Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Буренкова Ирина Михайловна

Занятие  направлено  на  развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.

Упражнения,  включенные в  занятие  способствуют  формированию общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;  формированию навыков общения,сотрудничества

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2Г. ЮРЮЗАНЬ»КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  

456120, Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Советская, 22.

телефон: 8(35147)2-57-50

e-mail: yuruzan2@yandex.ru

ОКПО 45655098  ОГРН 1024700756910 ИНН/КПП 7410004876/745701001

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Занятие разработала:

                                                                                               

                                                                                         Педагог-психолог

                                                                                        Буренкова И. М.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Автор: Буренкова Ирина Михайловна

Место работы: МОУ «СОШ № 2 г. Юрюзань» Катав–Ивановского Муниципального района

Должность:педагог-психолог

Категория обучающихся: дети с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Цель занятия: развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- формирование общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- формирование навыков общения,сотрудничества

Коррекционно-развивающие:

- развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления, воображения,зрительного, слухового и тактильного восприятия.

- закрепление умения передавать ощущения в вербальной форме;

-коррекция крупной и мелкоймоторики;

- стимулирование поисковой и творческой активности;

Коррекционно - воспитательные:

- воспитание дружелюбного отношения друг к другу, навыков конструктивного взаимодействия,

- профилактика психо-эмоционального напряжения и тревожности, формирование уверенностивсебе.

Структуразанятия:

Вводный этап занятия включает в себя ритуал приветствия, целеполагание, создание благоприятного психологического климата.

Коррекционно-развивающий этап занятия включает активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из развивающих, двигательных,коммуникативных упражнений и релаксации.

Заключительный этап занятия включает в себя подведение итогов - рефлексию, получение обратной связи, ритуал прощания.

Методы используемые на занятии:

  • коррекционно - развивающие игры и упражнения;
  • творческие игры и задания;
  • релаксационные паузы и моменты;
  • арттерапия (парное рисование красками: акварель, гуашь, карандаши)

Оборудование:

музыкальный центр идиски с аудиозаписями («шум моря и крики чаек», «звук корабельного колокольчика», спокойная музыка);

модульный массажный коврик;

 сенсорные коробки;

«волшебный» мешок;

бланкис изображением кораблей;

бланки дляиндивидуальной работы;

карандаши, мелки,краски;

карточки пометодике Г. Домана «Морские обитатели»;

наборигрушек наморскуютематику.

Ход занятия:

  1. Вводный этап занятия

Цель: приветствие, создание положительной атмосферы на занятии, формирование мотивации.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет интересное занятие, мы совершим увлекательное путешествие, а сначала давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю поздороваться, но не просто так, а называя друг друга по имени ласково.

-Собрались ребята в круг

Слева-друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

II. Коррекционно-развивающийэтап занятия.

- А хотите узнать куда мы с вами отправимся? Мы сейчас попробуем угадать.Для этого нам понадобится «волшебный» мешочек (приложение …).

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: стимуляция сенсорной сферы, включение аналитических процессов, обобщения, развитие тактильных ощущений.

 Педагог показывает «волшебный мешок», знакомит с правилами выполнения задания.

 - Вы будете по очереди доставать предметы измешочка,но прежде, чем показатьпредметвсем, ощупайте егои расскажите, какой он, а мы попробуем отгадать (психологпоказывает пример).Дети описывают предметы (ракушка, морская звезда, морские камушки, рыбка….). По завершению участники должны сказать,какое слово объединяет все эти предметы (ответ «море»»).

-Правильно! Итак, мы с вамиотправимся на морскуюпрогулку.

Релаксационное упражнение «Морская прогулка»

Цель: снятие эмоционального, телесного напряжения, профилактика тревожности.

Звучит музыка сшумом моря,криками чаек.

- Ребята, располагайтесь поудобнее,можете лечь на ковер. Ложимся на спину, руки свободно лежат вдоль туловища. Хорошо, если вы закроете глаза. Дыхание ровное, спокойное. Вдох-выдох (2 раза). Расслабляются мышцы лица, плеч, туловища, рук, ног. Вдох-выдох. Представьте, что мы гуляем по берегу моря (Пауза.) Ваши ноги касаются сухого теплого песка и слегка утопают в нем. Вы вдыхаете свежий речной воздух. Можете опуститься на колени и порисовать на песке (Пауза.) Присмотритесь, какого цвета, формы, величины получился твой рисунок. (Пауза.). Вы пересыпаете песок из одной руки в другую, песок медленно струится между пальцами (Пауза.) Вы ложитесь на песок и видите голубое небо. Вам хорошо и приятно. Прислушайтесь, как шумит море. Вы успокаиваетесь и чувствуете уверенность в себе. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Проснулись, потянулись и улыбнулись. Открываем глаза и возвращаемся в нашу группу.

Упражнение «Парное рисование»

Цель: Коррекция и развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, развитие воображения.Формирование навыковобщения,сотрудничества, стимулированиежелания высказывать свое мнениеи прислушиваться кмнениюдругих.

Задание: Ребята,нарисуйте картину,которую вы представляли,когда лежали с закрытыми глазами. Будем работать в парах, обсудитевашу картину и приступайте к рисованию.

Рисование выполняется под спокойнуюмузыку.

По завершению ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, что у них получилось.

-Отлично! Вы молодцы!

Упражнение «Скалистый берег»

Цель: дать детям побывать в роли помогающих, а значит, сильных;формирование атмосферы взаимной поддержки, преодоление страха.

 - А сейчас мы пройдем к нашему кораблику, но путь к нему не прост. Нам нужно пройти вдоль скалы, по тонкой, кривой дорожке. Намнадо пройтивзявшись за руки. Оступаться нельзя, ведь внизу шумит море, зато можно друг другу помогать (дети проходят, взявшись за руки по дорожке так, чтобы не сойти с нее).

- Молодцы! Я вижу, вы все очень старались.

Итак, мы с вами садимся в наши корабли и начинаем плавание поморю.

Серияупражнений наразвитие познавательнойсферы.

Задание 1.«Сделай одинаковыми»

Цель: развитие общеинтеллектуальных умений: анализа, сравнения, зрительного восприятия.

Дети работают с индивидуальными бланками,  в которых нужно  все кораблики сделать  одинаковыми (приложение…).

Инструкция:Сделай все кораблики одинаковыми.

Задание 2.Игра "Хлопни - топни"

Цель:развитие функции внимания, навыков классификации, умения удерживать инструкцию,коррекция двигательной сферы.

1 серия. Психолог называет ряд слов. Когда назовет слово, обозначающее морское животное, дети должны хлопнуть в ладоши.

Предлагаемые слова: стол, вилка, карандаш, акула, дорога, чашка, береза, осьминог, малина, кровать, медуза, море,краб, воробей, тетрадь, рыба.

2 серия. Дети должны топать ногами, когда услышат слово, обозначающее домашних животных.

Предлагаемые слова: овечка, диван, кофта, собака, дуб, слон, стена, автобус, корова, шкаф, кошка, молоко, суп, книга, котлета, свинья.

3 серия. Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слово обозначающее морское животное и топать ногами, когда услышат слово, обозначающее домашнее животное.

Предлагаемые слова: лошадь, медуза, стул, корова, осьминог, шапка, кит,коза, дельфин, белка, сосна.

Задание 3. Упражнение с карточками Г. Домана «Морские обитатели» (приложение …).

Цель: развитие кратковременнойпамяти и внимания.

Психолог раскладывает карточки в ряд, дети в течение 20 секунд смотрят и запоминают последовательность, затем воспроизводят (сначала ряд состоит из 3 карточек ,затем задание постепенно усложняется до 7 карточек).

Задание 4. «Морские жители» (упражнение с сенсорнымикоробками)

Цель: расширение представлений об окружающем мире, коррекция эмоциональной сферы, обучение способам выражения эмоций, переключение эмоций.

Детям предлагается по очереди доставать из сенсорных коробок морских животных. Ребенок должен назвать животное, а психолог дает краткуюсправку о повадках этого животного. После дети вместе изображают животное.

Акула: дети делают устрашающие, напряженные лица, расставляют руки, имитируя челюсти акулы. Затем расслабляются («Акулы уплыли по своим делам. Теперь можно расслабиться!»).Дети встряхивают кистями рук, делают глубокий вздох.

Осьминог: дети становятся в тесный круг спинами друг к другу, руками и ногами изображая щупальца осьминога.

Медуза: Дети медленно передвигаются по комнате, плавно поднимают руки вверх и вниз, тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное.

Рыбки: Мягкие движение кистями рук (плавники), хаотичное движение по комнате под музыку.

III.Заключительный этап занятия. Рефлексия.

Упражнение «Смена ритма»

Цель: включение учащихся в общий ритм, снятие излишнего мышечногонапряжения.

Психолог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз,

два, три … Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором

считают: раз, два, три…. Постепенно психолог, а вслед за ним и дети,хлопают все реже, считая все тише и медленнее.

Итак, ребята, мы совершили замечательное путешествие.

Давайте подведем итог и вспомним, что мы сегодня делали,а для этогоу меня есть буквы-подсказки (цель упражнения: развитие словесно-логическогомышления,рефлексия)

Р - рисовали

И - играли

О – отдыхали

У – узнали новое

Ф – фантазировали

Нашкорабль приплылк берегу, нам нужноброситьякорь.

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то возьмите якорь зеленого цвета, если не понравилось – красного, если вам было скучно – желтого. Можете рассказать,почему вы выбралиякорьтого или иногоцвета.

Вы молодцы! Занятие закончено!


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)

Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...

Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....