Формирование положительной мотивации к учению
статья

Назарьева Ирина Владимировна

Статья " Формирование положительной мотивации к учению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование   положительной мотивации к учению                                                            

1.В младшем школьном возрасте дети ,как правило, положительно относятся к школе. Они любознательны, открыты, непосредственны, верят в непререкаемый авторитет учителя и готовы выполнять любые его задания.

Но в тоже время, интересы младших школьников :

- неустойчивы ,без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться. Учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, взывают утомление;

-мало осознанны (ребята не могут назвать что и почему им нравится в учебном предмете);

-ориентированы на результат ;до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в работе.

Всё это обуславливает недостаточный интерес к учению.

В самом начале учёбы у детей преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда ,потом к содержанию учения и только потом к способам добывания знаний.

Меняются и познавательные мотивы. От интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям и принципам. Психологические исследования показывают, что уже ко 2классу может закладываться интерес к способам приобретения знаний.

Социальные мотивы развиваются от общего понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения для себя. Позиционные мотивы представлены желанием ребёнка получить одобрение учителя. Появляется стремление занять определённое место в коллективе сверстников.

Интерес к учебной деятельности возрастает в 1 и 2  классе и заметно снижается в 4 классе. Снижение интереса происходит более заметно в тех классах, где преобладает установка на сообщение готовых  знаний, на их запоминание , где активность детей носит подражательный характер. Так ученики 4 класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать с доски, учить наизусть правила  и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи , наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать.

Некоторое снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Угасает лишь общее положительное отношение к школе, так как оно еже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребёнка непосредственную эмоциональную привлекательность , он к этому привыкает. Понимание значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удаётся это сделать, снижения мотивации не происходит.

2Основные пути формирования положительной мотивации учебной деятельности.

Содержание учебного материала  выступает в виде той информации, которую дети получают от учителя и учебной литературы. Но сама по себе информация вне потребностей детей не имеет для них какого-либо значения и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая созвучна потребностям детей , подвергается эмоциональной и умственной переработке. При благоприятных условиях у младших школьников возникают и развиваются потребность в умственной деятельности, в осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в рефлексии и самооценке. При подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен учитывать характер потребностей своих учеников, чтобы содержание учебного материала способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ребятам, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен нести новую информацию,  быть достаточно сложным и трудным.

Организация учебной деятельности

Содержание учебного материала усваивается в процессе учебной деятельности. От того, какова она, из каких действий состоит, как эти части соотносятся друг с другом во многом зависит результат обучения. Изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

На мотивационном этапе ребята должны осознать, почему и зачем им надо изучить данный раздел программы., что именно они должны проделать , чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Этот этап

Обычно состоит из следующих учебных действий:

Создание проблемной ситуации, которая вводит в предмет изучения темы. Проблемная ситуация может быть создана разными приёмами:

-постановкой задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения  данной темы;

-беседой или рассказом учителя о значимости предстоящей темы;

-рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации .Учебная задача  показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важное условие организации учебной деятельности – подведение детей к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

После того, как основная учебная задача понята и принята, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, данное на изучение темы. Это создаёт перспективу работы. Затем учитель сообщает , что надо знать и уметь для изучения темы. Тем самым создаётся установка на  необходимость подготовки  к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные ученики дают самооценку своим  возможностям по изучению  темы, указывают, какой материал они повторяют и что ещё сделают для подготовки к предстоящим урокам.

 На операционально-познавательном этапе дети усваивают  содержание темы  и овладевают  учебными действиями  и операциями, входящими в это содержание

Рефлексивно-оценочный этап – итоговый  в процессе изучения темы, когда дети  учатся анализировать  свою деятельность , оценивать её. Работу по подведению итогов  надо организовать так, чтобы дети могли испытать эмоциональное удовлетворение от сделанного,  радость от победы над преодолёнными трудностями. Полезно использовать задания типа: «Составьте схему пройденного материала , в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме» или «Составьте вопросы и задачи , по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для того, чтобы  воспитать умение оценивать свою работу, уместно давать им такое домашнее задание : «Напишите перечень основных вопросов , пройденных нами  в данной теме , и рядом пометьте , как вы этот вопрос усвоили : хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили. На другом листочке перечислите те умения, которые вы должны были приобрести при изучении темы, и укажите, как вы усвоили эти умения: хорошо, слабо или вовсе не усвоили» Это  полезно для выработки адекватной самооценки, выяснения причин имеющихся пробелов и побуждения к ликвидации этих пробелов. Важно,  чтобы контроль и оценка использовались для побуждения учеников к дальнейшей работе , создания дальнейших перспектив этой работы.

Важную роль играют методы проблемно-развивающего обучения. Ведь формирование потребностей и мотивов происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, но если он не включился в эту деятельность ,то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется  устойчивая мотивация . Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать.  Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет  испытывать яркие положительные эмоции, то можно ожидать , что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но всё это для некоторых детей незначимо. Они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты своей деятельностью : мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмам  является создание проблемных ситуаций. Очень эффективно начинать создание проблемных ситуаций с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация будет толчком к началу интенсивного мышления.

Коллективные формы учебной деятельности также играют значительную роль в становлении мотивации учения. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу  даже  «глухих» ребят, так как , попав в группу одноклассников , которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны  товарищей. Когда ребёнок , работая коллективно в группе , находясь в общении с товарищами, наблюдает, какой интерес вызывает деятельность у ребят, как важна для них эта работа, то он сам начинает её ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, приводит к  становлению мотивации.

Для формирования устойчивой положительной мотивации важно, чтобы главным в  оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, Надо отметить все положительные стороны , продвижения в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Особенно осторожно надо использовать неудовлетворительные отметки . Надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребёнок ещё не знает, пока не усвоил.

3Переступая порог школы, у детей ведущей становится учебная деятельность.  Но игровая деятельность продолжается. Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, преодолением трудностей. Это приучает ребёнка к умственному труду. Одновременно  развивается логическое мышление.  Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять чёткую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, проявляют сообразительность и находчивость. В игре дети познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. В процессе игровой деятельности осуществляется физическое , эстетическое , нравственное воспитание. Выполняя правила игры , ребята приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу.

Чем интенсивнее игровые действия, которые использует учитель на уроках , тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют , обобщают, систематизируют полученные знания.

Работая с младшими школьниками , я поняла, что использование игровых технологий  на уроках , в группе продлённого дня , особенно в 1 классе, является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для ребят более комфортные условия  в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии в зимний( весенний, осенний) лес (парк) ,уроки-путешествия в страну (город, на остров). С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике «Прощай , букварь!», в игре-соревновании «Осенняя куча-мала», в КВН,… Активными бывают в проведении и подготовке подобных уроков и внеклассных воспитательных мероприятий родители, что позволяет уже с первых дней обучения детей в школе устанавливать с ними тесный контакт, привлекать к процессу обучения и воспитания. Практика показывает, что использование игровых технологий открывает учащихся  с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринуждённости заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых

Литература:

Ильин Е. П. «Мотивация и мотивы» СПб Питер 2003

Маркова А. К. , Матис Т. Д. , Орлов А. Б. «Формирование мотивации  учения» М. 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».

Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...

Памятка учителю по формированию положительной мотивации к учению

Данная памятка - результат подготовки к тематическому педагогическому совету - подборка конкретных рекомендаций по актуальной проблеме формированию положительной мотивации к учению....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и ...