ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
материал (4 класс)

Шунчева Ольга Валентиновна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
 К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_diagnostika_gotovnosti_rebenka.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

 К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Первая трудность - психологическая.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

Ниже приводится комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень, этот комплекс отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения:

- произвольности;

- саморегуляции;

- теоретического (понятийного) мышления;

- учебно-познавательной мотивации.

Диагностика сформированности саморегуляции.

Фронтально для всего класса на 10 минут даётся задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1- и т.д.), делать в каждой строке перенос, не «заезжать» на поля, писать не на каждой строчке, а через одну.

Оценка результатов: высокий уровень - ученик принимает все правила и удерживает их в полном объёме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное; средний уровень -ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает делать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ на предложение проверить ограничивается беглым просмотром; низкий уровень -ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается.

Диагностика сформированности произвольного внимания.

Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определённое время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить).

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над нами расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

На стоу лежала карта нашего города.

Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

В лесной чаще было тихо и прохладно.

Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок:

 высокий - не заметили 1-2 ошибки; средний - не заметили 3-4 ошибки; низкий - не заметили 5 и более ошибок.

Диагностика сформированности понятийного мышления.

Определение существенных признаков понятий.

 Найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Подчеркни эти слова.

Чтение (слово, глаза, книга, печать, очки)

Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)

Сравнение понятий.

Определить, что между словами общего (очень коротко, из 3-4 слов).

Дождь-град, нос-глаза, сумма-произведение, водохранилище-канал, предательство-трусость.

Исключение понятий.

Какое лишнее? Подчеркни его.

Дуб, дерево, ольха, ясень.

Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Смысловое соотнесение понятий.

 Два первых слова находятся в определённой связи. Третье и одно из пяти слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найди и запиши это 4 слово.

Волк: пасть = птица: ? (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)

Птица: гнездо = человек: ? (люди, рабочий, птенец, дом, разумный)

Холодно: горячо = движение: ? (взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти)

Война: смерть = тепло: ? (дыхание, жизнедеятельность, вещество, температура, гибель)

Роза: цветок = газ: ? (кислород, дыхание, горение, состояние вещества, прозрачный)

Оценка результатов. За каждый правильный ответ -1балл.

Высокий - 20 - 16 баллов, средний - 15 - 11, низкий - меньше 10 баллов.

Диагностика мотивационной сферы.

Отношение к учению.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос».

Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

Какой день недели ты больше всего любишь? Почему?

Что в школе для тебя самое интересное?

Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

Что в школе для тебя самое неинтересное?

А что самое неприятное? Почему?

Высокий - общее положительное отношение к школе, доминирование познавательных интересов, отсутствие отрицательных переживаний; средний - при общем положительном отношении к школе, доминировании познавательных интересов всё же выявлены области отрицательных переживаний; низкий - общее отрицательное отношение к школе, доминирование внеучебных интересов, отрицательные переживания.

Мотивы учебной деятельности.

Инструкция: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов».

1. Учусь потому, что на уроках интересно.

2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.

3. Учусь потому, что хочу больше знать.

4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать.

5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь потому, что нравится учиться.

8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.

9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки.

10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.

11. Учусь потому, что узнаю много нового.

Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы:

Познавательные (1, 7, 11 вопросы).

Социальные:

- широкие социальные (3, 4)

- узкие социальные (6, 10)

- избегание неприятностей (2, 9)

- ориентация на одобрение (5, 8)

Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов.

Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов.

Высокому уровню соответствует высокий уровень общего отношения к школе и преобладание познавательных мотивов учения.

Среднему уровню - средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения.

Низкому уровню - низкий уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения ( в основном преобладает мотив «избегание неприятностей».

Общий вывод по результатам диагностики.

На основании анализа сформированности всех психологических новообразований делается общее заключение о готовности 10 -11- летнего ребёнка к переходу на II ступень школьного обучения.

Высокая готовность - ученик выполнил все предложенные задания на высоком уровне;

Средняя - ученик выявил либо средний уровень сформированности всех новообразований возраста; либо низкий уровень сформированности одного-двух

 новообразований при высокой сформированности остальных;

Низкая - ученик выявил низкий уровень сформированности всех новообразований возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)

Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено

Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень...

Набор тестов для определения готовности четвероклассников к переходу в среднее звено

Диагностика сформированности произвольного внимания. Диагностика сформированности саморегуляции. Диагностика сформированности понятийного мышления. Диагностика мотивационной сферы...

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...