Тренинг для педагогов на профилактику эмоционального выгорания
план-конспект

Куулар Саглай Белековна

Профилактика эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zanyatie_treninga.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

1.Кто я?

 Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом "сломать лед" и быстро познакомить участников друг с другом. Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Бумага, карандаши, ручки.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется. Процедура: Каждому члену группы даются карандаш и бумага.

Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте письменно на вопрос: "Кто я?" Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения ("Я-...").

 После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.

2.КОЛЕСО ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА

 Из всех знаний самые полезные те, которые дают нам правильные сведения о нас самих и учат нас управлять самими собою.

Аппий Клавди

Цели:

> проанализировать свои достоинства и недостатки, собственные мотивы, потребности, стремления, отношения;

> проверить, изменение в какой области повлечет кардинальные улучшения во всей вашей жизни;

> закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать достижениям и эффективному функционированию в реальной жизни;

> определить особенности своего поведения и эмоционального реагирования, дисбалансы в планировании и реализации собственных планов;

> вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования. Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: ручки, бланки с подготовленными рисунками кругов, разноцветные фломастеры.

Время: 30-45 минут

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Это упражнение достаточно известное. Его применяют и в терапевтической практике, и в коучинге, и в групповой работе. Тем не менее этот инструмент по-прежнему сохраняет свою высокую эффективность! Некоторые приписывают авторство этого инструмента М. Аткинсон, другие считают, что изобрел «колесо» Пол Дж. Майер...

Человек, у которого одинаково успешно идут дела во всех важных для него сферах жизни, ощущает себя целостной и гармоничной личностью, он полностью доволен жизнью, ему все удается, он ощущает вкус жизни и живет с удовольствием. Красивая картина, правда? Только на практике чаще бывает так, что в жизни имеет место перекос в одну или другую сторону. В одной области человек может быть гораздо более успешен, чем в другой. В результате нет нужного баланса и очень сложно достичь успеха по всем приоритетным направлениям, а значит, и полного удовлетворения жизнью. Несомненно, подобные ситуации надо исправлять, но, прежде чем исправлять, нужно выяснить, где именно перекос. Определить, с какой областью необходимо работать. Для этого и используется техника построения колеса жизненного баланса

ПРАВИЛА РАБОТЫ

Мы приготовили для вас основу для работы: лист бумаги, на котором нарисован круг, поделенный на восемь частей.

Каждая часть обозначает определенную сферу жизни: здоровье, друзья, отношения, карьера и бизнес, финансы, духовность и творчество, личностный рост, яркость жизни.

Каждая часть предполагает проявление признака/ свойства/наполненности/качества от нуля (точка в центре круга) до 10 — максимальное проявление! Этот перечень вы можете «настроить под себя».                                                                           Рубрики могут быть самыми разными. Скажем: умение общаться, возможность путешествий, уровень физической подготовки, владение иностранными языками, семейное благополучие... Запишите в пустых прямоугольниках названия сфер жизни по своему выбору. Именно с ними вы будете работать!

Подумайте, как вы можете с максимальной объективностью оценить каждую из выбранных сфер жизни по десятибалльной шкале. Возле каждого сектора поставьте соответствующую отметку и заштрихуйте эту территорию от центра до границы вашей оценки.

Теперь вы можете: * понять, где вы находитесь сегодня по каждой из важных и ранжированных сфер вашей собственной жизни;

 * поставить перед собой конкретные задачи по развитию личной эффективности и достижений, определив конкретный график и формы работы на день, неделю, месяц.

Важно прислушаться к своему внутреннему голосу, исключительно самостоятельно проставляя баллы по каждому из секторов. Когда эта часть работы будет завершена, закрасьте каждый сектор своим цветом и получите свое «колесо». Можно ли на нем ехать? Гармонично ли оно?

- Какие сферы получились ведущими? Как вы объясните это? Что позволило вам преуспеть в этом направлении?

- Какие сферы требуют усиления, доработки? Напишите сразу план действий на ближайший день, неделю, месяц: каким образом вы планируете усилить эти секторы своей жизни, получить от них удовольствие?

- С усиления и развития какого сектора вы готовы начать прямо сейчас?

- И в любом случае для вас есть хорошая новость: самые «отстающие» секторы в вашей жизни дадут вам максимальный эффект отдачи прямо сейчас! В них —

ваш ближайший потенциал улучшения.

Упражнение на 3-ий день. Направленное воображение «Спокойное место».

  • Расскажите клиенту о технике.

  • Попросите сесть правильно.  

  • Давайте процессуальную инструкцию и организуйте процесс внутреннего видения пациента, говоря инструкцию медленно, размеренно.

  • После проведения техники обсудите результаты.

  • Дайте задание пациенту делать технику самостоятельно.

Текст визуализации «Спокойное место» (там, где три точки – делайте паузу):

  • Сядьте поудобнее… закройте глаза….
  • Настройте дыхание. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, и почувствуйте, как ваше тело расслабляется: руки…, ноги…., туловище…, лицо…. Спокойно дышите и слушайте мой голос…. Ничего вас не будет отвлекать во время этого упражнения и ваша задача следовать за моим голосом…. Вы расслаблены…, ваше тело отдыхает…, дыхание спокойное… и вы чувствуете себя комфортно…. .
  • А теперь представьте самое спокойное место на свете….. Это может быть любое место, которое вы захотите…. Реальное или воображаемое…. Из вашей  прошлой жизни или придуманное вами… Это может быть природа…. Или какое-то помещение… это может быть взято из картинки или фильма…. Маленькое или большое….Любое место, где вы обязательно почувствуете себя спокойно и безопасно. Вы сами можете создать себе это место…. Внутри себя…. Вашим воображением….Кивните мне, если вы представили такое место. Очень хорошо…
  • Теперь рассмотрите  это спокойное место со всех сторон…. Что находиться в нем?…. Мысленно поворачивайте  голову и рассматривайте детали вокруг себя….Что находится  справа?...... – затем поверните голову … Что слева?.... Внимательно рассматривайте все детали, которые находятся в вашем спокойном месте…. Что спереди?..... Что сзади?....
  • Рассмотрите и ощутите все цвета….. может быть запахи….. может быть легкие движения ветра…. В вашем спокойном месте ВСЁ  так как вы хотите…. Вам там комфортно…., приятно находиться….
  • Вы чувствуете себя расслабленным…. Вам хорошо здесь…..
  • Обратите внимание на ваши мысли, которые возникают здесь… - в вашем спокойном месте…. Почувствуйте свое тело…. Как оно отдыхает…. Как расслаблено…..как вам приятно…..
  • Обратите внимание на дыхание – вы дышите ровно и спокойно…. Вы  расслаблены…..
  • А теперь Запомните  это место… Вы в любой момент времени, в любой ситуации, когда захотите…. Сможете мысленно вернуться в свое спокойное место и ощутить себя в безопасности…. Комфортно …. И расслабленно…..
  • Чтобы вы могли в своем воображении в любой момент вернуться и побыть в этом спокойном месте… Назовите это место…………….
  • Теперь вы в любой момент времени….. в любой ситуации      мысленно…. Можете вспомнить и вернуться в это спокойное место и почувствовать себя хорошо………
  • А сейчас мы будем возвращаться….. Я буду считать от  5 до 1…. Медленно…. А вы возвращайте в реальность….. 5……4……3……..2………..1.

Можете открыть глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...

Тренинговое занятие для педагогов"Профилактика эмоционального выгорания"

Тренинговое занятие для педагогов"Профилактика эмоционального выгорания"....

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ...