В помощь молодому специалисту: психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.
консультация (1 класс)

Султанова Илиза Алмазовна

Молодой педагог, обретая классное руководство,часто сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с родителями. Статья поможет узнать о  психологических методах эффективного  взаимодействия классного руководителя и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.

       Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Эффективное сотрудничество классного руководителя с родителями заключается в просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. При этом общение необходимо выстроить в рамках сотрудничества.

       Общение- это многогранный процесс. С точки зрения психологии, общение это  двусторонняя деятельность, предполагающая не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.  В деятельности молодого классного руководителя могут быть трудности в общении с родителями.  Трудности возникают по разным причинам, одна из которых связана с определенным психотипом родителей.  Это родители, которые абсолютно безучастны и, наоборот, родители-контролеры. В первом случае родители не интересуются успехами ребенка, не посещают собрания, лектории для родителей.  Во втором случае, можно наблюдать чрезмерную опеку над ребенком и даже контроль работы педагогов.  Что бы найти индивидуальный подход к каждому родителю можно воспользоваться авторской типологией А.Фокиной «Пять портретов родителей. Как общаться, что бы к Вам прислушались» [1,56]. Автор предлагает 9 вопросов с 5 предложенными вариантами ответов, а также дает подробную характеристику каждого из пяти психотипов и рекомендации по общению с родителями, в зависимости от выявленного психотипа.

        Разница в возрасте между педагогом и родителем так же может быть причиной неуверенности в работе молодого специалиста. Поэтому очень важно иметь позитивный настрой на работу, хорошее эмоциональное состояние.

        Особенность любого индивидуального подхода заключается прежде всего в  желании доброжелательного  общения и в умении разглядеть причины поведения. Каждый родителей вправе думать, что он лучше и больше знает о ребенке, чем кто-либо. Он его воспитал, вкладывал в него материальные затраты и часть своей души. Поэтому важно, в общении с родителями высказать уважение к ним, и ни в коей мере не претендовать на правильность своих суждений в вопросах воспитания. Но как быть, если ошибки родительского воспитания очевидны? Как донести до родителей важность их включения в воспитательный процесс, повышения их педагогической грамотности в вопросах воспитания?

        Прежде всего создать доброжелательную атмосферу в общении. Важно помнить, что классный руководитель и родитель оба взрослые люди, которые могут объединить свои знания, желания, жизненный опыт для коррекции поведения и воспитания ребенка. Первичный прием при общение, это установка контакта глазами. Педагог смотрит на родителя доброжелательно, общение идет в спокойном темпе, без притязаний. Обязательно использование приема «Имя собственное». Обращение к родителям по имени и отчеству показывает воспитанность, культуру педагога.  Хорошим приемом для педагога при наличии  заинтересованности родителя будет вербализация чувств: «Вы чувствуете…», «Вы огорчены». Для того, что бы информация от педагога была услышана родителем, можно подкреплять ее приемом «Профессиональный подход». Классный руководитель изучает предварительно специфику работы родителя, возможные трудности в ней и потом в разговоре с родителем упоминает сравнение трудностей в учебе или поведении ребенка с возможными трудностями в работе самого родителя. Такое сравнение дает возможность взглянуть на проблемы ребенка через призму личностных переживаний.            

       Залог продуктивного общения с родителями- искренняя заинтересованность педагога  в своем ученике. Имея большое сердце, светлую душу, сознание того, что призвание Учителя сеять доброе и прекрасное поможет найти подход к каждому ученику и к каждому родителю!            

  1. Справочник классного руководителя. Электронный журнал, №12, 20019г                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная  и чётко организованная система  сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...

Психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.

В помощь молодому учителю. Секреты успешного взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся....