Программа "Бесконфликтное поведение"
рабочая программа (3 класс)

Данная программа предназначена для развития навыков конструктивного общения у младших школьников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beskonfliktnoe_povedenie.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа №131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

__________________ Л.Н. Ненашева

            «      » ________________2021г.

Рабочая программа

Развитие и коррекция навыков бесконфликтного общения у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

3 «А», 3 «Б» классы

Составитель

педагог-психолог

Курносова Анастасия Олеговна

Санкт-Петербург

2021г.

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

1

Календарно-тематическое планирование

5

Планируемые результаты освоения  программы

6

Условия реализации программы

6

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

7

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Конституция РФ
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Семейный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • ФЗ «Об образовании»
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»
  • Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
  • Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
  • Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  • Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.»
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
  • Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
  • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
  • Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.)
  • Учебный план ГБОУ школы  №131 Красносельского района Санкт-Петербурга  на 2021-2022 учебный год
  • Образовательная программа ГБОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
  • Положение о рабочей программе ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга

Актуальность

                                                       Описание контингента

Программа «Развитие и коррекция навыков бесконфликтного общения у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья», предназначена для учащихся с задержкой психического здоровья, для которых характерны следующие особенности: слабая потребность в общении; эмоциональная поверхностность контактов; трудности в проявлении эмпатии; импульсивное поведение, провоцирующее конфликты; трудности в общении со сверстниками; эмоциональная нестабильность. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в одних случаях - в виде эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, в других случаях -  в виде робости, заторможенности, застенчивости. Младшие школьники с ЗПР прибегают к решению конфликтных ситуаций с помощью следующих способов: агрессия, бегство, регрессия, отрицание.

Наиболее общими отличительными чертами, детей данной категории, представленные А.Я. Анцуповым, являются:

1)  физическая беспомощность, изолированность;

2)  отсутствие знания о стратегиях поведения в конфликте;

3)  завышенная или заниженная самооценка своих способностей или возможностей;

4)  неадекватное стремление к лидерству;

5)  консервативность в мышлении, взглядах, убеждениях;

6)  принципиальность и прямолинейность в суждениях;

7)  специфический набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, возбудимость.

Программа направлена на обеспечение развития и коррекцию коммуникативной сферы  у  детей данной категории, на профилактику и устранение конфликтного поведения, на развитие моделей поведения социально приемлемого выхода из конфликтных ситуаций.

Актуальность

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР является важной причиной, влияющей на коммуникативное взаимодействие их с окружающими. В основе возникновения конфликтов лежат индивидуальные особенности учащихся. В случае с младшими школьниками с ЗПР эти особенности более остро, чем у детей с нормальным психическим развитием, влияют на возникновение, протекание и разрешение конфликтов. Перечисленные особенности непосредственно влияют на адаптацию ребенка в школьном коллективе и вне его. В связи с этим возникает необходимость профилактики конфликтов в детской среде.

 Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы научить ребенка с задержкой психического развития адекватным методам урегулирования конфликтных ситуаций, а также создать здоровый социально-психологический климат и такую воспитательную среду, направленную на уменьшение агрессивности и конфликтности,  где будут учтены все индивидуальные особенности детей данной категории.

Поэтому особо остро встает проблема создания программ, направленных на профилактику конфликтного поведения и   формирование у учащихся  практических навыков решения конфликтов.

Формы и методы проведения индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • психогимнастика
  • элементы ABA
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с ЗПР  младшего школьного возраста.

Занятия с детьми проходят не реже 1 занятия в неделю (20 минут –экстренно  и 30-40 минут планово)

Цель программы:  развитие навыков бесконфликтного общения.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие эмоционального напряжения.
  2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных умений и навыков.
  3. Развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
  4. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям
  5. Формирование социально одобряемых форм поведения.

Структура занятий

Этапы

занятия

Содержание

этапа

Цели

этапа

I

Ритуал приветствия.

Создание условий для сплочения участников.

II

Разминка.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.

III

Основное содержание занятия.

Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм.

IV

Рефлексия прошедшего занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

V

Ритуал прощания.


Окончание занятия.

Формы и методы проведения групповых и индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • элементы песочной терапии
  • психогимнастика
  • элементы ABA
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована учащимся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Занятия с детьми проходят 1 раз  в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Цель

Количество

часов

Сроки проведения

Знакомство

Знакомство, сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие.

1

Мы вместе!

Снятие психоэмоционального напряжение, сплочение детей.

1

Я – особенный!

Налаживание контакта между детьми, развитие позитивного представления о себе и об окружающих.

1

Я и мои эмоции

Развитие способности понимания своих чувств и эмоций

2

Все под контролем

Развитие самоконтроля.

2

Я не злюсь!

Профилактика агрессивного поведения, формирование адекватных способов снятия эмоционального напряжения.

2

Дом дружбы

Способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», осознанию своих обязанностей перед друзьями, воспитание добрых качеств детей.

2

Что такое конфликт?

Дать каждому участнику возможность понять природу конфликта.

2

Отношение к конфликтам

Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные ситуации.

1

Ненасильственное разрешение конфликтов

Поиск решений для характерных конфликтов.

2

Что такое сотрудничество?  

Развитие эпматии, способности договариваться.

2

Мы все такие разные

Развивать чувства самоуважения и уважения других; формировать умение слушать и самовыражаться; воспитывать сотрудничество в классе.

1

Умею слушать и самовыражаться

Формировать умение слушать других и высказываться о себе.

1

Отработка навыков «Я-высказываний»

Отработка навыков «Я-высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

2

Дружный класс

Обучение детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

2

Итог. Потерпевшие кораблекрушение

Обучить процессу выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

1

Итоговое занятие

Определение  психоэмоционального состояния, самооценки детей.

1

ИТОГО: 26ч.

Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.

Планируемые результаты

Программа по формированию бесконфликтного общения у детей младшего школьного возраста предполагает достижения следующих результатов:

- дети способны понимать эмоциональное состояние партнера по общению;

- обучающиеся способны контролировать свое поведение в общении с другими людьми;

- дети способны вести диалог с другими людьми, а также проявлять терпение, уважение, доверие к партнеру по общению;

- обучающиеся способны решить проблемные ситуации без негативных последствий и т.п.

Условия реализации программы

Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:

  • посещение индивидуальных   занятий не менее одного раза в неделю;
  • продолжительность занятий – 20-40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами,  специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

I. Список литературы

  1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Спб., Питер, 2007.
  2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. /А.Я Анцупов . — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержко й психического развития: Учеб/ Л.Н Блинова . – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001.
  4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С.Выготский. – Спб.: Лань, 2003.
  5.  Грехем, Скотт Джини. Конфликты. Пути их разрешения/ Скотт Джини Грехем. – Киев: Внешторгиздат, 1991г.
  6. Дубровина, И.В. «Рабочая книга школьного психолога». /И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е. М. Борисова. – Москва: Просвещение, 1991.
  7. Защиринская, О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с ЗПР. / О.В. Защиринская // Историческая психология иментальность. Детство.Семья.Опыт.Спб,2001.
  8. ЗащиринскаяО.В.Психология детей с задержкой психического развития / О.В.Защиринская.– Издательство: Речь.,2003г.
  9. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. Практическое пособие – М.: Генезис. 2002.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. /Лебединский В.В. Учебное пособие. –М.: Издательство Московского университета, 1985г.
  11. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста / Лямина Л. В.// Педагогика и психология. 2009. № 4 (6).
  12. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст]/ Мамайчук И. И. - спб.: Речь, 2006.
  13. Мамайчук И.И., Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]/ Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Изд. Речь, 2004г.
  14. Мачехина, О. П. Использование методов диагностики в педагогических исследованиях школьных конфликтов. / О. П. Мачехина,–Журнал Мир науки, культуры, образования выпуск № 2 (45) / 2014.
  15. Николаенко, М.С. Особенности конфликтов учащихся начальной школы./ М.С. Николаенко.– Журнал«Социальное воспитание» 2008г.
  16. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие./А.А.Осипова. – М.: Сфера, 2002 г.
  17. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я./О. В.Хухлаева.– М.:Генезис, 2004
  18. Шустова, М.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Шустова М.А. – Журнал«Вопросы психологии». - 1990. - № 2.
  19. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. [Текст]/ Д. Б. Эльконин– М., 1974.
  1. Аудиовизуальные средства:

  1. Экранные средства обучения (зрительный ряд)
  2. Экранно  звуковые средства (учебные видеозаписи).
  3. Схемы, таблицы, наглядные пособия.
  4. Технология мультимедиа (презентации).

                                          Ш. Сетевые источники:

  1. А.Я. Психология (http://www.azps.ru/);
  2. Лицом к лицу с психологией (http://www.psy-vis.ru/ );
  3. Мир психологии (http://www.psychology.net.ru/);
  4. Психология на русском языке (http://www.psychology.ru/);
  5. Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
  6.  Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
  7. Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
  8. Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....

презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...

СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат.     ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....

Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки

Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...