Адаптация первоклассников и дети "группы риска"
методическая разработка
Уровни адаптации первоклассников и примерный координационный план работы с детьми "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_i_deti_gruppy_riska.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников и дети «группы риска»
Адаптация ребенка в школе – процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации. Эти составляющие связаны между собой. Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования- всё это возможно при формировании физиологической и социально-психологической адаптации.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. Нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. Ребенку необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Примерный координационный план работы с детьми
"группы риска":
Классный руководитель:
- Организационная работа:
- Составление социально-педагогического паспорта класса.
- Составляет характеристики на детей "группы риска".
- Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
- Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Работа с родителями:
- Осуществляет связь с родителями.
- Посещает семьи детей "группы риска".
- Проводит консультации для родителей (совместно с социальным педагогом, психологом).
- Организует работу с родительским активом.
- Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
- Работа с учащимися:
- Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
- Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
- Способствует вовлечению трудных детей в кружки и секции.
- Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
- Занимается трудоустройством учащихся.
Социальный педагог:
- Организационная работа:
- Проводит анкетирование учащихся.
- Организует встречи с родителями.
- Участвует в формировании классов.
- Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).
- Составляет картотеки и сводные таблицы на детей «группы риска"
- Работа с педагогическим коллективом:
- Доводит до сведения учителей результаты тестирования.
- Проводит консультации для учителей-предметников.
- Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.
- Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
- Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.
- Участвует в сохранении контингента и предупреждении "отсева" учащихся.
- Проводит деловые игры для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми "группы риска".
- Работа с родителями:
- Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.
- Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.
- Проводит консультации для родителей.
- Готовит сообщения на родительских собраниях.
- Организует работу с родительским активом.
- Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
- Работа с учащимися:
- Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.
- Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
- Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.
- Занимается трудоустройством учащихся.
Педагог-психолог:
- Проводит диагностику.
- Проводит консультации для детей и их родителей.
- Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
- Дает рекомендации на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (РМППК).
- Проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.
- Организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов).
- Обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми.
Заместитель директора по воспитательной работе:
- Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
- Организует летние спортивные лагеря.
- Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.
Малый педагогический совет:
- Приглашает для беседы родителей.
- Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".
- Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.
- Выходит (в случае необходимости) с административным письмом в отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- Направляет документацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие образовательные учреждения (специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением).
- Осуществляет систему контроля за обучением учащихся в школе (классный руководитель, социальный педагог).
- Оформляет документы (при необходимости) в детский дом, социальные приюты. Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, социальный педагог.
Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур - органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб (психолого-медико-педагогические консилиумы, центры психолого-педагогической помощи и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно
Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...