «Болото»[2]

Материалы: «Болото» в этом упражнении представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов — по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует мелом на полу в рекриации. Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото.

Инструкция: Нашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.

Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, — это кочка, ведущий промолчит. Если — трясина, ведущий скажет: «Буль!» — участника засасывает болото, и он возвращается на берег.

Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они — «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.

На поле может находиться только один человек. Остальные — либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото.

Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег.

Группа молча выстраивается на «берегу», и один из участников приступает к поиску первой «кочки».

Внешне все поведение ведущего должно быть сосредоточено на отслеживании правил: молчит ли группа, в правильном ли порядке очередной участник наступает на уже найденные «кочки», не попал ли он в «болото» в поисках новой. Никаких подсказок группе давать не надо. А желание такое будет обязательно! Вы увидите, что первое время некоторые участники вообще не наблюдает за тем, как шагают по полю их товарищи, а занимаются своими делами. Захочется вам подсказать им простой путь помощи друг другу (говорить нельзя, но ведь показывать-то, «угукать» и мычать можно!).

Вас может расстроить то, что участники, счастливо добравшиеся до другого берега, выключаются из игры, вместо того чтобы помогать остальным.

В рамках данного упражнения лучше всего сделать следующее: найти повод и вернуть всю группу к исходному моменту. Схему перехода через болото менять не надо. Вы увидите, как изменится поведение участников, насколько более ответственными и включенными они станут.

Очень важно, как пройдет обсуждение упражнения. Именно на этом этапе появляется возможность передать всей группе те уникальные открытия, которые сделали в процессе работы отдельные ее участники.

Каждый имеет право на ошибку. Наше старание не всегда приводит к успеху. Если ребенок не понял, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Ведущий:

– Незаметно Чёрный лес кончился, начался буковый лес. Опушка уже близка, но усталые и голодные путешественники этого не знают. Они видят костры, слышат песни. Устремившись на огонь, они сходят с тропы. Заблудившись, гномы попадают в плен к эльфам.

«Из поколения в поколение эльфы накапливали мудрость, создавали свою магию и учились творить прекрасные вещи. Лесных эльфов злыми никак не назовешь, просто они настороженно относятся к чужакам и недолюбливают гномов. В былые дни они частенько ходили на гномов войной, утверждая, что те крадут их сокровища. Гномы, понятное дело, не соглашались с этим: «Мы только берем свою долю», – утверждали они. А еще любому гному было известно, что эльфы – бездельники, только и умеют, что потешаться да горланить песни: самоцветов не добывают, торговать не торгуют, землю не пашут».

Упражнение «Два племени»[3] (модифицированное)

Цели:

  • показать негативное влияние зависимости от предвзятых мнений, стереотипов в восприятии «другого», неадекватной самооценки;
  • потренироваться в осознании общих ценностей, в готовности к принятию «другого», настроенности на внимание к его потребностям.

Материалы и оборудование:

цветные наклейки (небольшие кружочки) зеленого или любого другого цвета, кроме того, необходимо всем предоставить бумагу для записи и ручки; хорошо, если есть демонстрационная доска или флип-чарт для визуального отражения итогов упражнения.

Ход упражнения:

Группа делится на две подгруппы.

Обе подгруппы рассаживаются тесным кружком, на расстоянии 3-5 метров друг от друга, чтобы не мешать товарищам в обсуждении. Одной подгруппе выдают точки-наклейки, которые участники наклеивают по договоренности между собой на лоб или на тыльную сторону ладони. После этого ведущий начинает рассказ.

– Жили-были в одной волшебной стране два племени. Одно из них называлось «Эльфы» и было это племя детей: рыжих, блондинов, брюнетов, разных цветов кожи, разного вида, характера, привычек, способностей, умений,...(Тренер определяет, какая из двух групп становится этим племенем).

А рядом, совсем не зная о существовании детского племени, жило другое племя. Это были взрослые, ответственные люди, откликавшиеся на имя «Гномы», «Трудяги», «Серьезные»... (Называется группа, которая будет играть роль этого племени.)

— Итак, вы знаете, к какому племени принадлежите. О существовании другого племени вам ничего не известно. Задача: в течение 5 минут продумать и написать 10 качеств, которые характеризуют ВАШЕ ПЛЕМЯ! Это могут, быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, все то, что объединяет вас в единое племя.

Через 5 минут дается новое задание:

— Оказалось, что племена живут в одном лесу. Они увидели друг друга, попытались рассмотреть на расстоянии и решили, что... Новая задача: в течение 5 минут запишите 10 свойств, качеств, признаков, отличающих другую группу!

Очередной этап упражнения: рассказ о том, что племена поняли о том, что живут они рядом друг с другом, занимают небольшую и общую территорию. Задумались члены племен над последней задачей: найти 10 признаков, общих для «Гномов» и для «Эльфов». В чем они подобны, схожи, близки, что может стать фундаментом в построении общего «дома» двух племен?

Завершение упражнения

Возвращаем племена в общий круг. Просим от каждого племени выделить по одному человеку, который прочтет результаты каждого из туров. Читает 10 признаков первого этапа одна группа, затем – другая. И так параллельно по каждому из этапов упражнения.

Обсуждение позволяет затронуть очень серьезный круг проблем:

  • Кто такие «свои и чужие»? Почему мы комплиментарны на первом этане, по отношению к себе, своей группе, и мыслим шаблонно, агрессивно, в лучшем случае — занимаем оборонительную позицию по отношению к другим?
  • Какие качества, характеристики (в реальной жизни!) вы осознали, задумались над ними всерьез в ходе выполнения роли? Стал ли вам более понятен ход мыслей и чувств другого племени?

P.S. Ведущему на заметку.

Зачем нужны в игре зеленые точки (или любой другой внешний отличительный признак)? Это своеобразная опция для команд, проверка того, захотят ли они внести этот сугубо внешний, привнесенный со стороны по прихоти тренера признак как значимый в определении основных свойств своей команды (если я принадлежу к племени с точкой) или команды другого племени.

Интересно проверить, насколько серьезным будет искушение включить полученную одним из племен точку в достаточно ограниченный! список — всего 10 пунктов! Тогда в ходе обсуждения ведущий может и должен обратить на это внимание: нам важнее сам человек или его внешние признаки? Человек другой национальности, иначе одетый, неуспешный в учебе... может ли он быть заведомо хорошим или плохим? Становится ли «зеленая точка» значимой метафорой другого и насколько она влияет на наше отношение к нему?!

Действие стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему уже строится в прямой зависимости от этого.

Отношение к любому человеку (и конечно, к ребенку) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему. Если в ребенке что-то не нравится, всегда в нем есть и что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия с другими.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Ведущий:

– Воспользовавшись пустыми бочками и тайным ходом из подземного дворца эльфийского короля, гномы успешно выходят на свободу и доплывают до Озёрного города — Эсгарота. Местные жители помогают гномам снарядить экспедицию к Одинокой Горе. Наступил последний этап долгого путешествия.

Гномам удалось достичь горы незамеченными. Они исследуют западный склон и находят место, которое может быть боковым входом. Но открыть его удается, только когда исполняется пророчество на карте, найденное Элрондом. Бильбо, отправленный в разведку, похищает у Смога драгоценную кубок. Взбешённый Смог, поняв, что гномам помогли люди с озера, покидает пещеру и нападает на Эсгарот, сжигая его дотла, однако неожиданно погибает от стрелы, пущенной человеком-лучником — Бардом. Гномы получают свои сокровища, но поскольку все остальные считают их убитыми драконом, на гномьи богатства заявляют свои права люди и эльфы (раз город разрушен по вине гномов, то они хотели бы получить компенсацию). Но алчность полностью завладела сердцем Торина, и он отказался делиться.

Бильбо втайне находит Аркенстон – Завет-камень, Сердце Горы, — громадный алмаз, который Торин ценил выше всех остальных богатств. Ночью хоббит спустился с Горы и пришел к Барду. Он рассказал ему, что гномы обещали ему четырнадцатую часть всех сокровищ. Бильбо выбрал Аркенстон, который передает воину, чтобы предотвратить кровопролитие. Торин очень дорожит алмазом, поэтому наверняка захочет его выкупить.

Страшен был гнев Торина:

– Ах, ты хоббит недобитый! Добытчик недорезанный! Я тебя просто о стенку размажу! Ну, говори, крысеныш!

– Было время, когда я верил, что на что-то гожусь. А теперь я, значит, крысеныш? А кто обещал мне свою признательность до конца моих дней, кто говорил, что он всегда к моим услугам?»

Упражнение «Разный старт»[4]

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Ход работы:

Разделите группу на 4 части произвольным образом. Раздайте каждой команде материалы. Рассадите их в разных частях класса.

– Путешествие наших героев продолжалось почти год, и не всегда природа и погода были благосклонны к ним. Позвольте дать вашим группам условные названия: весна, лето, осень, зима. В течение 5 минут каждой группе необходимо выполнить задание на листе бумаги. В ходе выполнения задания группы не имеют права общаться друг с другом. Слушайте внимательно, задание я повторять не буду.

Подойдите к первой команде и тихо скажите "сделайте рисунок, изображающий весну", вторую группу попросите изобразить лето, третью – осень. Подойдите к четвертой группе и скажите "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей этой группы.

Через какое-то время пройдитесь по классу. Постарайтесь подойти к каждой группе хотя бы по 2 раза. Посмотрите на работу первых двух групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников (положительное стимулирование: «умницы», «молодцы», «очень красиво» и т.д.»). Игнорируйте 3-ю группу. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали, поругайте участников (отрицательное стимулирование: «у вас до сих пор пустой листок», «ужасно», «совсем никто рисовать не умеет» и т.д.).

Осведомитесь у первых двух групп, сколько времени им еще потребуется.

Через 5 минут забрать рисунки, причем первым забрать у «зимы», сказав «кошмар», второй – у «осени», ничего не сказав, а «весну» и «лето» обязательно поблагодарить.

Повесьте работы групп на доску рядом, работу 4-й группы отдельно или ниже всех со словами "Вот видите, как другие работают".

– Перед тем как обсудить результаты этого упражнения, позвольте получить от вас обратную связь. Каждую группу я попрошу ответить на 3 вопроса:

Как проходило выполнение упражнения?

Какие эмоции испытывали?

Что замечали вокруг, вне вашей группы?

Предлагаю ответить сначала «весне», потом «лето», и самым последним «зиме». Это очень важно, во всем ущемлять «зиму», они, скорее всего, отвечая на вопросы, это заметят. Если нет, то при анализе нужно это озвучить: «Я позже всех вам дала задание и раньше забрала листок. Я вам несколько раз повторила: «Ужас, кошмар». Но вообще они сами об этом говорят, а группы, которых положительно стимулировали, этого не замечают. Это тоже отмечаем, что когда нас хвалят, очень часто этого мы даже не слышим, а негатив отмечается сразу.

Группы ответили на вопросы, чтобы стало всем понятно, что происходило, ведущий объясняет, какие задания получали группы. Важно, чтобы все услышали, что последняя группа получила задание нарисовать абракадабру. Объяснить, что это полная бессмысленница, поэтому они большие молодцы, что нарисовали хоть что-то, извиниться и сказать, что выбрали их группу не специально, корыстных целей не преследовали.

– А теперь давайте поразмышляем, какие ассоциации со школьной жизнью вызвало у вас это упражнение?» Если не отвечают, то предлагаю представить следующее:

У вас в классе есть ученик, который по объективным причинам – болел или субъективным причинным – прогулял – пропустил уроки по вашему предмету. Наконец он появился и как раз на том уроке, когда вы запланировали контрольную работу. Поскольку он пропустил много, как он будут воспринимать ваши задания?

Как правило, участники говорят: «Как что-то непонятное» или «Ад авдарку мо парстахи кам».

«И что вы получите в конце урока?»

«Неправильно сделанное» или «Пустой листок».

«Вы очень устали, вам еще нужно проверить эту пачку контрольных работ, доходите до работы этого ученика и что вы думаете?»

«Кошмар, совсем тупой» или «Ужас, придется с ним дополнительно заниматься, тратить время».

Если они не отвечают на вопросы, можно отвечать самой.

В конце еще раз поблагодарить группы, особо – группу «зима». Можно на этом закончить, пусть размышляют дальше сами. А можно задать последний вопрос: «Что дало вам это упражнение?»

С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления группа справилась, так как вы понимали, что это игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в школе. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Безусловное положительное принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

Ведущий:

«Но тут на землю пала тьма. Так началось сражение, которое впоследствии прозвали Битвой Пяти Воинств. Ордам гоблинов и диких волков противостояли отряды людей, эльфов и гномов. После победы люди, эльфы и гномы примирились друг с другом и разделили сокровища между собой. Свою долю сокровищ получил и Бильбо, вслед за этим немедленно отправившийся на родину.

Однажды к нему зашел на огонек Гэндальф. Он рассказал, что Дол вновь стал плодороден и богат, Озерный город восстановили. Эльфы, гномы и люди живут в мире и согласии».

– У этой повести, как у всякой сказки, счастливый конец, а при расставании принято дарить подарки.

Упражнение «Подарки хоббитов» (авторское)

Материалы: мелкие предметы 2-х видов: имеющие ценность сами по себе (магниты, зеркальце, подставка/салфетки, различные школьные принадлежности, типа ручки, ластик, блокнот) и дополняющие (крупные пуговицы, необычная прищепка, красивая пряжка от ремня) упаковать в обертку 2-х видов (черные мешки для мусора/креш-бумага и красивая упаковочная бумага) – по количеству участников.

Ход упражнения:

Ведущий:

«Всё, что хоббитам не нужно было для жизни, но не хотелось выбрасывать, они называли словечком «метом». Метомы быстро накапливались в их жилищах, и многие подарки, переходившие из рук в руки, были как раз из их числа».

(Д.Р.Р.Толкиен. Властелин колец: Хранители кольца)

Участники занятия разбирают «подарки» вслепую. Суть задания: развернуть «подарок», рассмотреть содержимое, выбрать из группы человека, кому ЭТО можно подарить. На этом этапе НЕЛЬЗЯ: заглядывать в «подарки» других участников, разговаривать и договариваться кто кому дарит.

Инструкция: Сейчас вы будете по очереди дарить друг другу «подарки». Каждый может получить только один подарок. При выполнении задания вам необходимо проявить:

  • Общительность – на роль своего «избранника» нужно выбрать того, кого меньше всех знаешь;
  • Красноречие – убедить своего «избранника», что именно ему необходима эта вещь;
  • Креативность – придумать этому предмету – подарку необычное применение.

После выполнения упражнения участники группы разбиваются по 3-4 человека (в зависимости от величины группы) и получают задание извлечь из него все смыслы: чему учит это упражнение? Как можно сформулировать уроки, вынесенные из этого упражнения?

После обсуждения в микрогруппах все найденные смыслы представляются остальным участникам.

В процессе обсуждения были обнаружены такие смыслы:

  • Упаковка и содержимое – не всегда за внешней стороной можно сразу распознать внутренние качества ученика (способности, умения, его индивидуальность);
  • Умение убедить в нужности «подарка» – умение развить у ученика мотивацию к получению знаний;
  • Дождаться своей очереди «дарения» – произвольность, умение слушать других;
  • Во время выполнения этого упражнения все-таки (несмотря на условие) часто нарушается запрет на «подглядывание», вырываются реплики–комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

После «дарения подарков» занятие можно закончить подведением итогов любым из следующих вариантов:

  1. Рефлексия результатов занятия (в круге):

эмоциональное отреагирование (что понравилось; что заинтересовало);

осмысление (зачем нужно то, чем занимались, в чем польза нового материала).

  1. Анкетирование «Обратная связь»

Материалы: Бланк анкеты каждому участнику, ручка.

Имя участника (по желанию)___________________________________________

Степень включенности                0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (подчеркнуть)

Что мешало быть более включенным в занятие?

___________________________________________________________________

Самые полезные задания, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

___________________________________________________________________

Что не понравилось на занятии? Почему?

___________________________________________________________________

Мысли после занятия:

О себе_____________________________________________________________

О детях (учениках)__________________________________________________

Замечания и пожелания ведущему:

___________________________________________________________________


Литература

  1. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. – М.:Генезис, 2014. – 368 с.
  2. Кипнис М. 100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 317 с.
  3. Д.Р.Р.Толкиен. Властелин колец: Хранители кольца. – М.: АСТ; ФОЛИО; ОНИКС 21 век, 2004. – 384 с.
  4. Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. – М.: Пушкинская библиотека: Астрель: АСТ, 2005. – 412 с.
  5. Сакович Н.А. В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с подростками. – СПб: Речь, 2012. – 256 с.
  6. Битянова М.Р.Как вы яхту назовете… «Вестник практической психологии образования», №1(6) январь-март 2006, с.82-87
  7. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… – М.: Генезис, 2013. – 288 с.

[1] Кипнис М. 100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 317 с.

[2] Битянова М.Р.Как вы яхту назовете… «Вестник практической психологии образования», №1(6) январь-март 2006, с.82-87.

[3] Кипнис М. 100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 317 с.

[4] http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/11/05/trening-tolerantnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Тренинг педагогической осознанности.

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена дл...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Характеристика личностно-ориентированных отношений педагогов в контексте гуманизации современного образования

Подчеркивается особая роль педагогического творчества в личностно-ориентированных отношениях педагогов....

Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )

В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей....

«Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям-инвалидам»

Поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача...

Личностно-ориентированный и культурологический подходы к воспитанию детей.

В данной презентации показаны основные подходы к воспитанию детей, применяемая мною в работе....