План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО
материал

Сафина Эльмира Зинатулловна

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной  образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

 Задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;      
  • формировать у школьников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;  
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                             

План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО 

 

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной

 образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

 Задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.           
  • формировать у школьников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;  
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.  

 

 

Задачи 

 

Содержание работы 

 

Класс 

 

                    

         Используемые методики

                                     

Сроки проведения 

Ответственные 

 

                           Диагностические мероприятия                                    

  

Определение психологической 

  

  

                                     

                                     

  

  

 

         1

готовности к школьному обучению и выявление 

Комплексная диагностика 

 

         1 

Методика «Определение готовности к обучению в 

школе» Л.А. Ясюковой                     

Сентябрь -

Октябрь  

 

 

         психолог

 

 

учащихся потенциальной группы риска 

учащихся 

 

 

 

                                     

                                     

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение уровня развития личностных УУД

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика уровня сформированности

мотивации, внутренней позиции

 

 

 

 

 

1

 

«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

апрель

 

учитель

психолог

3

 

2

 

«Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой)

                                     

Сентябрь - ноябрь

психолог

учитель

        4

 

         3

 

«Какой Я?» (модификация методики           

О.С.Богдановой)                       

Сентябрь - ноябрь

психолог

учитель

  5

 

 

  4

 

 

Методика самооценки «Дерево»           

(авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко) «Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой)

         Сентябрь - ноябрь

 

         психолог

учитель

 

 6

Диагностика уровня сформированности

нравственно-этической позиции

 

         1

Задание на норму справедливого распределения

                                     

апрель

 

психолог

учитель

 7

 

         2

 

Задание         на         оценку         усвоения         нормы

взаимопомощи                               

Сентябрь - ноябрь

психолог

учитель

8

3

Анкета «Оцени поступок»             

Сентябрь -

психолог

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

ноябрь

 

 

 

учитель

 

 

 

9

 

4

 

«Что такое хорошо и что такое плохо»

 

Ноябрь

 

психолог

учитель

10

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

Определение уровня развития

метапредметных УУД

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

Диагностика уровня сформированности

регулятивных УУД

 

 

 

1

 

Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой)

апрель

 

психолог

учитель

 11

         2

«Проба на внимание (буквы)» (П.Я.Гальперин)

 

октябрь

 

психолог

учитель

 12

 

         3

 

 

«Проба на внимание (текст)» (П.Я.Гальперин)

 

 

октябрь

 

психолог

учитель

13

 

4

 

«Анкетирование учащихся» (сост. Н.Ю.Яшина)

 

октябрь

 

психолог

учитель

 

14

 

 

 

 

 

  

 

 

Диагностика уровня сформированности

познавательных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Методика «Кодирование» (11-й субтест

Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка)

 

 

 

апрель

 

 

психолог

учитель

 

15

 

2

 

Методика «Выделение существенных признаков»

октябрь

 

психолог

учитель

  16

 

 

  3

 

 

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия,

Л.С.Цветковой)

  

октябрь

 

 

психолог

учитель

 

 

 17

 

 

 

 

 4

 

 

 

Исследование способности к умозаключению

Методика " Простые аналогии"

Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-

6 классах (Методика Л.А.Ясюковой)

октябрь

  

апрель

 

учитель

  

психолог

 

18

 

 

 

 

Диагностика уровня сформированности

коммуникативных УУД

 

 

 

1

 

Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)

 

апрель

 

психолог

учитель

19

 

2

 

Методика «Дорога к дому»

 

сентябрь

 

психолог

учитель

20

 

3

 

Методика «Кто прав?»

 

октябрь

 

психолог

учитель

21

 

4

 

Методика «Ваза с яблоками»

(модифицированная проба Ж.Пиаже)

октябрь

 

психолог

учитель

                          Психопрофилактические мероприятия и психологическое просвещение                  

1

 

Оказание помощи первоклассникам в

Адаптационные часы сказкотерапии «Лесная

1

 

Коррекционные  сказки  из  пособия  «Лесная школа» (М.А. Панфилова)

I – II

триместры

психолог

учитель

 

 

адаптации к школьной жизни

        школа»          

         

 

 

                                                               

                                                               

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

Поддержка одаренных учащихся

 

 

        Совместная с          

учащимися проектно-   исследовательская           деятельность           

1

2

3

4

                                                               

                                                                 

Методика «Я – исследователь» (В.И Савенков)

                                                                 

                  

В течение учебного года

 

учителя

начальных

классов

 

 

  3

 

 

 

 

Психолого- педагогическая поддержка учащихся в ситуации школьного обучения

         

         

Занятия в рамках курса   

«Умники и умницы»   

         

                   

1

2

3

         4

                                                               

                                                                 

        Пособие         «Юным         умникам         и        умницам»

        (О.А.Холодова)                                                       

                                                                 

                                                                                                                                  

 

         В течение  учебного года

 

 

 

учителя

начальных

классов

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

Общее ознакомление учителей 1-х классов с результатами психодиагностики первоклассников

 

        Групповое          

консультирование           педагогов по           результатам           психодиагностики           первоклассников           

 

 

 

 1

 

 

 

 

 

                                                               

                                                                 

Рекомендации Л.А Ясюковой по подготовке аналитического   материала    результатов психодиагностики учащихся         

                                                                 

                                                                                                                                  

 

 

          -          Ноябрь  декабрь

 

 

 

 

завуч по УВР

начальной школы,

психолог,

учителя 1-х классов

 

 

  

5

 

  

  

 

 

Повышение психологической культуры родителей, предупреждение проблем школьной  дезадаптации учащихся

        Групповое           

консультирование           родителей учащихся   (родительские           собрания)            

         

         

 

1

2

3

         4

 

 

 

Рекомендации ЛОИРО по тематике и проведению родительских собраний     Анкета «Отношение родителей к введению   ФГОС НОО. Наличие условий для качественной

                   

        реализации новых стандартов»                         

                                                                 

                                                                 

                                                                         

 

 

В течение учебного года

 

  

 

 

 

 

  

психолог

 

  

  

 

 

 

 

  6

 

 

 

 

 

Повышение психологической культуры родителей, предупреждение проблем школьной дезадаптации учащихся

Тренинг для родителей   учащихся начальных   классов «Эффективное   взаимодействие           родителей и детей»           

         

 

1

2

3

         4

 

                                                               

                                                                 

Программа «Эффективное   взаимодействие родителей и детей» (составитель Н.В.

        Варламова)                                                                 

                                                                                                                                  

                                                                 

 

 

В течение          учебного

года

 

 

 

 

 

  

психолог

 

 

 

 

 

 

 

Повышение

        Семинар «Детская          

 

 

 

                                                               

                                                                 

 

 

завуч по

7

  

 

психологической  культуры педагогов

агрессивность: причины,  проблемы и пути           профилактики».           

 

 

  

 

                                                                 

                                    

2016г.

  

 

учебной работе

         психолог

                                   Индивидуальное консультирование                                              

 1

 

 

Организация учебной и воспитательной работы в соответствии с

        Индивидуальные          

консультации учителей   начальной школы   

1

2

3

         

Методика  «Диагностика  стилей педагогического общения»           

                                                                 

         В течение  учебного года

 

психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

                                                               

               

                                                               

                                                               

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

Оптимизация семейных взаимоотношений

 

 

Индивидуальные консультации

родителей учащихся начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Методика         «Анализ          семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер)                     

Проективные методики в зависимости от выявленной проблемы           

В течение          учебного          года

 

 

 

психолог

 

 

 

 

 3

 

 

 

Предупреждение проблем школьной дезадаптации

 

Индивидуальные консультации

учащихся начальных

классов

1

2

3

4

                                                               

Проективные методики в зависимости от выявленной проблемы           

                                                                                                                               

         В течение  учебного года

 

 

 

психолог

 

 

 

                                   Коррекционные мероприятия                                                      

 

 

 

1

                                                               

 

 

1

 

 

Коррекция трудностей в

обучении и поведении

 

Групповые занятия с детьми «группы риска»

 

2

3

4

тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Р.Кеттелла   

                                                               

                                                               

ноябрь -

апрель

 

психолог

 

 

 

 2

 

 

 

 

Коррекция трудностей в обучении и поведении

 

 

Индивидуальные занятия с детьми

«группы риска»

 

1

2

3

4

тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Р.Кеттелла   

                                                                                                                               

                                                               

 

ноябрь -

апрель

 

 

 

 

психолог

 

 

 

                          Организационно-методические мероприятия                                      

 

 

Составление плана

 

                                                               

 

 

 

1

 

 

 

Планирование деятельности

 

 

психологического сопровождения

учащихся начальных

классов

 

 

 

 

 

 

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (А.Г.Асмолов)   

                                                               

                                                               

 

сентябрь

 

 

 

 

психолог

 

 

 

 2

 

 

Планирование деятельности

 

Подготовка диагностического инструментария

 

 

 

 

 

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (А.Г.Асмолов)   

                                                               

в течение

учебного года

 

психолог

 

 

 

 

Планирование и

 

                                                               

 

 

3

 

 

Планирование

деятельности

 

разработка программ коррекционных занятий с учащимися

 

  

 

                                                               

               

                                                               

ноябрь

 

 

психолог

 

 

4

Повышение

Разработка

 

        На         основе         рекомендаций         И.В.Дубровиной,

         в течение

психолог

 

психологической

рекомендаций для

 

А.М.Прихожан, А.Г.Шмелева

учебного

 

 

компетентности

родителей, учащихся и

 

 

года

 

 

 

 

участников образовательного процесса

педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

 

 

 

 

 

 5

 

  

 

Отслеживание динамики развития личностных, интеллектуальных

особенностей учащихся

 

диагностики,

подготовка

заключений по итогам психодиагностики учащихся

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

  

 

в течение

учебного года

 

 

 

 

психолог

 

  

 

 

Осмысление

Подготовка

 

 

в течение

 

6

результатов работы в

аналитических

 

 

учебного

психолог

 

течение года

справок, отчетов

 

 

года

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....

Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.

Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...

"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....