Рисуночная методика Семья на ладошке
тест (1 класс)

Титаренко  Ольга Николаевна

Очень интересная методика Семья на ладошке предназначена для изучения внутрисемейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_na_ladoshke.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуночная методика «Семья на ладошке»

Оценка внутрисемейных отношений имеет огромное значение в работе педагога-психолога и социального педагога. Но, к сожалению, не все дети честно могут ответить на вопросы тестов и диагностик, которые им предлагаются. Необъективные ответы на вопросы, как правило, приводят к искаженному результату диагностики. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит у них на душе. Понять ребенка бывает непросто.
Для того чтобы вы могли глубже заглянуть в душу ребенка и понять, что его тревожит, о чем он мечтает, предлагаем использовать рисуночную методику «Семья на ладошке», помогающую выявить внутрисемейные межличностные отношения. Данная методика может использоваться не только специалистами в школе, но родителями. Она помогает проанализировать отношения ребенка с членами семьи, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Цель: диагностика внутрисемейных отношений.

Материал: стандартный лист бумаги (формат А-4), набор цветных карандашей, стиральная резинка.

Время выполнения: около 30 мин (при групповом занятии – 15-30 мин).

Инструкция. Предложите ребенку, чтобы он обвел свою ладошку и нарисовал на ней семью, при этом использовал и пальчики, и ладошку.

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо конкретных указаний. Если дети отказываются рисовать, говорят, что не умеют это делать, необходимо успокоить их, объяснив, что в данном случае красота рисунка не имеет значения (можно просто написать цифры и под ними указать, кто это из членов семьи).

После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что вам не до рисунка. Пусть ребенок пребывает наедине с самим собой. Тем не менее, незаметно для ребенка понаблюдайте за тем, как он рисует, что рисует, где рисует. Записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования, паузы более 15 сек и стирание деталей.

Беседа с ребенком

После того как ребенок закончил рисовать, с ним проводится беседа. В процессе беседы с помощью наводящих вопросов вы должны попытаться выяснить у ребенка смысл нарисованного, уточнить некоторые детали. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может инициировать тревогу и защитные реакции.

Обычно задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто здесь нарисован?
  • Где они находятся?
  • Что они делают?
  • Им весело или скучно (грустно)? Почему?
  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  • Кто из них самый несчастный? Почему?
  • Почему ты изобразил этого члена семьи именно на том или ином пальчике?
  • Почему ты изобразил этого члена семьи за пределами ладошки?

Для анализа рисунка семьи необходимо также знать возраст ребенка, его братьев и сестер, состав семьи, сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация рисунка

Когда рисунок будет готов, проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной схеме. Если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете выявить всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей:

  • последовательность выполнения задания (с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого забыл изобразить, кого добавил);
  • расположение членов семьи (на каком месте ладошки расположен тот или иной член семьи, на место нахождения ребенка на ладошке);
  • какая цветовая гамма использовалась и т. д.

Значение пальчиков

Указательный палец – власть члена семьи, занимает лидирующую позицию, руководит всеми.

Средний палец – член семьи, который несет ответственность за всех остальных членов семьи.

Большой палец – член семьи, который отвечает за материальное состояние всех членов семьи.

Мизинец – член семьи, которого все жалеют.

Безымяный палец – член семьи, которому меньше всех уделяют внимание.

На ладошке нарисовал – член семьи, который любит быть в центре внимания.

Если ребенок почему-то забывает нарисовать себя, ищите вескую причину в семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя – сигнал конфликта между ним и кем-то в вашем доме или семьей в целом.

Если ребенок почему-то забывает нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов семьи, то, вероятнее всего, не кто иной, а именно «забытый» родственник ребенка и есть источник его дискомфорта.

Если ребенок почему-то вдруг «дополняет» свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных.

Если ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то чаще всего это говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.

Цветовая гамма

Белый. В рисунках он встречается довольно редко, но если ребенок явно проявляет любовь к белой краске, можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Желтый. Можно сказать, что ребенок свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазер и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребенок чувствует себя комфортно в своем окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зеленый – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках темно-зеленый цвет детям недостает внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребенка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый. Чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надежный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребенок стремится отгородиться от реальности.

Красный. Этот цвет противоречив. С одной стороны, он символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремленные, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребенка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребенку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребенка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый цвет, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый цвет – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребенок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий. Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребенок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди – спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонный к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый – цвет фантазеров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Черный. Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках черного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Дети, рисующие черным, переживают стресс, как правило, им необходима родительская любовь, забота и обязательно – консультация психолога.

 

Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно он это делает или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок к ним относится, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данная методика может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуночная методика "Моя семья" диагностикa внутрисемейных отношений

Один из вариантов рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения. ...

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а п...

Вариант рисуночной методики «Моя семья», выявляющий межличностные отношения.

Для того чтобы Вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у Вас нет возможности проконсультироваться с нуж...

Классный час "Ладошка к ладошке"

На классный час я пригласила учеников 2 класса с той целью, чтобы ребята моего класса могли понять, что существует дружба не только среди одноклассников. Хотелось  создать добрые взаимоотношения ...

Проективная рисуночная методика «Вулкан»

Методика «Вулкан» – одна из наиболее интересных, но малоизвестных проективных рисуночных техник в работе педагога-психолога. Цель методики: диагностика эмоциональ...

Рисуночная методика "Человек под дождем"

Документ содержит наиболее полную интерпретацию рисуночного теста, собранную из разных источников....