Программа игрового тренинга «Развиваюсь играя»
план-конспект

Кривощапова Мария Николаевна

Программа игрового тренинга «Развиваюсь играя» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 года жизни) и имеет целью сформировать основы эйдетических навыков, а также развить образную память и творческое мышление дошкольников.

Программа будет полезна практическим психологам и воспитателям доу, учителям начальных классов, педагогам-психологам и родителям, которые интересуются вопросами воспитания и развития детей.

Дошкольное детство - период накопления базовых знаний, формирование умений и навыков. У ребенка появляются новые возможности для анализа и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в коре больших полушарий головного мозга возникают новые связи; накапливаются и систематизируются впечатления и представления о мире.

Решающее влияние на эффективность работы по развитию познавательной сферы дошкольника осуществляет согласованность деятельности психолога и педагогов, их активного совместного поиска адекватных решений в интересах ребенка.

Родители и воспитатели стремятся как можно больше информации заложить в детские головы, ведь надо успевать за развитием современного информационного мира. Детство -благодатная пора, однако, если детскую память перегружать большим количеством учебной информации, да еще и применять метод «многократного повторения», то результат может быть непредсказуемым. Например, ребенок может потерять интерес к учебе или постоянно переутомляться и поэтому быть невнимательным, чувствовать себя истощенным.

Для того, чтобы избежать такой ситуации в обучении ребенка необходимо опираться на психологические особенности восприятия, присущие его возрасту. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок учится, развивается и формируется как личность. Игровая система улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Именно этим требованиям отвечает обучение с помощью эйдетики.

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.

Основным ее правилом является:

Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

Методы эйдетики разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.

Программа игрового тренинга «Играю, представляю, запоминаю» - это цикл специальных развивающих занятий в виде игровых упражнений, заданий, графических упражнений для развития мелкой моторики руки.

Цель программы: сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Программа соответствует современным концепциям психологии памяти, а также методикам интенсивного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 11 «Загадочный мир цифр» из программы тренинга для детей 5-6 лет

Цель: учить запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям.

Упражнение-приветствие

Цель: разминка, снятие напряжения. (дыхательное упражнение)

Игра «На что похожи цифры?»

Цель: развивать фантазию, воображение, внимание, изучить цифры

На доске психолог пишет цифру 7, и дети вслух по очереди рассказывают, на что она похожа (например, флажок).

Затем каждый в своей тетради рисует цифру 7 и дорисовывает необходимые элементы, чтобы получился тот образ, на который похожа цифра 7. Таким же образом рассматривают цифры 8, 9, 10.

Игра «Запрещенный номер»

(развивает внимание, память).

Игроки стоят в кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произношения игрок хлопает в ладоши. Например: запрещен номер 1 и 5 (увеличивать каждый раз). Начинается игра. Первый ребенок хлопает один раз в ладоши, второй говорит «два», третий «три», четвертый «четыре», пятый - хлопает в ладоши 5 раз и т.д.

Упражнение «Формы»

Цель: развитие памяти, способности восприятия формы, активного словаря.

Детям раздаются геометрические фигуры (одному ребенку - одна фигура). Каждый ребенок должен назвать как можно больше предметов, похожих на эту фигуру, например

- Прямоугольник - шкаф, книга, тумбочка ...

- Овал - зеркальце, батон, лицо человека ...

- Круг - солнце, тарелка, мяч, часы, каравай ...

- Квадрат - окно, дом, телевизор ...

Релаксация. Аутотренинг «Я-тучка».

Я маленькая тучка. Я легкая, меня качает ветерок и высоко поднимает в небо быстро-быстро. Я отдыхаю. Меня гладит своими лучиками солнышко, мне тепло, мне приятно, я сильное, смелое, доброе облачко. Ветер принес меня обратно на землю и посадил на стул. Я еще не открываю глаза, я еще отдыхаю. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Все облака открывают глаза, потому что они снова дети, и снова в детском саду. Все улыбнулись. Вы умны, вы веселы, вы отдохнули.

Рефлексия занятия

- Интересно было вам на занятии?

- Что нового узнали?

- С образами каких цифр познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Развиваемся, играя" (2-4 класс)

Рабочая программа кружка по развитию познавательных процессов младших школьников на основе программы Н.П. Локаловой...

Родительское собрание -тренинг "Развиваем внимание"

Начиная обучение в первом классе, ученик сталкивается с первой трудностью, - это необходимостью быть внимательным.Но все ли мы понимаем, что такое внимание? А можем ли мы помочь развить внимание своем...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем, развиваемся» В 1 классе

Задача данного курса состоит в том, чтобы подготовить к письму, т.е. создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 2 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концеп...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Играем и развиваемся.» для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственног...

Дополнительная образовательная развивающая программа социально-педагогической направленности «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет»

Дополнительная общеразвивающая программа «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышл...