Значение зоны актуального и ближайшего развития в период адаптации первоклассников.
консультация (1 класс)

 
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей деятельностью выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Важно учитывать зоны актуального и ближайшего развития - великолепное средство не только для прогноза судьбы умственного развития и динамики относительной успешности в школе, но и для комплектования класса, так как в первый класс приходят дети с разным уровнем развития. 
 
Зона актуального развития - это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно.
 
Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений, навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаружившийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зоны актуального и ближайшего развития при адаптации первоклассников к условиям школьной жизни

Зона ближайшего развития - это уровень знаний, умений, навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.

Понятие «Зона ближайшего развития» было введено в психологическую науку Львом Семеновичем Выготским, и считается одним из его самых выдающихся открытий, которое используется в современной педагогике . Педагог призван стоять лицом к ребенку и, основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка.

Зона актуального развития - это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно.

Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений, навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаружившийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием.

Итак, зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с нашей помощью. А завтра не захочет, чтоб ему помогали: то, что сегодня актуально для развития ребенка – уже не требует нашей помощи.

Зона ближайшего развития, в которой возможно сотрудничество учителя с обучаемым, состоит из двух зон:

1. зоны актуального обучения, в которой в каждый данный момент учитель только и может реально оказать помощь тому или иному ученику в обучении;

2. зоны творческой самостоятельности, в которой ученик самостоятельно экстраполирует усваиваемые в сотрудничестве с учителем знания и умения.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности.

Если ребенок решает самостоятельно задачи, рассчитанные на возраст 8 лет, то под руководством он может решать задачи, предназначенные для 10 лет, т. е. зона ближайшего развития должна всегда определяться уровнем актуального развития. Если бы дело обстояло так, то излишне было бы в каждом отдельном случае изучать зону ближайшего развития, потому что она была бы одинаковой. Однако экспериментальные данные показали, что могут быть два восьмилетки и у одного зона ближайшего развития в 10 лет, а у другого — в 9.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей деятельностью выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.

Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Таким образом, анализ зоны ближайшего развития - великолепное средство не только для прогноза судьбы умственного развития и динамики относительной успешности в школе, но и для комплектования класса. В первый класс приходят дети с разным уровнем развития. Некоторые школьники до поступления в школу посещали дошкольные учреждения, ходили на кружки дополнительного образования. Но есть дети, которые не посещали детский сад или другие дополнительные образовательные программы. Именно эта категория обучающихся и вызывает большие трудности в адаптации их к условиям школьной жизни. Они не приучены сидеть за партой, разговаривают во время урока, т.к. не знают элементарных правил поведения на уроке. Поэтому в первые месяцы учёбы важно изучать зону актуального развития, то есть то, что первоклассники уже знают и могут, а затем на основе этих знаний планировать свои действия по расширению зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности.     В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...

" роль диагностики в период адаптации первоклассников"

Диагностический материал в помощь учителю 1 класса . Презентация поможет учителям, работающим в школе без психолога....

Организация уроков в период адаптации первоклассников.

Организация уроков в период адаптации первоклассников....

Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....

Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников

Статья. "Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников". ...