Программа "Осознанное поведение"
рабочая программа (4 класс)

Программа предназначена для формирования навыков самоконтроля и развития ответственного поведения у младших школьников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoznannoe_povedenie.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа №131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

__________________ Л.Н. Ненашева

            «      » ________________2021г.

Рабочая программа

Формирование навыков осознанного поведения у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

4 «А», 4 «Б», 4 «В» классы

Составитель

педагог-психолог

Курносова Анастасия Олеговна

Санкт-Петербург

2021г.

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

1

Календарно-тематическое планирование

4

Планируемые результаты освоения  программы

5

Условия реализации программы

6

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

6

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Конституция РФ
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Семейный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • ФЗ «Об образовании»
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»
  • Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
  • Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
  • Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  • Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.»
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
  • Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
  • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
  • Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.)
  • Учебный план ГБОУ школы  №131 Красносельского района Санкт-Петербурга  на 2021-2022 учебный год
  • Образовательная программа ГБОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
  • Положение о рабочей программе ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга

Актуальность

                                                       Описание контингента

Программа «Формирование навыков осознанного поведения» предназначена для учащихся с задержкой психического развития, для которых характерны следующие особенности: трудности в процессе саморегуляции, непоследовательность, трудности при концентрации и сосредоточении, трудности в общении со сверстниками, эмоциональная нестабильность, незрелость волевого компонента, неумение планировать деятельность, неадекватная самооценка. Дети с ОВЗ зачастую имеют низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы, могут возникать аффективные реакции, которые приводят к конфликтам. Страдают произвольность и  самоконтроль.  Все это вызывает трудности при школьном обучении, а также проблемы с социализацией.

Программа направлена на обеспечение коррекции и оказание помощи детям этой категории в  освоении Общеобразовательной программы.

Актуальность

Именно в младшем школьном возрасте формирование эмоциональной саморегуляции и осознанного поведения выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (в этом возрасте завершается развитие лобных долей коры мозга, которые принимают участие в организации произвольной регуляции деятельности), во-вторых, с социальной ситуацией развития ребенка (с поступлением в школу меняется внутренняя позиция, меняются требования к ребенку со стороны взрослых и пр.). Способность к эмоциональной саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Понимание эмоциональных состояний окружающих людей имеет большое значение при выстраивании моделей поведения. Если ребенок не понимает эмоции и настроение участников ситуации, то это повышает риск неправильного выбора поведенческих и эмоциональных реакций по отношению к окружающим, может возникнуть рассогласованность действий между участниками. Понимание эмоций своих и эмоций окружающих влияет на развитие эмоциональной децентрации, таких качеств как эмпатия, сочувствие. Отсутствие понимания эмоций и состояний окружающих так же указывает на недостаточность развития эмоциональной сферы, что напрямую влияет на развитие произвольного контроля эмоций, когда этого требует ситуация.

Младшим школьникам с ЗПР характерно недоразвитие эмоциональной и волевой сферы. Это в свою очередь мешает развитию необходимого уровня самоконтроля и препятствует началу формирования навыков осознанного поведения. Навыки осознанного поведения – необходимое условие для успешного обучения детей и их социализации.

Поэтому особо остро встает проблема создания программ, направленных на развитие навыков эмоциональной саморегуляции и формирование навыков осознанного поведения.

Формы и методы проведения индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • элементы песочной терапии
  • психогимнастика
  • элементы ABA
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с ЗПР  младшего школьного возраста.

Занятия с детьми проходят не реже 1 занятия в неделю (20 минут –экстренно  и 30-40 минут планово).

Цель программы:  обучить учащихся младших классов навыкам эмоционального контроля и саморегуляции, создать условия для формирования навыков осознанного поведения.

Задачи программы:

  1. Познакомить с понятием «эмоции», научить понимать и различать эмоции с помощью игровых форм;
  2. Развивать умения выражать свои эмоции (вербально; с помощью мимики и пантомимики) и идентифицировать эмоции другого человека;
  3. Совершенствовать у детей младшего школьного возраста навыки и умения с помощью мимики показать свои эмоций и пантомимы;
  4. Обучить учащихся адекватным методам реагирования и выхода из конфликтных ситуаций;
  5. Развивать умения активного слушания;
  6. Обучить приемлемым способам рефлексии и снятия тревожных состояний;
  7. Обучить навыкам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
  8. Формировать активную жизненную позицию.

Структура занятий

Этапы

занятия

Содержание

этапа

Цели

этапа

I

Ритуал приветствия.

Создание условий для сплочения участников.

II

Разминка.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.

III

Основное содержание занятия.

Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм.

IV

Рефлексия прошедшего занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

V

Ритуал прощания.


Окончание занятия.

Формы и методы проведения групповых и индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • элементы песочной терапии
  • психогимнастика
  • элементы ABA
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована учащимся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Занятия с детьми проходят 1 раз  в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Цель

Количество

часов

Сроки проведения

Знакомство

Знакомство с участниками группы. Обучение взаимодействию, самоконтролю, умению работать в команде.

1

Что такое эмоции и как их можно выразить?

Развитие и коррекция представлений об эмоциональных состояниях, развитие способов выражения эмоций (вербально; с помощью мимики и пантомимики)

1

Что влияет на наши эмоции?

Формирование  позитивной установки на возможность регуляции эмоциональных состояний.

1

Мое настроение

Формирование умения регулировать свое настроение.

1

Как найти выход из трудной ситуации?

Формирование умения находить альтернативные решения эмоциогенных ситуаций.

2

Как справиться с эмоциями?

Формирование умения переживать эмоциональные состояния без их подавления.

1

Это мой выбор!

Формирование ответственности за свое поведение и умения представить последствия поступка.

2

Из чего состоит успех?

Формирование установки на активные действия для достижения цели и позитивного отношения к своим способностям.

2

Как победить страх?

Формирование навыков преодоления страхов.

2

Как справиться со злостью?

Формирование навыка конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; снятие психоэмоционального напряжения

2

«Как сказать «нет!», когда это нужно?

Формирование осознанного поведения, снижение страх отвержения группой.

1

Отработка «Я-высказываний»

Отработка навыков «Я-высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

1

Уважаю себя и других

Развитие эмпатии и чувства собственной ценности.

1

Давай мириться!

Развитие эмпатии и умения признавать свои ошибки; обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.

1

Оцени себя сам

Формирование позитивного самовосприятия.

1

Я – особенный!

 Повышение самооценки, уверенности в своих способностях.

1

Ставлю цели правильно!

Формирование навыков самоконтроля, целеполагания.

2

Учимся планировать

Формирование и закрепление навыков саморегуляции.

2

Итоговое занятие

Определение  психоэмоционального состояния, самооценки детей.

1

ИТОГО: 26ч.

Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.

Планируемые результаты

По итогам проведённых занятий предполагается, что у учащихся 4 классов начнут формироваться навыки осознанного поведения: дети будут хорошо распознавать как свои, так и чужие эмоциональные состояния; научатся контролировать свои эмоции  и свое поведение; будут меньше подвержены проявлениям агрессии, тревожности и страхам; получат навыки выхода из конфликтных ситуаций;  смогут эффективнее планировать и контролировать свою деятельность.

Условия реализации программы

Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:

  • посещение индивидуальных   занятий не менее одного раза в неделю;
  • продолжительность занятий – 20-40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами,  специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы


I. Список литературы

  1. Белкина, В. Н. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребенка /B. Н. Белкина, И. О. Карелина // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ - Ярославль, 2003.
  2. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками Спб.: Питер 2-е издание, 2013 г.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. 2008. 464 с.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.
  5. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие: 3-е издание, Питер, 2006.
  6. Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия». 2004.
  7. Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет»/ Ярославль: Академия развития, 2006.
  8. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.
  9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М: Генезис. 2002.
  10. Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - № 1.
  11. Радева Р.Е. «Техники релаксации для детей» // Дошкольное образование. 2002г. №3 с. 13-15.
  12. Саенко Ю. В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. 2010. №3.
  13. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.
  14. Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.

  1. Аудиовизуальные средства:

  1. Экранные средства обучения (зрительный ряд)
  2. Экранно  звуковые средства (учебные видеозаписи).
  3. Схемы, таблицы, наглядные пособия.
  4. Технология мультимедиа (презентации).

                                          Ш. Сетевые источники:

  1. А.Я. Психология (http://www.azps.ru/);
  2. Лицом к лицу с психологией (http://www.psy-vis.ru/ );
  3. Мир психологии (http://www.psychology.net.ru/);
  4. Психология на русском языке (http://www.psychology.ru/);
  5. Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
  6.  Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
  7. Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
  8. Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....

презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...

СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат.     ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....

Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки

Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...