Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы
методическая разработка

Сазикова Анастасия Олеговна

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Первичная адаптация детей к школе. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска». Промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. Итоговая диагностика, подготовка учащихся  к переходу в 5 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

     Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.28 раздела III ФГОС НОО) и основного общего образования (п.25 раздела III ФГОС ООО) должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС :
  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся,
  • выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Таким образом, основными направлениями работы,  обозначенными в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися,  родителями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе состоят в определении готовности к обучению в школе, обеспечении адаптации к школе, повышении заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитии познавательной и учебной мотивации, развитии самостоятельности и самоорганизации, поддержке в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей. Именно в этих направлениях и ведется работа педагога-психолога с учащимися начальной школы

Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения

Задачи психологического сопровождения на начальной стадии заключается в определении готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения, а следовательно и в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии со стандартами формировать у обучающих не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия.

План психологического сопровождения образовательного процесса

в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Содержание деятельности

Сроки

Примечание

Будущие первоклассники

1. Диагностика уровня психологической готовности к обучению

Первые 2 занятия

Ведется

2. Проведение развивающих занятий в рамках школы будущих первоклассников

3-5 день

Ведется

Родители будущих первоклассников

1. Занятия с элементами тренинга на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Организация жизни ребенка в летний период перед школой», «Чтобы 1 сентября стало праздником».

Сроки устанавливаются в зависимости от плана работы школы

Планируется

2.Индивидуальное консультирование

В течение учебного года

Ведется

Учителя будущих первых классов

1. Групповые консультации в различных практико-ориентированных формах на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет»*, «Психологическая готовность к школьному обучению»*, «Чтобы 1 сентября стало праздником».

В течение учебного года

Ведется

2. Индивидуальное консультирование по вопросам организации и планирования деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

В течение учебного года

Ведется

Обучающиеся 1-х классов

1. Изучение процесса адаптации

Вторая половина октября-ноябрь (стартовая диагностика)

Май (итоговая диагностика)

2.Проведение индивидуальных  и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД

В течение учебного года

Ведется

Родители обучающихся 1-х классов

1.Проведение консультаций

Сентябрь-октябрь

Ведется

Учителя начальных классов

1. Постоянно действующий семинар повышения психологической компетентности педагогов

 В течение учебного года в соответствии с утвержденным администрацией ОУ планом

Планируется

2.Диагностика эмоционального состояния педагогов.

Февраль

Планируется

3.Мониторинг профессиональных затруднений

Сентябрь,

май

Планируется

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия:

- в каждой параллели ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами.

- психологическое сопровождение одаренных детей.

Ближе к работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями и учителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

4. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

                

II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение  индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
  2. Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
  3. Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.
  4.  Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы.  Данный этап предполагает следующее:

  1. Проведение промежуточной  групповой диагностики во 2 четверти  3 класса (изучение личностных,  коммуникативных, познавательных УДД).
  2. Психолого-педагогическая работа:
  • Развивающая – развивающие групповые занятия.
  • Просветительская работа с педагогами и родителями.
  • Индивидуальная консультативная работа  со всеми участникам образовательного процесса

IV  этап  - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся  к переходу в 5 класс

  1. Проведение  диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
  2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей  в 5 классе.   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы Педагог-психолог МОУ СОШ №24 Сазикова Анастасия Олеговна

Слайд 2

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.28 раздела III ФГОС НОО) и основного общего образования (п.25 раздела III ФГОС ООО) должны обеспечивать:

Слайд 3

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Слайд 4

готовность к обучению в школе адаптация к школе заинтересованность школьников познавательная и учебная мотивация самостоятельности и самоорганизации «умение учиться » творческие способности Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе:

Слайд 5

Содержание деятельности Сроки Примечание Будущие первоклассники 1. Диагностика уровня психологической готовности к обучению Первые 2 занятия Ведется 2.Проведение развивающих занятий в рамках школы будущих первоклассников 3-5 день Ведется План психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Слайд 6

Содержание деятельности Сроки Примечание Родители будущих первоклассников 1. Занятия с элементами тренинга на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Организация жизни ребенка в летний период перед школой», «Чтобы 1 сентября стало праздником». Сроки устанавливаются в зависимости от плана работы школы Планируется 2.Индивидуальное консультирование В течение учебного года Ведется

Слайд 7

Учителя будущих первых классов 1. Групповые консультации в различных практико-ориентированных формах на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет»*, «Психологическая готовность к школьному обучению»*, «Чтобы 1 сентября стало праздником». В течение учебного года Ведется 2. Индивидуальное консультирование по вопросам организации и планирования деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся В течение учебного года Ведется Содержание деятельности Сроки Примечание

Слайд 8

Обучающиеся 1-х классов 1. Изучение процесса адаптации Вторая половина октября-ноябрь (стартовая диагностика) Май (итоговая диагностика) 2.Проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД В течение учебного года Ведется Содержание деятельности Сроки Примечание

Слайд 9

Учителя начальных классов 1. Постоянно действующий семинар повышения психологической компетентности педагогов В течение учебного года в соответствии с утвержденным администрацией ОУ планом Планируется 2.Диагностика эмоционального состояния педагогов. Февраль Планируется 3.Мониторинг профессиональных затруднений Сентябрь, май Планируется Содержание деятельности Сроки Примечание

Слайд 10

1 . Психологическая диагностика УДД 2 . Консультации и просветительская работы с родителями и учителями первоклассников 3 . Психолого-педагогическая поддержка школьников. 4 . Аналитическая работа I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

Слайд 11

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика детей с трудностями в формировании УУД Групповая психо -коррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Групповая развивающая работа по развитию УУД. Консультирование и просвещение родителей II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».

Слайд 12

Промежуточная групповая диагностика Развивающие групповые занятия. Просветительская работа с педагогами и родителями. Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы.

Слайд 13

Диагностика психолого-педагогического статуса учащихся Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе. IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога с родителями в начальной школе.

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как “связь с родителями”, “работа с родителями”, из ценностно-нейтральной фор...

Основные этапы работы над созданием проекта учащихся начальной школы «Литературный журнал»

При изучении  литературы восемнадцатого века дети приходят к выводу, что детской литературы не существовало. Не было авторов, писавших для детей. Существовал небольшой перечень книг, рекомендован...

Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.

Новые возможности работы с детьми в тандеме психолог + библиотекарь....

Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)

Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...

Требования к ИКТ-компетентности учителя начальных классов для реализации основных положений ФГОС НОО

Цель: получить представления о уровне необходимой ИКТ-компетентности, для реализации учителем начальных классов требований ФГОС НОО.Задачи: в ходе работы обучающимися должны быть решены следующие зада...

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога школы, является коррекционно-развивающая работа. В последнее время число обратившихся, составляют дети с задержкой психического разв...