Комплекс методик по изучению классного коллектива
учебно-методический материал

Поздеева Мария Алексеевна

Сборник содержит методики по изучению классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методик для изучения классного коллектива

Составитель: Кузьминова М.А.


Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

(по А.Ф. Филлеру)

Назначение и инструкция

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика анонимна, что повышает её надежность.

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак (+), тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ данных

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак (+), тем ниже бал, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Дружелюбие

Враждебность

2. Согласие

Несогласие

3.Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4. Продуктивность

Непродуктивность

5. Теплота

Холодность

6. Сотрудничество

Несогласованность

7.Взаимная поддержка

Недоброжелательность

8. Увлеченность

Равнодушие

9. Занимательность

Скука

10. Успешность

Безуспешность

«Аукцион»

Назначение и инструкция

Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.

 

Обработка и анализ данных

Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.

 

 «Определение индекса сплоченности класса Сишора»

Назначение и инструкция

Сплоченность класса можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. Максимальная сумма баллов - 19, минимальная - 5. В ходе опроса баллы указывать не нужно. Сумма баллов каждого отвечающего складывается и делится на количество опрошенных.

Опросник

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?
  1. Чувствую себя её членом, частью коллектива (5).
  2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
  3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)
  5. Живу и существую отдельно от него (1).
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
  1. Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменений прочих условий)?
  1. Да, очень хотел бы перейти (1).
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
  3. Не вижу никакой разницы (3).
  4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).
  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
  6. Не знаю, трудно сказать (1).
  1. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?
  1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
  3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
  4. Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
  3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
  4. Не знаю, трудно сказать (1).
  1. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе
  1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
  3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
  4. Не знаю, трудно сказать (1).

Уровни групповой сплоченности

15,1 балла и выше - высокая;

6-15 баллов - выше средней;

7-11,5 баллов - средняя;

4 - 6,9 баллов - ниже средней;

4 балла и ниже - низкая.


Методика изучения словесно - логического мышления.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1

1.9

2.6

2.0

2.6

2

2.8

2.3

2.4

3.0

3

2.7

2.7

2.2

2.1

4

2.3

2.6

2.6

2.2

5

2.6

2.4

2.4

2.6

6

2.2

2.5

2.1

3.0

7

2.8

2.3

2.5

2.8

8

3.4

2.5

2.2

2.2

9

2.8

3.0

2.2

2.4

10

2.6

2.7

2.2

2.2

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.

Фамилии школьников

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Общий

балл

Уровень

развития

№ задания

Сумма баллов

задания

Сумма

баллов

Сумма

баллов

задания

Сумма

баллов

Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник (в графе «№ задания»).

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Кол-во школь-ников

 В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;

— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;    

— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);

— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;

— словарный запас учеников и его особенности;

— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

 4.  Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)                

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1.   Огурец         георгин

  овощ            сорняк, роса, садик, цветок, земля

2.  Учитель       врач

  ученик               очки, больные, палата, больной,  термометр

3.  Огород         сад

морковь          забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4.  Цветок          птица  ваза               клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5.   Перчатка     сапог  рука             чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.  Темный         мокрый

      светлый          солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 7.   Часы             термометр

        время           стекло, температура, кровать, больной, врач

8.    Машина        лодка  

     мотор                  река, моряк, болото, парус, волна

9.     Стул                          игла

   деревянный            острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10.   Стол               пол

        скатерть          мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди

4СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

 1. Метла, лопата ...

 2. Окунь, карась ...

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор ...

5. Сирень, шиповник ...

6. Шкаф, диван...

 7. День, ночь ...

 8. Слон, муравей ...

 9. Июнь, июль …

10. Дерево, цветок ...


Методика «Выделение существенных признаков»

(модификация методики)

Описание задания. Детям предлагается письменно выполнить следующие задания:

Ответь на вопрос: «Какого человека ты назвал бы добрым (вежливым, справедливым)?» Учитель обращает внимание учащихся на поступки человека.

Напиши фамилии одноклассников, которых ты можешь назвать добрыми.

Оцени себя. Напиши рядом с каждым качеством одно из слов «всегда», «иногда», «никогда»: «Я добрый ...»; «Я вежливый ...»; «Я справедливый ...».

Обработка данных. Определение нравственной категории следует считать полным, если оно не только отражает знание нравственных норм, но и указывает на соответствующее ему поведение человека.

Выделяются три основных уровня:

высокий уровень — полное и правильное определение нравственных категорий, адекватная оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников;

средний уровень — определение нравственных категорий правильное, но неполное, оценка одноклассников и самооценка адекватные;

низкий уровень — определение не соответствует нравственным категориям или учащийся путается в категориях, оценки неадекватные.

Методика «Выделение существенных признаков»

(модификация методики)

Описание задания. Детям предлагается выписать номера слов, обозначающих качества, близкие к качеству «доброта», и дописать свои слова-синонимы: 1) доброжелательность; 2) жадность; 3) милосердие; 4) терпеливость; 5) отзывчивость; 6) мужественность; 7) честность.

Обработка данных. Выделяются три основных уровня:

высокий уровень — безошибочное определение слов, близких по значению к слову «доброта», и правильный подбор своих слов-синонимов;

средний уровень — наличие одного-двух ошибочных суждений;

низкий уровень — наличие более трех ошибочных суждений.

Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели. Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего. Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

Методики изучения классного коллектива

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено (социометрия), а также диагностика ЦОЕ проводится учителем или классным руководителем с целью исследования взаимоотношений в...

«Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся» (1,2,3,4 класс)

В статье собраны методики, позволяющие определить уровень воспитанности обучающихся в начальной школе....

Диагностика изучения классного коллектива

В данном материале даны примерные методики проведения диагностики в начальных классах по изучению классного коллектива, мотивационной сферы учащихся....

Комплекс методик по изучению готовности ребёнка к школе

Данный сборник содержит комплекс методик по изучению готовности ребёнка к школе....