Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе
методическая разработка (1 класс)

 Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

 

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

         В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

         В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.

         Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 

         Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

         Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

     Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

         индивидуальных особенностей ребенка;

         уровня готовности к школе;

         степени развития социальных навыков.

     Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

     Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

         установлен контакт с учителем;

         ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

         налажены отношения с одноклассниками;

         ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

         владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка. Это особенно актуально для первоклассников с ОВЗ и НОДА.

     Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

         Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

         Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

         Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

         Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

         Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

     При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

         организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями первоклассников;

         создание комфортных условий для общения;

         проведение оздоровительно-профилактической работы;

         организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;

         соблюдение санитарно-гигиенических требований;

         организация активного досуга во внеурочное время;

         формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;

         проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

     Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

     В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

         хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

         уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;

         негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

         вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

         проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

     Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

         диагностика;

         адаптационные и корректирующие занятия с детьми;

         работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

         наблюдение;

         методику изучения учебной мотивации;

         метод Люшера;

         методику «Домики»;

         методику «Лесенка»;

         методику изучения школьной тревожности;

         рисуночную методику «Рисунок человека»;

         анкету «Внутренняя позиция школьника»;

         социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

         общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;

         групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка  и развитие индивидуальности ребенка.

    Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.   

 

Рассмотрим также организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ:

 

       Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к детям с ограниченными возможностями. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучения, социальной адаптации и интеграции ребенка является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах. Острота проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей, имеющих инвалидность, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки.

     Социальный статус детей с ограниченными возможностями определяется рядом факторов, в том числе характером отношения к ним со стороны общества.

     Одной из главных задач деятельности дополнительного образования - социализация и адаптация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми – инвалидами, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких им людей, но и общества. Я полагаю, что только в тесном сотрудничестве можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.

     Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.

     Практика выявила, что у детей с ограниченными возможностями здоровья налицо дефицит общения со здоровыми сверстниками, что приводит к затруднению социальной адаптации и формированию комплексов.

     Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями используются различные методы и формы обучения и воспитания.

     Социализация и адаптация детей с ОВЗ проводится в небольших классах -6-8 человек . В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения. Особое значение в социализации и адаптации детей с ОВЗ придается творческой деятельности посредством артпедагогики и музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры в музыкальном кружке, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми.

     Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, для успешной социализации и адаптации детей содействует организация досуговой деятельности. Для детей проводятся творческие конкурсы, детские праздники. Все это способствует успешной социализации и адаптации, развитию и самоутверждению среди сверстников.

     Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы, особого подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка.

     Наша школа располагает многими возможностями для успешной социализации и адаптации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательной и воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.

     На занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному искусству творческая деятельность используется не только как средство художественного развития и формирования художественной культуры, но и как средство, оказывающее на детей лечебное воздействие, являющееся способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Посредством изобразительного искусства у детей развивается дополнительная возможность открыть новые жизненные аспекты душевной и практической стороны жизни.

     Очень важно - создать развивающую среду. В уютном психолого – педагогическом комфорте развиваются таланты наших обучающихся, положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Работа педагогов и психологов с детьми и их родителями  и законными представителями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, в учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта не только с ребенком, но и его и родителями и сверстниками ( «Родительский клуб»). Многие наши мероприятия направлены на осознание своих человеческих качеств, формирование воспитанников не смотря на свои недуги, заболевания доброты, отзывчивости, что для нас является приоритетным.

     Большое внимание уделяется всестороннему воспитанию детей, приобщению к социально-культурной жизни.

     Развитие ребёнка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участие  родителей и законных представителей в их физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

     Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, выставках, фестивалях, праздниках помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности.

     Дети с отклонениями в здоровье наряду со здоровыми детьми активно участвуют в разноуровневых конкурсах, фестивалях, выставках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"

Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе....

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...

Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...