Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы"
рабочая программа

Данная рабочая программа педагога-психолога предназначена для эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР на индивидуальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

                     УТВЕРЖДЕНА

Приказ от _______ 2021 г. № _____

                    Директор ГБОУ школа № 131

  Красносельского района

                     Санкт-Петербурга

             ____________ Л.Н. Ненашева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

для   учащихся  

 (индивидуальное сопровождение)

на 2021-2022 учебный год

Составлена

Педагогом-психологом

Курносовой А. О.

Санкт-Петербург

2021

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

1

Календарно-тематическое планирование

4

Планируемые результаты освоения  программы

5

Условия реализации программы

6

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

6

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Международные:

· Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

· Конституция РФ;

· Закон РФ «Об образовании»;

· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

· Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;

· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;

· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;

· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;

· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);

· Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Актуальность

Данная программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы школьников, как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.

Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются:
• смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
• повышение активности и самостоятельности;
• устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными
нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
• формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.

Формы и методы проведения индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • психогимнастика
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Занятия проходят не реже 1 занятия в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.

Цель программы – коррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ОВЗ.

     Задачи программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности.
  • Формирование учебной мотивации.
  • Повышение уровня самоконтроля, обучение способам релаксациию.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Профилактика агрессивного поведения.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, доступности. Индивидуальный подход и учет возрастных возможностей также имеют исключительное значение.

Структура занятий

Этапы

занятия

Содержание

этапа

Цели   этапа

I

Ритуал приветствия.

Создание условий для сплочения участников.

II

Разминка.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.

III

Основное содержание занятия.

Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм.

IV

Рефлексия прошедшего занятия.

Обмен чувствами, анализ произошедшего на занятии.

V

Ритуал прощания.

Окончание занятия.

При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные психологические методы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, настольная игра,  арт-терапевтические техники,  проблемные ситуации,  релаксационные методы, когнитивные

методы. Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Задачи занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Знакомство. Развитие представлений о себе и о других.

  • Знакомство детей с целями занятий, формой работы.
  • Принятие правил поведения на занятии.
  • Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

1

Принятие себя, формирование доверительных отношений.

  • Принятие своего «Я».
  • Формирование положительной «Я» концепции.
  • Формирование умения доверия.

1

Коррекция тревожности.

  • Проработка страхов.
  • Помощь в преодолении социальных барьеров.
  • Работа со стрессом.

1

 Развитие мотивации.

  • Развитие учебной мотивации, познавательного интереса.

1

Коррекция и развитие эмоциональной сферы и компонентов личности.

  • Обучение пониманию различных эмоциональных состояний и личностных составляющих.

1

Коррекция умения выражать эмоции.

  • Обучение выражению эмоциональных состояний вербально, с помощью мимики и пантомимики.

1

Коррекция эмоциональных состояний.

  • Развитие и формирование базовых навыков психической саморегуляции.
  • Повышение контроля над жизненными событиями.
  • Обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием.
  • Обучение способам релаксации.

1

Коррекция агрессии.

  • Обучение способам работы с гневом и негативными эмоциями.

1

Формирование навыков бесконфликтного общения.

  • Ознакомление с понятием “конфликт”, выработка умения предотвращать конфликт.
  • Развитие умения выходить из проблемной ситуации.

1

Формирование ответственности.

  • Формирование представлений об ответсвенности.
  • Воспитание самоконтроля.

1

Развитие и коррекция нравственных представлений.

  • Выявление нравственных представлений учащихся.
  • Задания на развитие нравственности.

1

Итого: 11 ч.

Объем часов по программе – 11 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.

Планируемые результаты

Повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с нарушением интеллекта, таких как память, внимание, мышление, восприятие.  

Условия реализации программы

Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:

  • посещение группой обучающихся занятий не менее одного раза в неделю;
  • продолжительность занятий – 30-40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

I. Литература:


1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко,  М.: «Академия», 2001.

2. Гаурилюс А.И. Динамика   отношений и представлений о себе и своем социальном окружении учеников начальных классов вспомогательной школы. Журнал «Дефектология» № 2 1995.

3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие, сост. Н.Д. Шматко.

М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

5.Зинина С.М. Специфика и условия оптимального использования классических волшебных сказок в деятельности детского практического психолога. Журнал «Психолог в детском саду» № 1 2006.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

7.Колягин В.А., Овчинникова Т.С. Значение эмоций для полноценного развития аномального ребенка. Журнал «Коррекционная педагогика» №1 2005.

8.Кузьмина Г.И. Проблема исследования Я - концепции умственно отсталых младших школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2005.

9.Леви Г.Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушением обучаемости в школе и дома. С-Пб.: «СМАРТ», 1995.

10.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: «Педагогика-Пресс», 1996.

11.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001.

12.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.

13.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.

14.Психология детей с отклонениями и нарушениями в развитии. Сост. В.М. Астапова, Ю. Микадзе В.  СПб.: «Питер», 2002.

15.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: «Просвещение»,1979.

16.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.

19. Шаповалова О.Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы у умственно отсталых школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2008.

II. Сетевые источники:

  1. Энциклопедия практической психологии. Практические и теоретические материалы (http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya_cheloveka);
  2. Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
  3.  Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
  4. Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
  5. Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
  6. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
  7. Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
  8. Электронная библиотека детской литературы (http://www.kidsbook.ru/);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника

Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора  Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальн...

статья "Особенности эмоционально - волевой сферы младших школьников"

Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Методики эмоционально-волевой сферы

  Существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики: методика «Контурный САТ-Н (Детский аппе...