Песочная терапия как метод коррекции эмоциональной сферы
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Белякова Инна Владиславна

Песочная терапия предоставляет ребенку возможность избавиться от психологической травмы с помощью перенесения на плоскость песочницы (вовне) своих фантазий и развития ощущения связи и контроля над внутренними побуждениями, что позволяет справиться в процессе игры с основными страхами, а также дает возможность ребенку быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать себя ребенку нужным, общительным.

Цель: улучшение физического и эмоционального состояния учащихся, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе и своих силах, а также открытие творческого потенциала, активизация творческого потенциала.

Задачи:

-Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;

- развитие у детей тактильных ощущений и интереса к сказкам на песке;

- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

- развитие коммуникативных способностей, формирование навыков преодоления конфликтов

-научиться преодолевать негативные переживания.

В ходе занятия используются не только метод песочной терапии, но и применялись методы сказкотерапии, релаксационная музыка, игры и упражнения на сплочение группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов

естественно-математического цикла"

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Городской фестиваль педагогических идей

«И вдохновение, и мастерство»

педагогов-психологов в 2021-2022 учебном году

Участник: Белякова Инна Владиславна

педагог-психолог

E-mail: innaroza@gmail.com

г. Новочебоксарск, 2022

План занятия

Предмет: групповое занятие

Тема: «Наши страхи нам подвластны», песочная терапия как метод коррекции эмоциональной сферы

Продолжительность: 40 минут

Класс (группа): начальные классы (6 человек)

Технологии: мультидедиа, проектор, юнгианские песочницы, набор фигурок, песок, ракушки, камни, бусины, палочки, кувшины с водой, стаканчики, влажные салфетки, проигрыватель.

Аннотация: Песочная терапия предоставляет ребенку возможность избавиться от психологической травмы с помощью перенесения на плоскость песочницы (вовне) своих фантазий и развития ощущения связи и контроля над внутренними побуждениями, что позволяет справиться в процессе игры с основными страхами, а также дает возможность ребенку быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать себя ребенку нужным, общительным.

Цель: улучшение физического и эмоционального состояния учащихся, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе и своих силах, а также открытие творческого потенциала, активизация творческого потенциала.

 

Задачи:

-Снятие эмoциональнoго и мышечного напряжения;

-развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;

- развитие у детей тактильных ощущений и интереса к сказкам на песке;

- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

- развитие коммуникативных способностей, формирование навыков преодоления конфликтов

-научиться преодолевать негативные переживания.

В ходе занятия были использован не только метод песочной терапии, но и применялись методы сказкотерапии, релаксационная музыка, игры и упражнения на сплочение группы.

План занятия

“Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”.
К.Г. Юнг

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира.

В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М.Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д.Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д.Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни.

На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, – появляются многочисленные модификации и формы. В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы – это классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой буквы – это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке и др.).

Этот метод можно использовать с детьми со следующим спектром проблем:

  • Различные формы нарушения поведения;
  • Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;
  • Психосоматические заболевания;
  • Повышенная тревожность, страхи;
  • Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка) и в социальной ситуации (школа);
  • Неврозы.

4. Материалы песочной терапии.

  • ПЕСОЧНИЦА

Существует большое разнообразие типов, форм и размеров подносов или лотков используемых в песочной терапии.

Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Внутренняя часть ящика выкрашена в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека.

Наряду с классической формой песочницы существуют и другие по форме песочницы: круглые, квадратные и другие.

Круглая песочница (мандала) – облегчает сосредоточение на картине. Круглый поднос может быть предложен клиенту, чтобы способствовать снижению его беспокойства и волнения.

Квадратная песочница – провоцирует стремление человека занять ее центр, найти идею, объединяющую все элементы картины.

Прямоугольная песочница – отражает проблемы, конфликты более ясно. Работая с данной песочницей легче собрать психодиагностическую информацию о клиенте.

Песочница должна на 1/3 быть заполнена песком. Песок должен быть: просеян, промыт, просушен и если это необходимо прокален в духовке.

Песок как природный материал загрязняется, поэтому его нужно постоянно просеивать и промывать. После работы с песком обязательно мытье рук.

  • КОЛЛЕКЦИЯ МИНИАТЮРНЫХ ОБЪЕКТОВ

В песочной терапии используются миниатюры различных категорий.
Как много фигурок должно быть в коллекции? Их не должно быть слишком много, но они должны быть символически ценными.
Размер фигурок не должен превышать 8см., фигурки должны быть из разного материала (пластмассовые, металлические, деревянные и др.).
Размещение коллекции миниатюрных объектов:

1-й способ: по группам на открытых полках (швейцарский вариант)
2-й способ: по группам в прозрачных ящиках (английский вариант)
3-й способ: в разнобой на открытых полках

  • ФОТОАППАРАТ

Фотоаппарат необходим для того, чтобы сделать снимок после построения и обсуждения песочной картины клиента. Фотография подноса должна полно отражать все, даже мелкие предметы и сооружения.

        

Песочная терапия предполагает глубинную работу с человеческими чувствами, даёт возможность проанализировать многие стратегии поведения, открывает доступ к зажатым состояниям, актуализирует творчество и исследовательский интерес. В песочной терапии от ребенка не требуется никаких специальных умений. Природные материалы, миниатюрные фигурки дают возможность создавать объемные композиции с приданием образам дополнительных свойств, отражают разные уровни психического содержания, облегчают доступ к бессознательным уровням психики.

Песочная терапия дает возможность обратиться к внутреннему миру, погрузиться в последний для поиска внутренних смыслов, индивидуальных ресурсов и ориентиров, для поиска ответов на актуальные вопросы. В процессе песочной терапии осуществляется доступ к неосознаваемым частям «Я», что, в свою очередь, приводит к высвобождению психической энергии. Метод песочной терапии применяют в рамках развивающих занятий, при недостаточном развитии интеллектуальной сферы, при речевых нарушениях, при эмоциональных нарушениях и др.

Метод песочной терапии позволяет:

- отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;

- на символическом уровне проработать психотравмирующую ситуацию;

 - обеспечить регресс к прошлому опыту для повторного переживания и конечного освобождения;

- изменить отношение к себе, к прошлому и будущему и др.

Работа методом песочной терапии позволяет психологу решать диагностические, терапевтические, коррекционные задачи, задачи творческого развития личности.

Проведение работы психолога с детскими страхами существенно уменьшает негативное влияние страха на общее развитие ребенка.  В работе с детьми основополагающая идея метода заключается в том, что песочная терапия предоставляет ребенку возможность избавиться от психологической травмы с помощью перенесения на плоскость песочницы (вовне) своих фантазий и развития ощущения связи и контроля над внутренними побуждениями. Основной целью песочной терапии является не изменение личности ребенка, и не изменение самого ребенка, а возможность побыть в процессе игры самим собой. Именно в игре ребенок наиболее легко может объяснить свои чувства к другим людям, к окружающему миру и самому себе. Свои желания и чувства ребенком может отразить в процессе игры с наиболее приглянувшейся игрушкой (закопать в песок, убрать, поставить в центр и т.д.). Также в процессе песочной терапии дошкольник может свободно выразить даже самые глубокие эмоциональные переживания, благодаря чему он освобождается от них, и все пережитое не развивается в психологическую травму.

В использовании песочной терапии в школьной среде используются следующие принципы организации деятельности:

- принцип создания стимулирующей естественной среды для того, чтобы ребенок почувствовал себя защищенно и комфортно. В этом случае наиболее вероятно проявление творческой активности школьника. Для соблюдения этого принципа подбирается задание, которое соответствует возможностям, в сказочной форме формулируется подробная и несложная инструкция к игре, поощряется фантазия и творческий подход, полностью исключается негативная оценка идей, результатов, действий школьника;  

- принцип «оживления» абстрактных символов: цифр, фигур, букв и др. При реализации данного принципа формируется и усиливается положительная мотивация к занятиям, усиливается внутренняя заинтересованность школьника;

- принцип «реального проживания», проигрывания разнообразных ситуаций совместно с героями сказочной игры. Данный принцип осуществляет переход от воображаемого к реальному и обратно. Например, оказавшись в роли Спасителя Главной Героини (принцессы, феи, девочки и др.), школьник не только предлагает определенный выход из кризисной ситуации, но и разыгрывает ее в реальности на песке с использованием фигурок. Соответственно, он имеет возможность убедиться в ошибочности или правильности избранного пути.

При использовании песочной терапии необходимо соблюдать условия работы с детьми: наличие специальной подготовки педагога, обязательное наличие творческого подхода педагога к проведению занятий; желание и согласия самого ребенка; отсутствие противопоказаний к проведению песочной терапии.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Ход занятия

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

I. Вводная часть- 5 мин.:

- Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия):

- Ритуал « входа»  в песочную страну.

- Правила работы с песком.

II. Основная часть занятия -25мин:

- Игры и упражнения, которые позволяют активизировать детей, поднять их настроение.

- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, где используется различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию.

- Игры и упражнения, которые сочетают спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев. Психолог (сказочный персонаж) может предлагать ребенку тематическую или сюжетную основу сказочной игры.

III. Заключительная часть -10 мин.:

- Упражнение на релаксацию.

- Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

- Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Ход занятия:
1. Водная часть:

Приветствие

Здравствуйте, ребята.

Психолог (П.) приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы».
Игра «Знакомство»

Цель: установление доброжелательных отношений, повышение самооценки. 

Ход игры

Детям необходимо взяться за руки, каждый должен назвать свое имя и сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно», также называет своё имя и говорит комплимент следующему ребенку.

Ритуал «входа» в Песочную страну:
П.:
 Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!

– Это песочница. Она наполовину заполнена песком. Синие борта – символизируют небо, а дно – воду если песок раздвинуть, то можно создать реки, озера, горы, пещеры и т.д.


А теперь вспомним правила песочной страны.

 «Правила Песочной страны»

Знакомство с правилами поведения в песочнице.

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

( дети повторяют: песок остается в песочнице, миры других не рушим, с собой фигурки не уносим, обо всем можно договориться)

Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах, сплочение группы.

2. Основная часть.

 Упражнение «Знакомство с песочницей»

Психолог: Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительной сказочной страной Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь - в этой песочнице,

/Психолог указывает рукой на стоящую на столе песочницу, снимает покрывало/

 Психолог: А для того, чтобы познакомиться с этой удивительной страной Песка, давайте сядем поудобнее, расслабимся. Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можно помолчать/.

Психолог: Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали?

Дети: ответы детей.

Психолог:   Давайте перемешаем его.  Перетирайте  его  между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его песчинки. Какой он на ощупь?

Дети: мягкий, холодный и т.д.

Психолог: Вам нравиться то, что вы чувствуете?

Дети: Да!

Психолог: Тогда теперь давайте с ним поиграем.

Упражнение «Игра с ладошками»

Психолог: Закопайте свои ладошки в песок и давайте поднимем свои указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. Теперь пошевелите большими пальцами, указательными, средними, безымянными и мизинцами.

/Упражнение проделывается с каждым пальцем по отдельности двумя руками одновременно. Во время игры обращается внимание детей на то, чтобы на поверхности песка «работали» только те пальцы, которые называются,  остальная часть руки должна быть полностью погружена в песок/

Психолог: Игра закончена. Теперь достаньте руки и положите их на песок. Я хочу, ребята, вам открыть один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А вот давайте попробуем!

Игровой комплекс из пальчиковых игр

 «Грабельки» /Положили «грабельки на песок»/

                             Листья падают в саду,

                             Я их граблями гребу.

/Дети растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками/

 «Лодочка» /Соединили ладони/

                           Лодочка плывет по речке,

                           Оставляя на воде колечки.

/Дети выполняют имитационные движения плывущей лодки/

 «Пароход» /подняли трубу/

                            Пароход плывет по речке

                            И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»,

/Дети выполняют имитационные движения по волнообразной траектории/

 «Улитка» /Рисуем пальцами улитку/

                            Я улитку увидала,  

                            И тот час нарисовала.

/Дети указательным пальцем рисуют улитку по нарастающей

в спиралеобразной форме/

 «Осьминожки» /Теперь наши руки - осьминожки./

                            Мы морские осьминожки.

                            Разминаем дружно ножки.

/Дети высовывают руки из песка, собирая кисть руки в «пучок», и снова погружают в песок, разводя пальцы рук/

 Психолог: Закончили. А сейчас попрошу разровнять поверхность песка.

Познакомились с песчаной страной.

Упражнение "Расскажи свой страх"

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают чего они боятся . когда были маленькими.

Игра "Мой страх".

Цель: частичное освобождения от страхов, развитие умения выражать своё эмоциональное состояние.

Ход игры

Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх", сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!

Все проходят на места за песочницы.

Упражнение «Победим страх»

Цель: учить ребенка выражать свои чувства и ощущения, справляться с негативными эмоциями такими, как страх, побуждать к активным действиям.

Ход упражнения

Психолог предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх.

Инструкция: Для того чтобы лучше и точнее его представить, можно на несколько минут закрыть глаза. Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Пусть рука рисует го, что ей захочется. Если вдруг станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебному песку. Окуните и подержите в нём руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.

Затем психолог предлагает поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. Ребята победили свой страх.

Звучит медитативная музыка.

Психолог: Теперь необходимо разровнять песок руками, чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур ракушками.

/Психолог предлагает детям взять ракушки с подноса/

Психолог: Посмотрите, какие у вас получились портреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки: сделаем глаза, нос, рот.

/Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т.п.) свои рисунки на песке/

Психолог: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!

Релаксация

Дети берутся за руки и повторяют за психологом следующие слова: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

/После завершения работы с песком психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/

Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у ваших ладошек?

/Ответы детей: веселое, радостное и т.п./

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам понравилось больше всего? С каким настроением уходите? (ответы детей)

Ребята сидят в кругу, посередине находится песочница. Психолог предлагает каждому из коллекции фигурок, молча, выбрать одну, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести ее туда.

Шеринг упражнения: Каждый по кругу расскажите, что вы внесли в песочницу и почему? По желанию, расскажите о чувствах, которые у вас вызывает вся композиция целиком? Что можно сказать о группе, которая построила данную композицию?

Ребята, но, чтобы снова вернуться в песочную сказку нам нужно сказать волшебные слова. Вы знаете какие? (дети высказываются) придумывают ритуал прощания с песком: поглаживание песка, похлопывание ручек друг о друга, поговариваем придуманные слова прощания.

Теперь ребята, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!

До новых встреч!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы «Песочные истории»

Программа работы педагога-психолога с детьми. Коррекция эмоциональной сферы средствами песочной терапии....

Сказочная история, направленная на коррекцию эмоциональной сферы ребенка с ЗПР

Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка...

"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"

Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников методами арт-терапии

Материал для психологов по использованию средств арт-терапии при коррекции эмоциональных средств дошкольников....