Адаптация первоклассников и дети "группы риска"
методическая разработка

Дмитриева Светлана Андреевна

Уровни адаптации первоклассников и примерный  координационный план работы с детьми "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_i_deti_gruppy_riska.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников и дети «группы риска»

Адаптация ребенка в школе – процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации. Эти составляющие связаны между собой. Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования- всё это возможно при формировании физиологической и социально-психологической адаптации.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. Нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.  При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. Ребенку необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.  Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. 

Примерный        координационный        план        работы        с        детьми        

"группы риска":

Классный руководитель:

  1. Организационная работа:
  • Составление социально-педагогического паспорта класса.
  • Составляет характеристики на детей "группы риска".
  • Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
  • Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  1. Работа с родителями:
  • Осуществляет связь с родителями.
  • Посещает семьи детей "группы риска".
  • Проводит        консультации        для        родителей        (совместно        с        социальным педагогом, психологом).
  • Организует работу с родительским активом.
  • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
  1. Работа с учащимися:
  • Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
  • Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
  • Способствует вовлечению трудных детей в кружки и секции.
  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
  • Занимается трудоустройством учащихся.

Социальный педагог:

  1. Организационная работа:
  • Проводит анкетирование учащихся.
  • Организует встречи с родителями.
  • Участвует в формировании классов.
  • Участвует  в  подборе        классного  руководителя        (совместно        с администрацией школы).
  • Составляет картотеки и сводные таблицы на детей «группы риска"
  • Работа с педагогическим коллективом:
  • Доводит до сведения учителей результаты тестирования.
  • Проводит консультации для учителей-предметников.
  • Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.
  • Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
  • Помогает        классным        руководителям        в        выборе        тематики        для классных часов.
  • Участвует        в        сохранении        контингента        и        предупреждении        "отсева" учащихся.
  • Проводит   деловые   игры   для   отработки  навыков   и  умений педагогов по работе с детьми "группы риска".

  1. Работа с родителями:
  • Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.
  • Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.
  • Проводит консультации для родителей.
  • Готовит сообщения на родительских собраниях.
  • Организует работу с родительским активом.
  • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
  1. Работа с учащимися:
  • Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.
  • Курирует        успеваемость        детей        "группы        риска"        совместно        с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
  • Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.
  • Занимается трудоустройством учащихся.

Педагог-психолог:

  • Проводит диагностику.
  • Проводит консультации для детей и их родителей.
  • Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
  • Дает        рекомендации        на        районную        психолого-медико-педагогическую комиссию (РМППК).
  • Проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.
  • Организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов).
  • Обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
  • Организует летние спортивные лагеря.
  • Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.

Малый педагогический совет:

  • Приглашает для беседы родителей.
  • Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".
  • Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.
  • Выходит (в случае необходимости) с административным письмом в отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • Направляет документацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие образовательные учреждения (специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением).
  • Осуществляет систему контроля за обучением учащихся в школе (классный руководитель, социальный педагог).
  • Оформляет документы (при необходимости) в детский дом,  социальные приюты. Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, социальный педагог.

Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур - органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб (психолого-медико-педагогические консилиумы, центры психолого-педагогической помощи и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно

Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...