Рабочая программа по курсу «Введение в школьную жизнь»
рабочая программа

Свирепова Любовь Александровна

Курс  «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный  образ «настоящего школьника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vvedenie_v_shkolnuyu_zhizn.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное  общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ  Купинская школа - интернат № 1)

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Сохина Т.П.  

                                                           

___________  

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Нестерова Г. В.

_________________  

«Утверждено»

Директор МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Кокарева  О.В.

________  

Рабочая программа

по курсу «Введение в школьную жизнь»

для  специальных  (коррекционных) общеобразовательных  учреждений

педагогов – психологов

Коваленко Валентина Алексеевна

(образование высшее, квалификационная категория: первая)

Зобниной Татьяны Николаевны

 (образование высшее, квалификационная категория: первая)

Свирепова Любовь Александровна

(образование высшее, квалификационная категория: нет)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

  протокол № __1_от «31_»_08. 2021 г.

г. Купино

Пояснительная записка

Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную    жизнь» составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования и авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова, Москва, Просвещение, 2006).

Программа  является пропедевтической для программы начальной школы. Курс рассчитан на 17 часов. Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Курс  «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный  образ «настоящего школьника». Этот курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий  самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как  обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умений договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Данный модуль адаптирован к УМК «Начальная школа 21 века» и УМК «Школа 2100».

В основе программы лежит технология контрольно – оценочной самостоятельности, деятельностный метод, технология учебного сотрудничества.

Цели учебного модульного курса:

- заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;

- оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования;

- создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.

Задачи модуля:

- адаптировать первоклассника к школьной жизни;

- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;

- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

- развитие коммуникативных умений,  умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;

- воспитание интереса к обучению.

Занятия   по  развитию  познавательных   способностей   учащихся.

Актуальность:

  • Занятия  по  развитию  познавательных   способностей и мелкой  моторики  руки  обоснованы  тем,  что в адаптационный период необходимо   помочь  ребёнку  построить  содержательный   образ «настоящего  школьника». В  связи  с  тем,  что  не  все  дети   посещают   дошкольные  учреждения,  родители  не  знают   уровня   развития   своего   ребёнка,  не  могут   подобрать  упражнения,  которые  помогут   ребёнку  улучшить  те  или  иные    познавательные процессы,  эти  занятия,  которые могут проводиться в ГПД, направлены   на  диагностику и корректировку   памяти,  внимания,  моторики  рук.
  •  По  форме,  по  манере  общения  занятия  строятся  как  обучающие  навыкам   учебного  сотрудничества. Усилия  детей   сосредотачиваются   на  освоении  отношений: на  выработке  умения   договориться,  обменяться  мнениями,   понимать и оценивать  друг   друга  и  себя.
  •    Занимаясь  развитием  у  ребёнка  навыков общения и  сотрудничества,  решаются проблемы  эмоционального  неблагополучия  детей  на  этапе  дальнейшей  адаптации  первоклассника к  школе.

Развитие  мелкой  моторики  рук.

Актуальность:

Дети  при поступлении в школу   обладают слишком  разным  уровнем  развития   навыков  изображения,  техники  письма  и рисования..  Поэтому  на  занятиях  поставлена  задача  сформировать   до  определённого  уровня  не только  изобразительные  навыки и  развитие   мелкой  моторики, но и навыки, необходимые  в  школе: понимать и  принимать  поставленную  задачу,  слушать  и  выполнять   указания  взрослого, контролировать  свои   действия и  уметь увидеть  и   поправить  допущенные  ошибки  и  неточности.                

Ребёнка  необходимо  научить регулировать  силу  нажима,  скорость, разках,  равномерность,  слитности, плавности. Необходим  навык  сохранения  направленности  движения, навык  произвольного  изменения   направленности  движения,  навык  правильно положения  кисти  руки.

На  занятиях   ставится  задача  научить  умению  подчинять  движение  инструмента   передаче   любой  формы,  её  конфигурации,  относительно  величины,  пропорции, что  требует   от ребёнка  умения   соразмерять,  подчинять  движения   контролю  взора.

С этой целью на занятиях  дети выполняют различные упражнения: штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, обведение фигур по трафарету или шаблону, выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций  обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание, написание по пунктиру элементов письменных букв.

Общая продолжительность занятия- 35 мин.

Основными разделами данного курса являются:

«Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».

Содержание курса

Знакомство, режим дня школьника, схема класса. Формы устного ответа. Формирование положительного отношения к школе. Знакомство. Знаки «Я» и «Мы», парная форма работы. Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я», оценка.  Лента школьного времени.  Школьные правила вежливости. Противоречие. «Люблю – не люблю»        Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику,  введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка. Обратная связь на уроке. Введение знака «Поднятая рука. Отработка введенных ранее знаков: «+», «-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки. Школьные принадлежности. Взаимодействие в группах. Учимся спорить. Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных. Понятие содержательной оценки.

Введение знака «Вопрос». Умение договариваться. Отработка знаков «+», «-», «?», групповые задания с недоопределенными правилами, адрес  понятность сообщения. Отработка введенных знаков.

Введение знака «Мы готовы!», самооценка, критерии оценки, адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальность. Организация дискуссии. Требования к высказыванию, обобщению. Введение знака «Ловушка». Отработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее. Групповые задания с неопределенными правилами. Ситуация неопределенного правила.Критерии оценки, точка зрения оценивающего.

Праздник «Посвящение в ученики» проводится как итог успешности проведения надпредметного модуля.

Результатами обучения на курсе является формирование навыков работы в парах и группах, навыки развития самооценки, активизация процессов памяти, внимания, развитие мелкой моторики руки, что является необходимым условием для формирования навыков письма.                

Процесс учения обладает рядом признаков:

  • контролируемость (учебное пространство учащегося опосредованно или непосредственно всегда находится в поле деятельности учителя);
  • временной регламент (учебная деятельность ученика всегда определяется расписанием или режимом дня. Регламентируется не только ее начало и конец, но и темп, и ритм);
  • заданность средств, способов действия (есть действия, которые учитель обязан указать ребенку для выполнения задания, есть же задания, где ученик должен осуществить выбор или изобрести для себя новый способ действия);
  • результативность (любая деятельность завершается получением какого-либо «продукта». «Продуктом» УД может быть и сам процесс «делания»);
  • оцениваемость (есть деятельность, которая подлежит оцениванию, а есть действия не предназначенные для оценки).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа курса «Введение в школьную жизнь» позволяет формировать:

личностные универсальные учебные действия:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);

- учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

-уважительное отношение к иному мнению;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

-  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);

- строить сообщения в устной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа,  правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;  

- рефлексия способов и условий действий;

- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.

регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- сличать способ действия  и его результат;

коммуникативные универсальные учебные действия:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра высказывания,

- строить монологическое высказывание,

- вести устный диалог,

- слушать собеседника;

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Тематическое планирование по курсу

№ урока п/п

Тема урока

Цель (цели) урока

Формирование УУД

1

Давайте познакомимся

Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом.

2

Режим дня школьника

Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок».

Познавательные.

Моделирование.

3

Я и мои товарищи

Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.

Познавательные.

Моделирование. Составление схемы, использование значков.

4

Разные формы приветствия

Познакомить с разными формами приветствия.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом.

Личностные.

Формирование основ нравственно-этической ориентации.

5

Учимся оценивать себя

Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки.

Регулятивные.

Оценка с помощью моделей или знаков.

6

Нам хорошо работать вместе

Стартовая диагностика

Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы».

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться.

7

Учимся оценивать себя и товарища

Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.

Регулятивные.

Оценка и взаимооценка.

8

Обратись с вопросом

Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать.

Коммуникативные.

Выстраивание общения с учителем. Формирование умения задавать вопросы.

9

Я в группе

Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого.

Регулятивные.

Самоценка и взаимооценка.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Согласие – несогласие.

Познавательные.

Использование знаково-символических средств.

10

Спорь и возражай

Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному.  Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе. Формулирование собственного мнения и позиции.

11

Правильно и оригинально

Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний.

Регулятивные.

Взаимооценка.

12

Учимся доказывать и аргументировать

Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний.

13

Учимся ясно выражать свои мысли

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний.

14

Мыслим логически

Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью.

Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом.

15

Я – ученик

Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом. Построение понятных для партнера высказываний. Формулировать собственное мнение и позицию.

16

Посвящение в первоклассники. Утренник

Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся.

Коммуникативные.

Формирование основ общения друг с другом.

Регулятивные.

Самооценка.

17

Мониторинг «Готовность к школе» (23.09)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методическое обеспечение: проектор, образовательные диски, дидактический материал

Литература для учителя.

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Безладная. В.Г. Тропинка в школу. Ставрополь: СЕрвисшкола, 2006.
  3. Безладная В. Г. Учись штриховать, печатать, писать. Ставрополь: СЕрвисшкола 2006.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
  5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Ковалева Е.А. Методика изучения адаптации первоклассников // Начальная школа, №7, 1996.
  8. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43.
  9. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
  10. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68.
  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
  12. Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6.
  13. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.
  14. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1994. – 33. с.
  15. Цукерман Г. А., Поливанова К.Н.  Введение в школьную жизнь. Москва: Просвещение, 2006.
  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу «Введение в школьную жизнь»

Конспект урока. Тема «Обратная связь на уроке»...

Модульный курс "Введение в школьную жизнь"

Игры  по адаптацииВведение свода законой школьной жизни...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Программа курса "Введение в школьную жизнь"

Программа адаптационных занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по модульному курсу «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»

        Рабочая программа данного курса  разработана на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале...

Программа курса "Введение в школьную жизнь"

Программа для курса "Введение в школьную жизнь"....

Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» 1 класс

Рабочая программа надпредметного  модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...