Педагогическая этика общения
статья

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Материалы для семинара -практикума "Педагогиеская этика общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая этика общения28.34 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                                Талаканская средняя   общеобразовательная школа № 5

                                                       

                                                          Сообщение на

                   СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ

                       « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.

                       РЕБЁНОК - УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ»

                                                           Подготовила учитель начальных классов                        

        Евсейцева С.Г.

Эпиграфом своего выступления выбрала слова А.С. Экзюпери « Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения» Слайд 2

В нашей школе работает большинство педагогов, стаж работы которых уже перешёл 20-летний рубеж. Давайте зададим себе вопрос, что привлекает нас в этой работе.

Игра « Хорошо ли быть учителем?!» Слайд 3

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например: 

Хорошо

Плохо

Учителем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.

Учителем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…

Учителем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.

Учителем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.

Учителем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.

Учителем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы. 

Беседа одна из главных составляющих общения.

Во время беседы очень важно установить контакт, создать атмосферу благоприятную для общения.

Задачи, которые мы ставим перед собой начиная беседу:

1. Настроиться на собеседника.

2.Настроить собеседника на себя.

Существует несколько техник установления контакта.

     Техники установления контакта. Слайд 4

- контакт глаз

- улыбка

- приветствие

- обращение по имени

- открытая поза

- короткая дистанция

- открытые жесты

- подчеркивание значимости…

ЗА ПЕРВЫЕ ПОЛТОРЫ МИНУТЫ РАЗГОВОРА, ВАМ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ТЕХНИК КОНТАКТА.

 Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…” Слайд 5

Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Время проведения. 1 минута

Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.

 Игра « Справочное бюро».  Слайд 6

Цель: совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.

Учителя по очереди выступают в роли «консультанта». «Родители» (остальные участники игры) обращаются за разъяснениями, произвольно выбирая карточки с вопросами.

Примерное содержание карточек

  1. Как ребенка 7-ти лет приучить к самостоятельности?
  2. Мой сын не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?
  3. Ребенок все время играет в компьютерные игры, не хочет заниматься, готовиться к экзаменам. Как его заставить?

( На ответ «консультанта» отводится 1-2 мин. «Родитель в случае несогласия высказывает свое мнение).

Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества учителя).  Слайд 7

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д..)

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Ведущий: Какие качества больше всего ценят в вас ваши ученики, вы узнаете, прослушав магнитофонную запись ответов детей на следующие вопросы:

 

  • Какой бы ты хотел видеть свою учительницу?
  • За что вы любите своего учителя?

Конкурс «Эврика». ( Решение педагогических ситуаций) Слайд 8

Ведущий: Как известно, Архимед воскликнул: « Эврика!», когда ему в голову пришло решение сложной задачи. Посмотрим, как вам удастся решить сложные педагогические ситуации. Начинаем конкурс «Эврика».

        Представьте себе, что Вы в кабинете на перемене чем-то заняты (готовите доску к уроку, выставляете оценки в дневник.ру и т.д.. К Вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:

1. «Они не принимают меня играть!»

2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!»

(Ваша реакция).

Педагогический тренинг. Слайд 9

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Задание 1. Выразительная речь

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

  1. громко,
  2. возмущенно,
  3. радостно,
  4. таинственно.

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

  1. тихо,
  2. громко, ласково,
  3. удивленно,
  4. радостно.

Подведение итогов:  

 Подводя итог нашей игры, мне хотелось бы еще раз вам напомнить о том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм.

        Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца учителя.

В заключении мне хотелось бы вам раздать памятку под названием

« Некоторые условия успеха педагогической деятельности».  Слайд 10

  1. Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствам
  2. Устойчивый авторитет (готовность и желание учителя выслушать, понять, помочь).
  3. Умение заметить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).
  4. Тактичность и корректность по отношению к ребенку. ( Дети не прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).
  5. Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).
  6. Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только  почему-то забывают, что знать – да, понимать – да,  а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому.
  7. Способность понимать и чувствовать другого человека  (необходимо научиться слушать и слышать ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."

Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...

Выступление на педагогическом совете "Общение педагога с родителями"

Часто общение учителя с родителями характеризуется непонима­нием и взаимными претензиями. Отрицательные чувства родителя, возни­кающие от подобного «общения», не способствуют возникновению ж...

Мультимедийная презентация на тему: "Педагогические стили общения"

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирования на этой основе творческих уме...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Этика общения и этикет" для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

Этика общения между родителем и педагогом.

Уровень общения между родителем и педагогом....

Педагогическая этика общения

Материалы к семинару-практикуму "Педагогическая этика общения"...